Административные методы управления на сельскохозяйственном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование и дальнейшее совершенствование административных методов управления на примере ОАО «Мокинское». В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Обобщить, изучить и систематизировать теоретические материалы, касающиеся проблем управления деятельности предприятия.
2. Проанализировать текущее состояние административных методов управления в ОАО «Мокинское» на предмет выявления возможных недостатков.
3. Разработать предложения по совершенствованию административных методов управления в ОАО «Мокинское».

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть:
1.1 Основные методы управления………………………………………...5
1.2 Понятие и сущность административного управления……………….6
1.3 Характеристика административных методов управления в менеджменте………………………………………………...... 7
2. Организационно-правовая характеристика предприятия ОАО «Мокинское»……………………………………………………………………..19
1. Размеры, специализация производства и сочетание отраслей на предприятии……………………………………………………………20
2. Организация и эффективность использования ресурсного потенциала предприятия……………………………………………...23
3. Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.………………………………………...…31
3. Анализ административных методов управления в ОАО «Мокинское»…..32
4. Направления совершенствования административных методов управления в ОАО «Мокинское»………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемых источников………………………………………..……42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Админист. метод. упра. - распечатать.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.

     Процесс обобщения организационного опыта  включает в себя: командировки для изучения опыта родственных предприятий своей отрасли, предприятий смежных отраслей, зарубежного опыта, изучение и обработку документальных информационных источников (книги, журналы, экспресс-информация, ведомственные материалы и т. д.)

     Таким образом, организационно-распорядительные методы воздействия включают в себя комплекс разнообразных способов и приемов, с помощью которых осуществляется конкретная организаторская работа, как в сфере объекта, так и в сфере субъекта управления любого уровня.

     Административно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно-распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

     Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

  1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.
  2. Поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.
  3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

     Административно-распорядительное воздействие в отличие от экономических методов, действующих на объект управления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и прямо воздействует на поведение объекта управления.

     Административно-распорядительные методы представляют собой систему способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.

     Административно-распорядительные методы управления опираются:

     1) на систему законодательных актов  федерального и местного значения;

     2) на нормативно-директивные и методические  документы организации (приказы,  распоряжения и указания руководителя);

     3) на планы, программы и задания;

     4) на оперативное руководство.

     В систему законодательных актов  входят конституционные и федеральные законы, указы президента, постановления правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной власти для обязательного применения на территории всей страны и ее отдельных субъектов. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления.

     В систему нормативно-директивных  и методических документов организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

     По  сравнению с вышерассмотренными законодательными актами документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем системы управления конкретной организации, а также порядок составления и использования технических и экономических документов.

     Обязательные  атрибуты нормативно-директивных документов фирмы – это цель составления  документа, основание для его  разработки, место данной цели (задачи, функции) в системе менеджмента, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, контролирующее лицо, санкции за неисполнение, источники информации. В методических документах кроме этих данных должны быть приведены конкретные методы осуществления рабочих операций.

     Система взаимосвязанных планов, программ и  заданий тоже относится к административным методам менеджмента, так как  они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации. [

     Наряду  с рассмотренными выше тремя административными  методами менеджмента в настоящее  время широко применяется оперативное  управление, основанное на личной власти руководителя.

     В современной литературе выделяются пять основных форм власти:

     1. Власть, основанная на принуждении.  Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность наказывать, таким  образом, который помешает удовлетворению какой-либо насущной потребности.

     2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

     3. Экспертная власть. Исполнитель  верит, что влияющий обладает  специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

     4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства  влияющего настолько привлекательны  для исполнителя, что он хочет быть таким лее, как влияющий.

     5. Законная (традиционная) власть. Исполнитель  верит, что влияющий имеет,  право отдавать приказания, и  что его долг – подчиняться  им.

     Обычно  руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и тому подобное.

     Однако  в некоторых ситуациях и подчиненные  имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, влияние, которое подчиненные могут оказывать па своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

     Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понимается любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение и ощущения другого человека. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству – это убеждение и участие.

     Убеждение – это эффективная передача своей  точки зрения, а участие – форма  влияния, при которой руководитель не делает никаких усилий, чтобы  навязать подчиненному свою волю, а  просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. [9]

2. Организационно-правовая характеристика предприятия ОАО «Мокинское».

   Административно – хозяйственный центр расположен в селе Мокино. Расстояние до районного  центра г. Советск – 25 км., до областного центра г. Кирова – 161 км., до ближайшей железнодорожной станции г. Котельнича – 145 км. Связь с районным и областным центрам осуществляется по дороге с асфальтным покрытием, внутрихозяйственная связь - по грунтовым дорогам. На территории хозяйства расположено три населенных пункта. На центральной усадьбе с. Мокино имеется фельдшерско-акушерский пункт, школа, детский сад, столовая, магазин.       Основной вид деятельности ОАО «Мокинское»: производство и реализация сельскохозяйственной продукции.      Юридический статус хозяйство получило в 2003 году. Форма собственности – частная, форма руководства отраслевая. Организационно правовая форма: открытое акционерное общество. Уставной капитал общества состоит из номинальной стоимости обыкновенных именных акций общества в количестве 10639 штук, приобретенных акционерами, и равен 106390 рублей. Общее число акционеров составляет 295 физических лиц. Общее собрание акционеров является высшим органом управления  и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности предприятия в т.ч. отменять или утверждать решения правления  и наблюдательного совета.

   Наблюдательный  совет осуществляет контроль за деятельностью правления ОАО. В его состав входят три члена общества. Член наблюдательного совета не может являться одновременно членом правления, председателем правления. Члены наблюдательного совета избирают председателя из своего состава.       Правление ОАО является исполнительным коллегиальным органом. Правление руководит деятельностью общества в период между общими собраниями акционеров. Члены правления избираются из числа акционеров. Правление собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и принимает решения большинством голосов. Правление подотчетно наблюдательному совету и общему собранию.     Во главе ОАО стоит генеральный директор, который избирается общим собранием акционеров. Схема структуры управления ОАО «Мокинское» приведена в приложении А.         ОАО «Мокинское» имеет сложное организационное устройство. Организационная структура предприятия в значительной степени зависит от его размеров, которая определяется количеством внутрихозяйственных единиц. В основу данной структуры управления положен отраслевой принцип построения хозяйства, когда вместо многоотраслевых подразделений создаются цеха, которые специализируются на производстве определенного вида продукции, а также цеха по оказанию работ, услуг. Цеха являются специализированными подразделениями. Главные специалисты являются одновременно начальниками цехов и непосредственными руководителями производства. В настоящее время в ОАО «Мокинское» имеется 3 цеха и 2 отдела:

    • цех растениеводства,
    • цех животноводства,
    • цех механизации,
    • отдел строительства и ремонта,
    • служба по хозяйственной части и быту.

      Цеховая структура ставит своей целью упорядочить работу аппарата управления, рационально расставить работников. В хозяйстве также имеются: гараж, мастерская для ремонта тракторов и комбайнов, машинный двор для хранения техники со всех отделений, токовое хозяйство, подразделение по ремонту и строительству, электроцех, котельные, нефтебаза для хранения и отпуска ГСМ, центральный склад. Схема организационной структура ОАО «Мокинское» приведена в приложении Б.

     2.1 Размеры, специализация  производства и  сочетание отраслей  на предприятии.

     Одним из принципов рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях является углубление специализации и рациональное сочетание отраслей. Цель специализации - создание условий для увеличения прибылей, достижения высокой производительности труда, увеличения производства продукции, повышения ее качества. Основными видами производимой продукции являются: производство молока,  производство зерна, мясо КРС.

     Источниками данных о сумме выручки от реализации продукции является годовой отчет  формы 7 ОАО «Мокинское».

     Из результатов анализа таблицы №1 видно, что хозяйство небольшое по размерам. Годовая выручка от реализации всей продукции за 2010 г. составила 56310 тыс.руб. Положительным является то, что стоимость основных производственных фондов за 4 года увеличилась на 31,2 %. Численность работников в 2010 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 16 человек или на 8,4 %. Снижение численности работников связано с применением новых технологий в производстве и приобретении новой более производительной техники, и оборудования. Денежная выручка от реализации продукции в 2010 году возросла на 51,8 % по сравнению с 2007 г. Поголовье КРС снизилось на 1,4% по сравнению с 2007 г. Площадь сельскохозяйственных угодий в 2010 году осталась на уровне 2009 г., по сравнению с 2007 г. снизилась на 0,1%.

Таблица 1 - Показатели размера ОАО «Мокинское».

 
Показатели
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
 
2010 г.
2010 г. в % к  2007 г.
Денежная  выручка от реализации продукции, тыс.руб.  
37083
 
41630
 
42524,
 
56310
 
151,8
Среднесписочная численность, чел. 191 180 179 175 91,6
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.  
88540
 
106799
 
110609
 
116149
 
131,2
Поголовье КРС, гол. 1623 1639 1599 1600 98,6
Площадь сельскохозяйственных угодий, га.  
7457
 
7446
 
7446
 
7446
 
99,9

Информация о работе Административные методы управления на сельскохозяйственном предприятии