Анализ дебиторской задолженности (на примере ООО «Ланг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе теоретической литературы провести анализ состояния дебиторской задолженности предприятия..

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

рассмотреть состав и виды дебиторской задолженности;
исследовать методику анализа дебиторской задолженности предприятия;
проанализировать состав, структуру и динамику дебиторской и задолженности исследуемого предприятия;
разработать рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОО «ЛАНГ»
1.1. Характеристика деятельности предприятия
1.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности
2.2. Цель, задачи и методика анализа дебиторской задолженности предприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ООО «ЛАНГ» И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
3.2. Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
3.3. Разработка рекомендаций по улучшению состояния дебиторской задолженности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛАНГ.doc

— 657.50 Кб (Скачать)
 

      В 2008 г. наблюдается незначительное снижение значения такого показателя как, показатель отношения прибыли от продаж к запасу финансовой прочности (на 0,13 п.). В 2008 г. порог рентабельности составил 51020 тыс. руб., что выше показателя 2007 г. на 21132,50 тыс. руб. Следовательно, в 2008 г. у предприятия достаточно суммы выручки необходимой для возмещения постоянных расходов.

      ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

      2.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности

       

     Все фирмы стараются производить  продажу товара с немедленной  оплатой, но требования конкуренции  вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность

     Дебиторская задолженность – это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.

     Дебиторская задолженность – это важная часть оборотных активов, называемая также счетами дебиторов, и имеет прямое влияние на позицию наличных денежных средств и платежей.

     Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг [9,С.308].

     По  своей экономической сущности дебиторская  задолженность представляет собой  средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Это просто деньги. Деньги, которые у предприятия, по идее, есть, но не «живьем», а в виде обязательств, выраженные в той или иной форме. Деньги, каковы бы они не были, это тоже товар. А товар, как известно можно продать. Вопрос в том, можно ли осуществить такую сделку, имеется ли покупатель на этот товар и насколько целесообразна такая продажа, в частности, по сравнению с другими вариантами взыскания долгов. «В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития» [11,с.276].

     Главным фактором, определяющим финансовое положение  предприятия, является состояние его  оборотных средств и одного из элементов – дебиторской задолженности.

     «Оборотные  средства (оборотный капитал) - это  часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному  признаку в состав оборотных средств  включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах» [17,с.182].

     Дебиторская задолженность относится ко второй группе оборотных средств «Фонды обращения».

     Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов, состоянием дебиторской задолженности лежит в первую очередь на самом предприятии. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусматривается специальное подразделение финансовой службы.

     По  характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится задолженность, которая обусловлена ходом выполнения производственной задачи предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабление контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям).

     Актив «дебиторская задолженность» имеет  три существенных характеристики:

     1) он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую прирост денежных  средств; 

     2) представляет собой ресурсы, которыми  управляет хозяйствующий субъект. 

     3) права на выгоду или потенциальные  услуги должны быть законные  или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива, у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. [4,с.211]

     Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.

     По  структуре дебиторской задолженности, срокам возникновения и погашения, причинам возникновения и деловым партнерам можно судить об эффективности использования организацией имеющихся денежных средств, о рациональности условий заключенных договоров и ряде других показателей.

      В условиях рыночной системы любая  компания стремится как можно  скорее реализовать свои товары и услуги с целью получения денежной наличности. Однако рост объемов продаж товаров и услуг в кредит увеличивает сроки поступления денег на расчетные счета. Увеличению продаж в кредит способствуют следующие факторы:

      - усиление конкуренции между товаропроизводителями на рынке;

      - стремление уменьшить «пролеживание»  товаров и запасов, а значит, и складские расходы;

      - увеличение оборачиваемости и  эффективности использования оборотных фондов.

      Для целей учета и анализа дебиторская  задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

     Значительный  удельный вес дебиторской задолженности  в составе оборотных активов  определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

     1. Объем продаж и доля в них  реализации на условиях последующей  оплаты. С ростом выручки (объема  продаж), как правило, растут и  остатки дебиторской задолженности. 

     2. Условия расчетов с покупателями  и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской задолженности.

     3. Политика взыскания дебиторской  задолженности. Чем активнее предприятие  во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности.

     4. Платежная дисциплина покупателей.  Объективной причиной, определяющей  платежную дисциплину покупателей  и заказчиков, следует назвать  общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных средств в качестве платежных средств используют суррогаты. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

     5. Качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии  должна быть сформирована информация  о величине и возрастной структуре  дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.[9,с.311]

      2.2. Цель, задачи и  методика анализа дебиторской  задолженности предприятия

 

     Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

    Анализ  дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. [10,с.292] Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Таким образом, анализ дебиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем.

    В процессе анализа нужно изучить  динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, есть ли в ее составе  суммы, нереальные для взыскания, или  таких, по которым истекают сроки исковой давности.

     Динамика  дебиторской задолженности, интенсивность  ее увеличения или уменьшения оказывают  большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние  предприятия. При анализе, кроме показателей баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов. [21,с.257]

      Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в текущих активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

      Эффективная организация анализа и управление дебиторской   и кредиторской задолженностью решает следующие задачи, стоящие перед предприятием:

      - обеспечение постоянного и действенного  контроля за состоянием задолженности,  своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;

      - соблюдение допустимых размеров  дебиторской и кредиторской задолженности  и их оптимального соотношения;

      - обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;

      - выявление неплатежеспособных и  недобросовестных плательщиков;

      - определение политики предприятия  в сфере расчетов, в частности  предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.

      Самсонов  Н.Ф.. считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета [21,с.258]. 

      Бланк И. А. предлагает на первом этапе анализа оценить также уровень дебиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечение оборотных активов в дебиторскую задолженность, и уровень кредиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечения текущих (краткосрочных) обязательств в кредиторскую задолженность [6,с.212].

      Балабанов И.Т.. предлагает оценивать качество задолженности по следующим показателям:

      - доля сомнительной дебиторской  задолженности в общей сумме  дебиторской задолженности;

      - доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;

      - доля просроченной кредиторской  задолженности в общей сумме  кредиторской задолженности;

      - доля просроченных кредитов и  займов (кредиты и займы не  погашенные в срок) в общей  сумме кредитов.[4,с.227]

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности (на примере ООО «Ланг»)