Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
1. Понятие о конкурентоспособности предприятия
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности предприятия
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Содержание.
1. Понятие о
конкурентоспособности предприятия
2. Критерии и
факторы конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности
предприятия
4. Заключение
5. Список используемой
литературы
Введение
Как отмечается в литературе, в конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. По жизненному уровню населения Россия находилась в седьмом десятке.
Одной из главных
причин такого положения является то,
что в России системно и профессионально
проблемами конкурентоспособности
никогда никто не занимался. Россия
10 лет строит рыночные отношения. Однако
ни Государственная Дума, ни Правительство
Российской Федерации, ни Российская академия
наук, ни Министерство образования Российской
Федерации и другие структуры не нашли
возможным включить в свои планы работ
решение проблемы конкурентоспособности
России. Впервые на государственном уровне
актуальность повышения конкурентоспособности
России прозвучала в Ежегодном послании
первого Президента Российской Федерации
Б.Н. Ельцина 30 марта 1999г. “Россия на рубеже
эпох”. Здесь только отметим, что “главной
идеей нашего вхождения в XXI век должно
стать повышение конкурентоспособности
России. Все действия Президента, Федерального
Собрания, Правительства, каждого министерства
и ведомства, каждого политика должны
оцениваться не с точки зрения соответствия
либеральным или антилиберальным экономическим
взглядам, а по единственному критерию:
“способствуют ли эти действия укреплению
или ослаблению конкурентоспособности
России”.
Руководство нашей
страны просто обязано во имя сохранения
России, приостановить падения
В течение многих
десятков лет в нашей стране, в
условиях высокой монополизации
производителей, регулятором производства
продукции являлся не реальный спрос,
а - с точностью до наоборот - производство
и административно-командный механизм
распределения, которые регулировали
потребление, формировали потребности
и выпуск показателей. В этих условиях
проблема конкурентоспособности товара,
у производителей практически не вставала,
а если и возникала, то решалась лишь в
отношении той продукции, которая подлежала
реализации на внешнем рыке. С развитием
рыночного механизма эта проблема в нашей
стране, естественно, резко обострилась,
и ее решение требовало от всех субъектов
рынка активного поиска путей и методов
повышения конкурентоспособности производимых
и потребляемых товаров. В связи с этим
в современной экономике главным направлением
финансово-экономической и производственно-сбытовой
стратегии каждого производителя становится
повышение конкурентоспособности производимого
им товара для закрепления его позиций
на рынке в целях получения максимальной
прибыли.
1.
Понятие о
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
вид производимого товара;
ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
лёгкость доступа на рынок;
однородность рынка;
конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
конкурентоспособность отрасли;
возможность технических новшеств в отрасли;
конкурентоспособность
региона и страны.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
Близость предприятия к клиенту.
Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
Рост производительности
благодаря использованию
Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
Умение твёрдо стоять на своём.
Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
Умение быть
одновременно мягким и жёстким. Держать
под жёстким контролем наиболее
важные проблемы и передавать подчинённым
менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность
продукции и
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар
- главный объект на рынке. Он имеет
стоимость и потребительную стоимость
(или ценность), обладает определенным
качеством, техническим уровнем и надежностью,
задаваемой потребителями полезностью,
показателями эффективности в производстве
и потреблении, другими весьма важными
характеристиками. Именно в товаре находят
отражение все особенности и противоречия
рыночных отношений в экономике.
Товар - точный индикатор
экономической силы и активности производителя.
Действенность факторов, определяющих
позиции производителя, проверяются в
процессе конкурентного соперничества
товаров в условиях развитого рыночного
механизма, позволяющего выявить отличия
данного товара от товара - конкурента
как по степени соответствия конкретной
общественной потребности, так и по затратам
на ее удовлетворение. Для этого товар
должен обладать определенной конкурентоспособностью.
В литературе определяется,
что конкурентоспособность
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
Основные требования
потребителей к техническим показателям
находят отражение в
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам -это регламентируемый параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.
Международные
стандарты устраняют
Международный
координационный центр по стандартизации
- постоянно действующее
Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.
Техническая конкурентоспособность
товаров - показатель весьма гибкий и
динамичный. Он перманентно меняется
в соответствии с темпами научно-технического
прогресса, происходящего как внутри страны,
так и у ведущих мировых производителей
той или иной продукции.
На наш взгляд, важно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:
1.ценовые показатели;
2.показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
3.показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы
4.показатели,
отражающие степень ответственности продавцов
за выполнение обязательств и гарантий.
Уровень цены непосредственным
образом определяет ценовую конкурентоспособность
товара. Понятно, что чем ниже уровень,
тем при прочих равных условиях выше
конкурентоспособность
Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия