Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:18, дипломная работа
Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Введение……………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Чувашский фольклор: культурно-образовательные аспекты ... 7-38
1.1. Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры…………………………………………………………..
7
1.2. Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика………………………..
13
1.3. Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... 24
Глава 2. Чувашский фольклор в школе………………………………….. 39-52
2.1. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора…………………………………………………..
39
2.2. Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки….………………….….
47
Заключение…………………………………………………………………... 54
Литература…………………………………………………………………… 58
Приложение………………
Министерство образования Российской Федерации
Чувашский государственный педагогический
университет
им. И.Я. Яковлева
Кафедра
теории и методики
музыки
Дипломная
работа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА
ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Выполнила:
студентка V курса гр.Б
очного отделения
музыкально-педагогического
факультета
Лукина
Ольга Николаевна
Научный руководитель:
доктор пед. наук, доцент
Кузнецова
Людмила Васильевна
Чебоксары - 2003
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение………………………………………………………… |
3-6 | |
Глава 1. | Чувашский фольклор:
культурно-образовательные |
7-38 |
1.1. | Чувашский музыкальный
фольклор как феномен народной культуры………………………………………………………… |
7 |
1.2. | Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика……………………….. | 13 |
1.3. | Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... | 24 |
Глава 2. | Чувашский фольклор в школе………………………………….. | 39-52 |
2.1. | Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора………………………………………………….. | 39 |
2.2. | Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки….………………….…. | 47 |
Заключение…………………………………………………… |
54 | |
Литература…………………………………………………… |
58 | |
Приложение…………………………………………………… |
62 |
ВВЕДЕНИЕ
Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения [27;3].
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в начальной школе всем хочется петь, так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народные.
Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя И.Я. Яковлева - народность музыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, ремесел в художественном, трудовом воспитании внесли значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей. Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры, формированию педагогической культуры.
На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог, академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой.
Передовой
педагогический опыт дает нам примеры
бережного отношения к
В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный путь гуманизации общества.
Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия внедрения чувашского музыкального фольклора в школьную музыкальную практику?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект нашего исследования – народное искусство в образовательном процессе.
Предмет исследования – процесс включения чувашского музыкального фольклора в воспитательную работу с учащимися.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
Для решения задач исследования нами используются следующие методы:
Базой исследования стали общеобразовательная школа №13 города Новочебоксарска и Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С.Лебедева города Чебоксары.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ
1.1
ЧУВАШСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ограничении объема этого понятия, включая в него главным образом «словесное поэтическое творчество».
Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально-поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого, называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор, есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа.
Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа [36;6].
Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания мудрости». Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и обязательно в стремлении к красоте.
Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек – часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.
Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности [30;5].
Народное
искусство — это могучее
Информация о работе Воспитательная проблематика чувашского фольклора