Анализ финансово-экономической деятельности ООО "Желдортранс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы оценки рентабельности, оценить рентабельность и предложить пути её повышения в ООО "Желдортранс".
Цель определила задачи исследования:
- рассмотреть экономическую сущность рентабельности предприятия и система её показателей;
- изучить основы факторного анализа рентабельности предприятия;
- дать организационную характеристику предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- оценить рентабельность ООО "Желдортранс";
- разработать пути повышения рентабельности ООО "Желдортранс".

Работа содержит 1 файл

Курсовая анализ рентабельности ООО Желдортранс.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

     Третья  группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств . Эти показатели характеризуют степень доходности средств, вложенных в предприятие [18, стр. 59].

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала [20, стр. 70].

     Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными  притоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком "здоровья" экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. В России эта работа находится лишь в первоначальной стадии.

     Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов [19, стр. 89].

     Приведем  формулы, по которым исчисляются  наиболее популярные показатели рентабельности .

     Необходимо  отметить, что для анализа рентабельности предприятия используются данные формы 1 (бухгалтерского баланса) и формы 2 (отчета о прибылях и убытках) бухгалтерской отчетности:

     1. Прибыль от продаж, тыс. руб. = стр. 050 формы № 2.

     2. Чистая прибыль, тыс. руб. = стр. 190 формы № 2.

     3. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ услуг, тыс.  руб. = стр. 010 формы № 2.

     4. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. = стр. 020+стр. 030+стр. 040 формы № 2.

     С использованием данных формы 1 рассчитываются:

  1. Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. =

     =(((стр. 490 + стр. 640 + стр. 650) на начало года)) + (((стр. 490 + стр. 640 + стр. 650) на конец года)) / 2

  1. Среднегодовая сумма долгосрочных заемных средств, тыс. руб. =

     = ((стр. 590 на начало года) + (стр. 590 на  конец года)) / 2

     3. Среднегодовая сумма основных  средств, тыс. руб. = ((стр. 130 на  начало года) + (стр. 130 на конец года)) / 2

     4. Среднегодовая сумма стоимости  имущества, тыс. руб. = (стр. 300 на  начало года + стр. 300 на конец года) / 2

     Непосредственно рентабельность рассчитывается с учетом показателей и формы 1 и формы 2.

     5. Рентабельность продаж, % = Прибыль  от продаж, тыс. руб. / Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг, тыс. руб.

     6. Рентабельность собственного капитала, % = Чистая прибыль, тыс. руб. / Среднегодовая  сумма собственного капитала, тыс.  руб.

     Показывает  эффективность использования собственного капитала.

     7. Рентабельность перманентного капитала, % = Чистая прибыль, тыс. руб. / (Среднегодовая  сумма собственного капитала, тыс.  руб. + Среднегодовая сумма долгосрочных  заемных средств, тыс. руб.)

     8. Фондорентабельность, % = Чистая прибыль,  тыс. руб. / Среднегодовая сумма основных средств, тыс. руб.

     Показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль основных средств.

     9. Рентабельность основной деятельности, % = Прибыль от продаж, тыс. руб. / Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ услуг, тыс. руб.

     Показывает  сколько прибыли от продаж приходится на 1рубль затрат.

     10. Экономическая рентабельность, % = Чистая  прибыль, тыс. руб. / Среднегодовая  сумма стоимости имущества, тыс.  руб.

     Показывает  эффективность использования всего  имущества предприятия. 

     1.3  Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг 

     Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы  роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли» [18, стр. 89].

     Анализ  безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

     • критического объема производства для безубыточной работы;

     • зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

     • запаса финансовой прочности предприятия;

     • оценки производственного риска;

     • целесообразности собственного производства или закупки;

     • минимальной договорной цены на определенный период;

     • планирования прибыли и т. д.

     Анализ  безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части — так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства [20, стр. 100].

     Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

     Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

     В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

     В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

     Данные  допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут  опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

     Основной  составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки») [1, стр. 59].

     Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции [1, стр. 59].

     При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

     Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

     Qmin = F/(P-a) , шт. 

     или в денежном выражении:

     Bmin=F/(1-b)

     где Q — количество единиц продукции;

       Р — цена единицы продукции;

      F—расходы постоянные;

      V— расходы переменные;

       а — величина переменных затрат  в цене единицы продукции;

       b — доля переменных затрат в базовой выручке.

     Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

     EBIT=PQ – F - a * Q,

     где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

     Необходимо  также раскрыть содержание такого термина, как запас финансовой прочности  и определить порядок расчета его величины.

     Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

     1. В абсолютном выражении:

     Зфин = Qплан – Qmin

     2. В относительном выражении:

     Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан

     Показатель  финансовой прочности, рассчитанный в  относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.

     3. В стоимостном выражении:

     Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р

     где Р — цена изделия.

     Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

     Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического метода просчитать последствия предпринимаемых мер.

     Помимо  рассмотренного математического метода анализа безубыточности и финансовой прочности рекомендуется рассмотреть  маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

     В последнее время большой интерес  вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении   производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального  дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от  методики анализа прибыли, которая  применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

     Маржинальная  прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

     Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

     Удельная  маржинальная прибыль (GMgm) — производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

     GMgm = р - а,

Информация о работе Анализ финансово-экономической деятельности ООО "Желдортранс"