Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:57, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть
1.1 Анализ динамики и реализации продукции………………………………....4
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции………………………...........5
1.3 Анализ ритмичности работы предприятия………………………………….6
1.4 Анализ качества продукции………………………………………………….7
1.5 Анализ факторов изменения объема выпуска и реализации ……………..10
2. Аналитическая часть………………………………………………………….14
2.1. Общая характеристика ФГУП УПП-1…………………………………….14
2.2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции…………………....16
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………….17
2.4. Анализ качества произведенной продукции………………………………19
2.5. Анализ ритмичности работы …………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 71,4 %, а объем реализации продукции увеличился на 76,6%. Динамика показывает устоявшуюся тенденцию преобладания темпа производства над темпом реализации и свидетельствует о том, что нереализованная в течение года продукция остается на складах предприятия.
Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической.
Темп роста выпуска продукции:
=130,889%
Темп прироста выпуска продукции:
Темп роста реализации продукции:
= 132,834%
Темп прироста реализации продукции:
Анализ
реализации продукции тесно связан
с анализом выполнения договорных обязательств.
Недовыполнение плана по договорам
для предприятия оборачивается
уменьшением выручки, прибыли, прибыли,
выплатой штрафных санкций. Кроме того,
в условиях конкуренции предприятие может
потерять рынки сбыта продукции, что повлечет
за собой спад производства.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Таблица 3. Анализ выполнения плана по ассортименту
Изделие | Объем производства, тыс. руб. | Процент выполнения плана, % | V продукции, зачтенной в план, тыс. руб | |
План | Факт | |||
КПД | 571031 | 665686 | 116,57 | 571031 |
Бетонные изделия | 17882 | 13760 | 76,95 | 13760 |
Товарный бетон | 31668 | 26121 | 82,48 | 26121 |
Итого | 620581 | 705657 | 92 | 610912 |
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Используя метод среднего процента (610912/620581х100) мы увидим, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,44 % за счет преобладания доли более дорогой продукции (продукции крупнопанельного домостроительства). Это дает понять что ассортимент на предприятии постоянен.
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по изделиям крупнопанельного домостроительства составил 116,57%, по бетонным изделиям – 76,95 %, по товарному бетону 82,48 %.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Таблица 4. Определение структуры выпускаемой продукции
Изделие | Цена, руб | Объем производства, м3 | Структура продукции, % | Выпуск, тыс. руб. | DТп, тыс. руб. | ||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт при плановой структуре | Факт | |||
КПД | 10253 | 55694 | 64926 | 83,88 | 88,17 | 571031 | 558378 | 665686 | 107308 |
Бетонные изделия | 8941 | 2000 | 1539 | 3,01 | 2,09 | 17882 | 13348 | 13760 | 412 |
Товарный бетон | 3640 | 8700 | 7176 | 13,10 | 9,74 | 31668 | 24944 | 26121 | 1177 |
Итого | --- | 66394 | 73641 | 100,00 | 100,00 | 620581 | 596670 | 705567 | 108897 |
При условии фактического снижения выпуска бетонных изделий на 23,05% и снижения выпуска товарного бетона на 17,51% по сравнению с плановым, общий выпуск должен был сократиться, но при увеличении выпуска изделий КПД на 16.57% фактический выпуск составил 705567, что на 108897 тысяч рублей или на 13,69% больше запланированного значения. Что доказывает увеличение доли более дорогой продукции в общей структуре выпуска.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет
влияния структуры производства
на уровень перечисленных
Изделия КПД тыс. руб.
Бетонные изделия тыс. руб.
Товарный бетон тыс. руб.
Итого
Метод
абсолютных разниц выявил что изменения
структуры выпуска продукции
привело к увеличению выручки
от реализации на 23529,25 тыс. руб.
2.4. Анализ качества произведенной продукции.
Определение потерь от брака в 2006 году.
Себестоимость забракованной продукции (С): 1483 тыс.руб.
Расходы по исправлению брака (Р): 236 тыс. руб.
Стоимость брака по цене возможного использования (Sб): 1616 тыс. руб.
Сумма удержаний с виновных лиц (Sy): 18,8 тыс. руб.
Рентабельность товарной продукции (Rтп): 14,9%
Потери от брака (Пб):
Потери в товарной продукции –
Сумма недополученной в связи со случаями брака прибыли от реализации товарной продукции составляет 96,75 тыс. руб. что составляет 18,2% от общего объема произведенной продукции.
Изучаются
причины понижения качества и
допущенного брака продукции
по местам их возникновения и центрам
ответственности и
2.5. Анализ ритмичности работы
Таблица 5. Определение ритмичности выпуска товарной продукции
Квартал | Выпуск продукции, руб. | Удельный вес, % | Процент выполнения плана | Коэф. ритмичности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
1 | 190770 | 231023 | 20,71 | 26,98 | 20,71 | 1,21 |
2 | 226158 | 191909 | 24,55 | 22,41 | 22,41 | 0,85 |
3 | 254662 | 231056 | 27,65 | 26,98 | 26,98 | 0,91 |
4 | 249592 | 202437 | 27,09 | 23,64 | 23,64 | 0,81 |
Год | 921182 | 856425 | 100,00 | 100,00 | 93,74 | 0,93 |
Из таблицы видно, что удельный вес фактически изготовленной продукции в первом квартале составил 26,98%, что больше планового показателя на 6,27%. Во втором квартале фактический удельный вес составил 22,41 %, что меньше показателя по плану на 2,14%, в третьем квартале фактический показатель составил 26,98% что меньше планового на 0,67% и в четвертом квартале фактический и плановый удельный вес различаются на -3,45%. Выполнение плана по первому, второму третьему и четвертому кварталу составили 1,211; 0,848; 0,907 и 0,811 соответственно. Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности составила: по первому кварталу 20,71% по второму 22,41% по третьему кварталу 26,98% и по четвертому - 23,64%
Критм = 20,71+22,41+26,98+23,64=93,74%
Таким образом план выполняется на 93,74%
Далее
нужно уделить внимание коэффициенту
аритмичности. Он рассчитывается как
сумма положительных и
Карит = 0,211-0,152-0,093-0,189 = -0,223
Теперь определим Коэффициент вариации (Кв). Показатель рассчитывается как отношение среднеквадратичного отклонения к среднему значению.
Это значит, что
выпуск продукции поквартально отклоняется
от графика на 11,24%
Заключение
Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Также
важным является ритмичность работы
предприятия. Ритмичность – это
равномерный выпуск и отгрузка продукции
в соответствии с графиком в объеме
и ассортименте, предусмотренных
планом. Ритмичная работа является
условием своевременного выпуска и реализации
продукции. Неритмичность ухудшает все
экономические показатели.