Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:13, практическая работа
Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономи
Введение 3
1. Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами 5
1.1.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия 5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия 7
2. Методы управления дебиторской и кредиторской 10
здолженностью 10
2.1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости 10
2.2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и 28
кредиторами 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
Пример 2
Поставщик предлагает оплату по формуле "2/3 чистых 45"- Ставка процентов по краткосрочному кредиту – 50% годовых. Что выгоднее: оплатить материал (номинальная стоимость 800 млн. руб.) в течение 3 дней со скидкой 2% (800 - 800 * 0,02 * 784 млн. руб.) или через 45 дней по номинальной стоимости?
Вариант 1 - оплата при отгрузке (3 дня - время движения отгрузочных документов). Стоимость оплаты: 784 млн. руб. + процент за кредит на 45 дней * 784 * (1 + 0,5 * 45 /365) = 832.3 млн. руб. Вариант 2 оплата через 45 дней - 800 млн. руб. Предоставление скидки на этих условиях, таким образом, фирме не выгодно. Выгодная скидка определяется из условия: 800 * ( 1 + 0.5 * 45 1 365) < 800 X * 46,7 млн. руб. или 46,7 * 100 * 800 * 5,85%, т.е. скидка выгодна при кредите но формуле "5.85/3 чистых 45.
Продолжим пример, учтем влияние инфляции, составляющей 2% в месяц (за 45 дней). С учетом инфляции 800 млн. руб. через 45 дней по покупательной способности будут эквивалентны 800= 1,03 * 776,7 млн. руб. на текущий момент (момент отгрузки). Следовательно, с учетом инфляции условие выгодности получения скидки в коммерческом кредите должно определяться из условия, которое соблюдается при схеме "8.6/3 чистых 45".
4.
Условия платежей за
а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б) срок кредита;
в)
скидка за своевременность оплаты.
Перечисленные три условия
- 30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.
На
уровень дебиторской
-
оценка и классификация
-
контроль расчетов с
-
анализ и планирование
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Пример 3
Компания продает на условиях нетто/30 (необходимость выполнить платежи в течение 30 дней). Счета в среднем просрочены на 20 дней. Ежегодные продажи в кредит составляют 600000$. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность определяется следующим образом:
50/360 x 6000005 = 83333,28$.
Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.
Пример 4
Себестоимость продукции составляет 30 процентов от продажной цены. В среднем счета оплачиваются через четыре месяца после продажи. Средние продажи составляют 70000$ в месяц.
Капиталовложения в дебиторскую задолженность по данной продукции составляют:
Дебиторская задолженность
(4 месяца
X 70000%) 280000$
Инвестиция в дебиторскую задолженность
[280000$ (0,30 + 0,10)] 112000
Пример 5
Дебиторские задолженности составляют 700000$. Средняя заводская себестоимость равна 40% от продажной цены. Маржинальный доход до налогообложения составляет 10%. Затраты на хранение товарно-материальных запасов равны 3% от продажной цены. Торговые комиссионные - 8% от объема продаж. Инвестирование в дебиторскую задолженность равно:
700000$(0,40 + 0,03 + 0,08) = 700000$ (0,51) = 357000$.
Среднюю инвестицию в дебиторскую задолженность можно найти, умножив среднюю дебиторскую задолженность на отношение Стоимость/Продажная цена.
Пример 6
Если продажи в кредит, осуществляемые компанией, составляют 1200001, период поступления платежей равен 60 дням и себестоимость представляет 80% от продажной цены, то каковы, во-первых, средний баланс дебиторской задолженности и, во- вторых, среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность?
Оборачиваемость
дебиторской задолженности = 360/60 = 6
Продажи в кредит
Средняя дебиторская задолженность ------------------- =
120000$
= ------------ = 20000$
6
Среднее капиталовложение
в дебиторскую задолженность = 20000$ x 0,80 = 16000$.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1)
сравнение дополнительной
2)
сравнение и оптимизация
Оценка
реального состояния
Таблица 2
Классификация кредиторов по срокам возникновения задолженности | Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. | Удельный вес в общей сумме,% | Вероятность безнадежных долгов,% | Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. | Реальная величина задолженности, тыс. руб. |
0-30 дней | 1000 | 43,82 | 2 | 20 | 980 |
30-60 дней | 600 | 26,29 | 4 | 24 | 576 |
60-90 | 500 | 21,91 | 7 | 35 | 465 |
90-120 | 100 | 4,38 | 15 | 15 | 85 |
120-150 | 50 | 2,19 | 25 | 12,5 | 37,5 |
150-180 | 20 | 0,88 | 50 | 10 | 10 |
180-360 | 10 | 0,44 | 75 | 7,5 | 2,5 |
Свыше 360 | 2 | 0,09 | 95 | 1,9 | 0,1 |
Итого: | 2282 | 100,00 | 5,52** | 125,9 | 2156,1 |
* Рассчитывается
на основе экспертных оценок
или на основе статистики
**Расчетная величина:125,9/2282х 100%= 5,52%
Цифры говорят, что предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.
Ситуация 1
Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. Это положение иллюстрируется примерами 8 и 9 в разделе
Ситуация 2
Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
Ситуация 3
Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Рассмотрим пример сравнительной оценки двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:
1)
предоставление скидки ради
2) получение кредита без предоставления скидки.
Исходные данные:
- инфляционный рост цен - в среднем 2% в месяц;
- договорной срок оплаты - 1 месяц;
- при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3%;
-
банковский процент по
- рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.
Расчет приведен в таблице 3.
Таблица 3
Показатель | Предоставление скидки | Кредит |
1 | 2 | 3 |
1. Индекс цен | 1,02 | 1,02 |
2. Коэффициент дисконтирования | 0,98 | 0,98 |
3. Потери от скидки с каждой 1000 руб., руб | 30 | |
4. Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб | 1000-1000 х 0,98=20 | |
5. доход от альтернативных вложений капитала, руб. | (1000 – 30)х0,1х0,98=95,06 | (1000х0,1)х0,98=98 |
6. Оплата процентов, руб. | - | 1000 х 0,4/12 = 20 |
7. финансовый результат | 95,06-30-65,06 | 98-20-33,33 = 44,67 |
Расчет показывает, что при предоставлении скидки фирма может получить доход больше, чем при использовании кредита.
Как
уже было сказано, одним из важных
моментов в управлении оборотным
капиталом является определение разумного
соотношения между дебиторской и кредиторской
задолженностями. При этом необходимо
проводить оценку не только своих собственных
условий кредитования покупателей, но
и условий кредита поставщиков сырья и
материалов, с точки зрения уменьшения
затрат или увеличения дополнительного
дохода, получаемого предприятием при
использовании скидок. Предположим, что
поставщики сырья и материалов предоставляют
скидку 5% при оплате в момент отгрузки,
либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим
целесообразность использования скидки
с точки зрения покупателя, использующего
для досрочной оплаты кредит под 40% годовых.
Расчет приведен в таблице 4.
Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия