Анализ финансового состояния организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:27, дипломная работа

Описание работы

Ф Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава 1 Сущность и назначение анализа финансового состояния предприятия 7
1.1 Значение анализа финансового состояния в современных условиях 7
1.2 Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия 16
1.3 Информационное обеспечение анализа финансового состояния 27
Глава 2 Методика анализа финансового состояния 38
2.1 Основные подходы к анализу финансового состояния 38
2.2 Классификация методов и приёмов анализа 48
2.3 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия 56
Глава 3 Оценка финансового состояния ОАО «Уралкуз» 67
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 67
3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Уралкуз» 77
3.3 Улучшение финансового состояния предприятия ОАО «Уралкуз» 107
Заключение 119
Список литературы 122

Работа содержит 1 файл

анализ финансового состояния организации.doc

— 770.50 Кб (Скачать)

     Конечный  финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

    Для проведения вертикального и горизонтального  анализа рассчитаем таблицу (приложение 9), используя данные отчётности предприятия из формы № 2.

    Из  данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2008 году существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом на 339 550,0  тыс. руб. или на 25,7%. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

        Увеличению  балансовой прибыли способствовало:

  • Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 376 235 тыс. руб. или на 27,9%.
  • Уменьшение операционных расходов на 60,6%, что в абсолютном выражении составило 940 874 тыс.руб.
  • Значительное влияние оказал рост прибыли от реализации на 37,2% или на 493 643 тыс. руб.

        Снижению  балансовой прибыли способствовало:

  • Превышение абсолютного изменения внереализационных расходов над абсолютным изменением внереализационных доходов на 36 685 тыс. руб.;
  • Превышение абсолютного изменения операционных расходов над абсолютным изменением операционных доходов на 117 517 тыс. руб.
  • Увеличение коммерческих и управленческих расходов в общей сумме на 136 119 тыс. руб.

    Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме, были перекрыты  действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим.

        

    Анализ рентабельности 

    В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

     Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

  Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  • Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
  • Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  • Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

     Расчёт  данных показателей по ОАО «Уралкуз» представлен в табл.7.

        Таблица 7

 Показатели рентабельности продукции  ОАО «Уралкуз», (тыс. руб.)

Показатели Расчет 2007 г. 2008 г. Отклонения

+ /-

1.Выручка  от реализации товаров, работ,  услуг (без НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей). стр.010 6 375 402,0  9 175 065,0  +2799 663,0
2. Прибыль от реализации. стр.050 1 328 508,0 1 822 151,0 +493 643,0
3. Балансовая прибыль. стр.140 1 320 636,0 1 660 186,0 +339 550,0
4. Чистая прибыль. с.140-150 1 002 844,0 1 282 180,0 +279 336,0
Расчетные показатели (%)
1. Рентабельность всей реализованной продукции. стр.050 стр.010     20,84%     19,86%     -0,98%
2. Общая рентабельность. стр.140 стр.010     20,71%     18,09%     -2,62%
3. Рентабельность продаж по чистой  прибыли. с.140-150 стр.010     15,73%     13,97%     -1,76%

Источник: Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006; данные бухгалтерской отчетности ОАО «Уралкуз»

     На  основе расчётов можно сделать следующие выводы:

     Показатель  общей рентабельности за отчетный период снизился с 20,7% в 2007 до 18,1% в 2008 году, то есть уменьшился на 2,6%. Это говорит о том, что в 2008 году каждый рубль реализации приносил в среднем на 2,6 копейки меньше балансовой прибыли, чем в 2007 году.

    Показатель  рентабельности продаж по чистой прибыли  также снизился к 2008 году с 15,7% до 14%. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько снизился. Таким образом, в 2008 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 14 копеек чистой прибыли.

     Рентабельность  всей реализованной продукции снизилась  за отчетный период на 1% и составила к концу 2008 года 19,9%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.

     Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции приемлемые, но имеют тенденцию снижения.

    Балансовая  прибыль на ОАО «Уралкуз» в 2008 году существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом на 339 550,0  тыс. руб. или на 25,7%. Её увеличению способствовало: увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, уменьшение операционных расходов, значительное влияние оказал рост прибыли от реализации.

    Снижению  балансовой прибыли способствовало превышение абсолютного изменения внереализационных расходов над абсолютным изменением внереализационных доходов, превышение абсолютного изменения операционных расходов над абсолютным изменением операционных доходов, а также увеличение коммерческих и управленческих расходов.

     Однако  факторы, уменьшающие балансовую прибыль  по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим.

     После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия в 2008 году осталось 1 282 180 тыс. руб. Этих средств достаточно для покрытия расходов предприятия.

     За 2008год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли снизились, по сравнению с 2007 годом, хотя показатели прибыльности имеют тенденцию роста.

     Общая рентабельность вложений находится  на достаточно высоком уровне, так  на 1 рубль имущества предприятия в отчётном году приходилось 40,4 коп. балансовой прибыли.

      В целом все показатели прибыли  и рентабельности в отчётном году держатся на хорошем уровне, что  положительно характеризует деятельность ОАО «Уралкуз» в 2008 году (относительно 2007года).

    Выводы: По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения (по состоянию на 31.12.2008 г.) и результатов деятельности ОАО "Уралкуз" в течение анализируемого периода, которые приведены ниже.

    Среди показателей, имеющих исключительно хорошие значения, можно выделить такие:

  • чистые активы превышают уставный капитал, при этом в течение анализируемого периода наблюдалось увеличение чистых активов;
  • значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное 0,71, можно характеризовать как вполне соответствующее нормальному;
  • коэффициент текущей, быстрой и абсолютной ликвидности полностью соответствуют нормативным значениям;
  • значительная, по сравнению с общей стоимостью активов организации прибыль;
  • за 2008-й год получена прибыль от продаж (1 822 151 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+493 643 тыс. руб.);
  • прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 1 282 180 тыс. руб. (+279 336 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

    Показатели  финансового положения ОАО "Уралкуз", имеющие положительные значения:

  • коэффициент автономии неоправданно высок (0,76). Полученное здесь значение говорит о слишком осторожном отношении ОАО "Уралкуз" к привлечению заемных денежных средств;
  • коэффициент покрытия инвестиций соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ОАО "Уралкуз" составляет 81%).

    Следующие 2 показателя финансового состояния  имеют нормальные или близкие к нормальным значения:

  • незначительная отрицательная динамика рентабельности продаж (-1,8 процентных пункта от рентабельности за аналогичный период года, предшествующего отчётному, равной 15,7%);
  • не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

    В ходе анализа были получены следующий  отрицательный показатель финансового  положения и результатов деятельности организации:

  • отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов (сальдо баланса) организации.

 

3.3 Улучшение финансового состояния предприятия ОАО «Уралкуз»

 

    Итак, в целом при анализе финансового состояния были выявлены следующие проблемы:

  • необходимость сокращения дебиторской задолженности;
  • необходимость сокращения себестоимости продукции;
  • наличие невостребованных материалов пригодных к реализации.

    В целях устранения этих проблем и  улучшения финансового состояния ОАО «Уралкуз» нами были разработаны мероприятия по повышению ликвидности и снижению дебиторской задолженности. 

    
  1. Мероприятие, направленное на снижение дебиторской задолженности и предотвращение неплатежей.

    Проанализируем  основных дебиторов предприятия.

     Таблица 8

Анализ  дебиторов предприятия

Название  предприятия Сумма задолженности, т.р. Удельный вес, % Срок просроченной задолж-ти
ООО ТД Мечел 166 527 34,2% более 3 мес.
Корпорация  Купер Камерон 60 84418 17,3% более 1 мес.
Пермский  моторный завод 61585 12,7% более 1 мес.
ГПНПКГ  Зоря-Машпроект 46816 9,6% более 6 мес.
ОАО УМПО 46636 9,6% более 6 мес.
Авиаагрегат 22061 4,5% более 3 мес.
ООО Сатурн 21603 4,4% более 6 мес.
ОАО ЧМК 18465 3,8% более 3 мес.
Корпорация  Камерон Компрешион 10794 2,2% более 1 мес.
ООО Мечел-энерго 2824 0,6% более 3 мес.
Энергостил 2702 0,6% более 6 мес.
ОАО Тверской вагоностроительный завод 2387 0,5% более 3 мес.
ИТОГО: 486 818 100,0%  

Информация о работе Анализ финансового состояния организации