Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

Содержание

1. Понятие о конкурентоспособности предприятия
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности предприятия
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Анализ эффективности  инвестиционных проектов издержек обращения  позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:

обеспечение технико-экономических  и качественных показателей, создающих  приоритетность продукции предприятия  на рынке;

изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;

выявление и  обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

выявление преимуществ  и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;

изучение мероприятий  конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

определение возможных  модификаций продукта путём повышения  качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение  внешнего оформления (дизайна);

выявление и  использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);

нахождение и  использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности  новой продукции;

приспособление  продукции к работе в различных  условиях: тропических или полярного  климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых); 

Дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;

воздействие непосредственно  на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок  новых и более прогрессивных  товаров, проведение активной рекламной  деятельности, предоставления денежного  или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия  на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе  технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.  
 
 
 

Такая оценка должна содержать следующие показатели:

потребность в  капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;

ассортимент конкурентоспособной  продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или  их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”);

потребность в  средствах на формирование спроса и  стимулирование сбыта; перечень мер  и приёмов, которыми предприятие  может обеспечить себе преимущество на рынке;

 создание  благоприятного представления о  предприятии у покупателей, выпуск  высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В современных  условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

В настоящее  время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.  

По методике оценки конкурентоспособности предприятия, наше предложение заключается в следующем:

уровень конкурентоспособности  считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно проводить  анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности  конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно считать  показатель устойчивости функционирования предприятия;

прогнозировать  перечисленные при комплексных  показателях минимум на 5 лет. 

Конкурентоспособность предприятия (К пред) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

n

К пред = S ai bi * Кi j → 1,

i=1

где:

ai – удельный  вес i-го товара организации  в объёме продаж за анализируемый  период, доли единицы, i =1,2… n, n

S ai = 1;

i=1 

bi – показатель  значимости рынка, на котором  представлен товар организации. Для промышленно развитых стран значимость рынка Фархутдиновым рекомендуется принимать равной 1, 0, для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5;  

Кi j - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.  

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности. 

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

если целью  исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации.

Задача стоит  в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

Рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

Анализируются направления развития аналогичных разработок;

Рассматриваются сферы возможного использования продукции;

Анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров. 

На основе изучения рынка и требований покупателей  выбирается продукция, по которой будет  проводиться анализ или формулируются  требования к будущему изделию, а  далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры  близки к соответствующему параметру  потребности.

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. 

Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.

Рассчитывается  интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности  анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  решения:

изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих  изделий или конструкции продукции;

изменение порядка  проектирования продукции;

изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

изменение цен  на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

изменение порядка реализации продукции на рынке;

изменение структуры  и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

изменение структуры  и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и  цен на комплектующие изделия  и состава выбранных поставщиков;

изменение системы  стимулирования поставщиков;

изменение структуры  импорта и видов импортируемой  продукции. 

Принципы и  методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;

разработке мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции;

оценке перспектив продажи конкретных изделий и  формировании структуры продаж;

разработке предложений  по развитию производственного потенциала предприятия;

контроле качества продукции;

установлении  цен на продукцию;

отборе продукции  при покупке через тендеры  и торги;

аттестации продукции;

подготовке технических  заданий по созданию новых образцов продукции;

решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;

подготовка информации для рекламы продукции;

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия