Анализ финансов малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансов малого предприятия.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности организации финансов малых предприятий;
- изучить классификацию источников финансирования малых предприятий;
- на конкретном примере провести анализ финансов малого предприятия;
- сделать соответствующие выводы и заключение
Предметом анализа является исследование финансов предприятий малого бизнеса. Объек

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Особенности организации финансов малого предприятия 5
1.2 Классификация источников финансирования малого предприятия 8
2. Практическая часть 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Сравнительный анализ источников финансирования на малом предприятии 17
2.3 Выводы на основе проведенного исследования 27
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Анализ финансов малого предприятия, Султангареева, доработка.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

Анализ финансов малого предприятия

ПГТУ

 

Содержание

 

Введение

 

     В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто  займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

       Кто же сейчас может поддержать  российскую экономику? Это дело  и нужно отдать в руки мелкого  и среднего предпринимательства.  Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

     Актуальность  темы данной работы, заключается в том, что в настоящее время малый бизнес развивается, и для финансирования его деятельности, модернизации производства требуются финансирование. Сегодня наиболее острыми проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса, являются отсутствие серьезной финансовой поддержки и несовершенство нормативно-правовой базы.

     Цель  курсовой работы – провести анализ финансов малого предприятия.

     Задачи  курсовой работы:

     - изучить особенности организации финансов малых предприятий;

     - изучить классификацию источников финансирования малых предприятий;

     - на конкретном примере провести анализ финансов малого предприятия;

     -  сделать соответствующие выводы  и заключение

     Предметом анализа является исследование финансов предприятий малого бизнеса. Объект исследования – мини-пекарня ИП Сатторов А.И.

     Информационной  базой исследования послужили научные  труды и монографии по экономическому и финансовому анализу, российских авторов  Савицкой Г. В., Бланка И.А., Маркарьяна Э. А. и других, а также материалы таких журналов, как «Финансовый менеджмент», «Финансы» и другие.

   
1. Теоретическая часть

      1.1 Особенности организации  финансов малого  предприятия

 

     Одно  из, главных отличий малого предприятия  от крупного предприятия — порядок  финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малого предприятия существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства1.

       В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм  сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.    

     Рассматривая  особенность малых предприятий, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.

       Недостаток собственных средств,  принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства2.       

     Другой  пример. Малое предприятие  освоило  выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

     И еще один случай. Он типичен для  инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в  своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечение венчурного капитала.                    

       Предприниматели пытаются преодолеть  узкие рамки внутрифирменного  финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

       Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для малых предприятий без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие3. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.                           

1.2 Классификация источников финансирования малого предприятия

 

      Основной  отличительной особенностью малых  форм организации производства является высокая мобильность, обеспечивающая быстрое перемещение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Поэтому для его успешного функционирования требуется соответствующее законодательное, имущественное, финансовое, кадровое, информационное, организационно-методическое и техническое обеспечение. Первое положение подтверждает анализ источников финансирования малых и средних предприятий (МСП), которые представлены в табл. 14

 

Таблица 1 - Источники финансирования развития МСП (в % к опрошенным МСП).

Виды  источников Все предприятия «Молодые» «Взрослые»
Внутренние  источники

В том  числе:

- доходы от деятельности МСП

- личные  средства учредителей

Внешние источники

В том  числе:

- кредиты  банков

- средства  новых компаньонов

- частные  займы

- займы  других организаций

Нет возможности  развиваться

76,4 

67,0

21,7

25,5 

9,4

6,6

17,9

9,4

21,7

80,0 

72,0

28,0

32,0 

8,0

12,0

20,0

8,0

16,0

75,3 

65,4

19,8

23,5 

9,9

4,9

17,3

9,9

23,5

 

     Таким образом, финансирование малого бизнеса  может осуществляться из внутренних и внешних источников предприятия (кредиты, займы (у юридических и  физических лиц), и за счёт бюджетного финансирования малого и среднего бизнеса).

     Основным  же источником финансирования малого бизнеса являются собственные средства владельцев малых предприятий и  прибыль, полученная в результате деятельности бизнеса. Зачастую собственных средств  катастрофически не хватает, причём нехватка финансов может ощущаться как на этапе создания бизнеса (так называемый стартовый капитал), так и в процессе развития предприятия.

Информация о работе Анализ финансов малого предприятия