Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

Содержание

1. Понятие о конкурентоспособности предприятия
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности предприятия
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).doc

— 202.50 Кб (Скачать)

решении вопроса  о целесообразности патентования и  поддержания патента в действии;

разработке мероприятий  по стимулированию разработчиков и поставщиков. 

Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнении характеристик  анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.  

Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

параметров качества (технических);

экономических параметров. 

К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:

 параметры назначения;

эргономические  параметры;

эстетические  параметры;

нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые  она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления. 

Параметры назначения подразделяются:

на классификационные  параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);

параметры технической  эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;

конструктивные  параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и  производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные  параметры также могут служить  целям классификации;

Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

К группе экономических  параметров относятся полные затраты  потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также  условиями ее приобретения и использования  на конкретном рынке.

Полные затраты  потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Раскрывая данную тему, были сделаны следующие выводы.

Под конкурентоспособностью продукции понимают:

уровень экономическо-технических, эксплуатационных параметров товара, который позволяет выдержать  конкуренцию с другими аналогичными товарами на рынке;

сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную  оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно выявленных требований рынка или  свойств другого товара.

К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности  товара относят:

экономический потенциал и темпы роста экономики;

уровень развития науки техники;

участие в международном  разделении труда;

динамичность  и емкость внутреннего рынка;

социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;

гибкость финансовой системы;

государственное регулирование экономики;

обеспеченность  трудовыми и материальными ресурсами  и уровень квалификации ресурсов. 

Проанализировав методы оценки конкурентоспособности  продукции, можно сделать вывод, что оценка конкурентоспособности складывается из трех этапов:

1.анализа рынка и выбора наибольшего конкурентоспособного товара - образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности;

2.определение набора сравниваемых параметров двух товаров;

3.расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.

Данная оценка является эффективным средством  в области повышения качества и конкурентоспособности продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

1. Власова В.М.  Основы предпринимательской деятельности. М.: “Финансы и статистика”, 1995г.  

2.Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2004.-280с.-( высшее образование). 

3.Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: “ЮНИТИ”, 1995 . - 371 с. 

4.Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб. 1995 - 346 с. 

5.Экономика предприятия:  Учебник для вузов; Под ред В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара- 2-е изд., г и доп.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.-742с 

6.Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия