Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.
Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счет-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемку товаров по количеству проводят
в определенные сроки. Количество поступивших
товаров определяют в тех же единицах
измерения, которые указаны в
сопроводительных документах. В случае
выявления недостачи, приемку следует
приостановить, обеспечить сохранность
товара, для участия в окончательной
приемке товаров следует
Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии со стандартами, ТУ и т.п. При обнаружении несоответствия товара составляется акт, в котором указывается количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качества. При этом приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность товара, уведомляется поставщик [2, c. 117].
После приемки товары доставляют в
места хранения. Процесс хранения
товаров в магазине предусматривает
их правильное размещение и укладку,
создание оптимального режима, наблюдение
и текущий уход за товарами. Сохранность
количества и качества товаров в
процессе их хранения должны обеспечить
материально-ответственные
Специфических условий хранения требуют и непродовольственные товары. Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организованно по товарным группам.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность подачи в торговый зал [1, c. 99].
Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т.д.), очищают от загрязнений, устраняют мелкие дефекты.
Значительная часть
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения используют тележки и тару-оборудование [12, c. 81].
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой
Однородные товары лучше размещать концентрированно.
Площади на отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование.
При выкладке товаров в упаковке
рекомендуется отдельные
Размещая товары в зале, и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т.д. [4, c. 55].
При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. Наибольшие по размерам и особо ценные товары следует размещать недалеко от прилавков обслуживания или рядом с рабочим местом контролера-кассира, чтобы они всегда были в пределах видимости работников торгового зала.
Товары, требующие нарезки, взвешивания, размещают за прилавком индивидуального обслуживания.
При размещении товаров в торговом зале, безусловно, должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсивным покупкам, если куплено главное [4, c. 33].
Важное значение имеет выкладка товаров, которая в совершенных условиях, является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия.
Выкладка товаров - это определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала (вертикальная, горизонтальная, рядами, стопками). Для каждого товара должен быть определен наиболее целесообразный способ его выкладки.
Выкладка товаров должна обеспечить привлечение внимания покупателей, удобство при отборе, сохранность товара, эффективное использование демонстрационной площади и емкости торгового оборудования.
Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепленными на специальных держателях [8, c. 69].
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
- встреча покупателя;
- предложение товаров;
- отбор товаров покупателями;
- расчет за отобранные товары;
- оказание покупателям
Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем - на периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи [6, c. 45].
В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Традиционная система
Традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) -метод продажи, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание.
Традиционное обслуживание используется,
если товар поступает
В магазинах, торгующих через прилавок,
процесс продажи более
В связи с этим, если позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания.
Самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Самообслуживание позволяет
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли [7, c.187].
Продажа товаров по образцам - это метод розничной продажи, основанный на свободном доступе и выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя).
Этот метод позволяет на сравнительно небольшой площади торгового зала представить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Рабочий запас может формироваться на рабочем месте продавца, в кладовых магазина, складах производителя или оптового продавца. Этот метод широко используется при реализации мебели, холодильников, телевизоров, тканей, осветительных приборов, музыкальных инструментов и технически сложных товаров [7, c. 191].
Широкое распространение в розничной торговле получила продажа товаров с открытой выкладкой. Это метод, при котором товары открыто выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует "вмешательства" продавца. Следовательно, ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом, выбор и отбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно (как и при самообслуживании), а далее следуют операции по проверке качества, консультации, взвешивание и отмеривание, упаковка и отпуск товаров продавцом.
Данный метод используется при продаже чулочно-носочных изделий, парфюмерии, сувениров, тканей и некоторых продовольственных товаров (овощей, фруктов и пр.) [10, c. 25].
При рациональной организации продажи методом открытой выкладки ускоряются операции по продаже товаров, увеличивается пропускная способность магазина и повышается производительность труда продавцов.
Третья часть торгово-
Услуга розничной торговли - результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров.
Услуги, оказываемые розничной
торговлей покупателям
Рассмотрим организацию
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
Шкловское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка и иных кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы (приложение А). В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, положениями, решениями органов управления и органов контроля потребительской кооперации, Уставом Шкловского районного потребительского общества.
Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине