Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:30, курсовая работа
Денежные средства любого современного предприятия являются одной из ключевых сторон деятельности, именно на основании правильно организованного движения денежных потоков происходит развитие снабжение деятельности и реализация товаров, продукции услуг хозяйствующих субъектов. Анализ денежных средств предприятия позволяет существенно углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности организации, ее будущего финансового потенциала. Отчет о движении денежных средств дополняет информацию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках об изменении финансового состояния коммерческой организации.
Содержание
Введение 3
1. Место и значение анализа денежных средств в современных условиях 5
1.1 Учетно-аналитическое обеспечение анализа денежных средств предприятия 5
1.2 Средства анализа и управления денежными средствами на современных предприятиях 14
2. Практические аспекты аналитических исследований денежных средств 19
2.1. Ознакомление с деятельностью и структурой предприятия 19
2.2. Анализ состава и структура оборотных средств ООО «Торговый дом СТРЕЛА» 23
2.3 Анализ формирования и использования остатков денежных средств 37
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1. Аналитический баланс. 54
Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках 56
Эо = Ф / Оср * 100%, где:
Ф - финансовый результат деятельности предприятия;
Оср - средний остаток денежных средств.
Эо пр.год = 248,5 / 110,35 * 100% = 225,19 %
Эо отч. год = 134,12 / 75,92 * 100% = 176,66 %
Рассчитанные показатели для ООО «Торговый дом СТРЕЛА» оформим в таблицу 4.
Анализируя данные таблицы,
можно сделать следующие
Таблица 13. Расчет коэффициентов рентабельности для ООО «Торговый дом СТРЕЛА»
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменения |
Сумма денежных притоков (поступления), тыс.р. |
9490,78 |
11264,81 |
1774,03 |
Сумма денежных оттоков (платежей), тыс.р. |
9413,72 |
11215,48 |
1801,76 |
Финансовый результат |
248,5 |
134,12 |
-114,38 |
Средний остаток денежных средств ,тыс.р. |
110,35 |
75,92 |
-34,43 |
Коэффициент достаточности денежного потока |
100,8 |
100,4 |
-0,4 |
Коэффициент рентабельности израсходованных денежных средств |
2,64 |
1,20 |
-1,44 |
Коэффициент рентабельности поступивших денежных средств |
2,62 |
1,19 |
-1,43 |
Коэффициент рентабельности остатка денежных средств |
225,19 |
176,66 |
-48,53 |
Коэффициенты рентабельности характеризуют уровень отдачи денежных средств в финансовых результатах.
Сумма расходов денежных средств в прибыли за предыдущий год составляла 2,64%, а в отчетном году произошло снижение на 1,44%.
Сумма доходов денежных средств в сумме прибыли также снижается. По сравнению с предыдущим годом в отчетном году произошло снижение на 1,43%. Аналогичная ситуация происходила и с суммой остатков денежных средств. Снижение коэффициентов рентабельности является отрицательной тенденцией.
В повседневной практике возможно возникновение ситуаций, когда сумма заявок в определенный день превысит доступный объем платежных ресурсов. Именно с такими ситуациями помогает справляться механизм приоритетности платежей.
Для того чтобы установить приоритетность платежей, нужно последовательно выполнить несколько шагов.
Во-первых, требуется определить перечень статей расходов и их статус. По статусу статьи делятся (в большинстве случаев) на три группы:
- статьи, которые должны
оплачиваться в первую очередь.
- статьи, оплачиваемые во вторую очередь. Например, затраты на приобретение материалов и комплектующих, арендная плата;
- статьи, платежи по которым осуществляются только после того, как исполнены платежи по первой и второй группам. Например, расходы на хозяйственные нужды компании.
Во-вторых, необходимо определить значимость контрагента для компании. В первую очередь должны оплачиваться счета, выставленные стратегическими партнерами, в долгосрочном сотрудничестве с которыми компания наиболее заинтересована.
Третьим шагом станет определение статуса договора. С одним и тем же контрагентом может быть заключено несколько договоров, а договоры эти не всегда равнозначны. Поэтому в условиях дефицита средств целесообразно определить приоритеты исполнения договоров, в соответствии с которыми будут оплачиваться выставленные счета.
В результате компания получит список статей с заранее установленными приоритетами и проранжированный список контрагентов и договоров. Это позволит оптимизировать платежный календарь, принимать решения о том, в какой последовательности целесообразно выполнять платежи, какие платежи можно отложить, а какие - нет.
При этом ответственным сотрудникам не придется каждый раз привлекать специалистов других отделов, чтобы определить приоритет отдельно взятой заявки. А это, в свою очередь, позволит сэкономить время работников и положительно скажется на взаимодействии подразделений.
Еще один важный инструмент системы управления финансами - нормирование остатков денежных средств. Норматив позволяет определять дефицит или избыток платежных средств и принимать решения по распоряжению ими в краткосрочной перспективе с целью получения максимального эффекта.
Все эти инструменты взаимосвязаны и вместе составляют единую систему, эффективность которой можно контролировать с помощью ключевых показателей.
Малому предприятию, для
того чтобы оценить целесообразность
внедрения системы
Задуматься о внедрении казначейства необходимо в следующих случаях:
- если происходит увеличение количества контрагентов;
- предприятие имеет сложную организационную структуру;
- растут обороты, увеличивается
количество казначейских
- предприятие ведет разноплановую деятельность.
Часто в компаниях функции казначейства выполняют различные подразделения. Например, финансовый директор утверждает отчетность, планово-экономический отдел планирует движение денежных средств, бухгалтерия отвечает за взаимодействие с банком.
Однако для достижения максимального эффекта от внедрения системы казначейства этого недостаточно. И связано это с различными факторами. В частности, для казначейства принципиально важно в каждый момент времени видеть реальный остаток денежных средств на расчетных счетах. Тогда как бухгалтерия проводит платежки только после получения подтверждения на бумажном носителе, что может занять несколько дней. В результате эффективность работы снижается.
Кроме того, проблемы могут возникнуть из-за неправильно построенной организационной структуры. Например, когда подразделение, отвечающее за договорные отношения или предоставляющее информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, не подчиняется напрямую финансовому директору. В результате мотивация у подразделений разная, а эффективность управления финансами падает.
За управление денежными средствами должно отвечать отдельное специализированное подразделение, подчиняющееся напрямую финансовому директору. К функциям этого отдела будет относиться оперативное управление финансовыми потоками, основанное на организации взаимоотношений с банками, страховыми компаниями, различными фондами и другими финансовыми институтами.
Прежде чем начать работы по внедрению, необходимо определить цели и требования к системе, сроки и бюджет проекта, а также назначить ответственного.
Следующий шаг - это создание единой методологии управления денежными средствами компании. При этом методика учета и набор мероприятий для разных предприятий могут сильно отличаться.
Например, в маленькой
фирме выполнять функции
Перед тем как приступить к разработке методологии, целесообразно составить план мероприятий. Это поможет контролировать работу по созданию методики, своевременно подключать к процессу различных сотрудников компании. Коротко план мероприятий выглядит так:
- анализ текущих бизнес-
- описание будущих бизнес-процессов компании;
- определение центров финансовой ответственности;
- построение бюджета движения денежных средств;
- разработка процедуры
согласования заявок и
- создание методики финансового планирования;
- формирование регламента
выполнения казначейских
- разработка методики оценки эффективности системы казначейства.
Количество мероприятий может быть сокращено. Если, например, в компании уже применяется система бюджетирования, то финансовая структура определена, а БДДС разработан.
Первым результатом
создания методики станет документ "Описание
текущих бизнес-процессов
Основным итогом создания системы будет единый документ "Регламент выполнения казначейских функций". В него войдут все разработанные формы, процедуры и методики. В соответствии с этим документом будет осуществляться весь процесс казначейской деятельности в компании.
Еще одним результатом создания методики станет документ "Альбом печатных форм". Печатные формы и бланки являются частью регламента, но их все же рекомендуется хранить отдельно для удобства пользователей.
Итоговый результат создания методики - документ "Методика оценки эффективности системы казначейства". Он тоже включается в регламент, но использоваться будет уже для оценки эффективности самой методики.
Итак, для каждой компании необходим свой набор мероприятий. Существует много нюансов, которые следует учитывать при формировании методики.
Поэтому важно, чтобы разработкой занимались квалифицированные специалисты, имеющие практический опыт в данной области. А результатом станет упорядоченная и эффективная работа казначейства, которая позволит предприятию получить оптимальный эффект от управления денежными средствами.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся оборотных средств предприятия, состав показателей бухгалтерской отчетности Цели, поставленные в данной работе были достигнуты путем решения поставленных задач. По результатам исследования в данной работе можно сделать следующие выводы:
Список использованной литературы