Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Данная курсовая работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.

Содержание

Введение
I. Психоэмоциональное состояние.
1.1 Что такое психоэмоциональное состояние?
1.2 Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний
II. Общие закономерности влияния музыки на организм человека
2.1 Общее представление о звуке;
2.2 Применение целебных свойств музыки в древние времена;
2.3. Слуховой путь человека;
III. Как музыка воздействует на нас
3.1 Влияние музыки на психику человека
IV. Музыкальная терапия
4.1 Лечебные свойства музыкальной терапии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РФ

Министерство  Образования Ульяновской области

Департамент профессионального образования  и

охраны несовершеннолетних

ОГОУ СПО  Ульяновский

Музыкально-педагогический колледж № 2 

050710 «Педагогика  дополнительного образования»

Долгов Владимир Анатольевич 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа 

по  теории и методике дополнительного

образования детей 
 

Тема: Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека 
 
 
 
 

Научный руководитель:

преподаватель психологии

Трутнева И.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2012

Содержание: 

Введение 

I. Психоэмоциональное состояние. 

1.1 Что такое психоэмоциональное состояние?

1.2 Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний 

II. Общие закономерности влияния музыки на организм человека 

         2.1 Общее представление о звуке;

          2.2 Применение целебных свойств музыки в древние времена;

          2.3. Слуховой путь человека; 

III. Как музыка воздействует на нас 

          3.1 Влияние музыки на психику человека 

IV. Музыкальная терапия 

           4.1  Лечебные свойства музыкальной терапии 

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

   Данная курсовая  работа является попыткой раскрыть  и объяснить особенности реакции  человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I: Психоэмоциональное состояние 

1.1 Что такое психоэмоциональное состояние?

  

   Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

          

2.1. Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний 

   Если рассматривать  психоэмоциональные состояния с  физиологической точки зрения, то  необходимо заметить, что они  имеют рефлекторную природу. Хотя  подавляющее большинство их условно рефлекторного происхождения. Например, у оперативного дежурного офицера, привыкшего работать в определенном режиме, перед выходом на смену возникает состояние оптимальной готовности к деятельности, он с первой же минуты входит в ритм работы.

     Основу  психических и психоэмоциональных  состояний составляет определенное соотношений нервных процессов (от эпизодического до устойчивого, типичного для данного человека) в коре головного мозга. Под влиянием совокупности внешних и внутренних раздражителей возникает определенный общий тонус коры, ее функциональный уровень. Физиологические состояния коры получили название фазовых состояний. После прекращения действий раздражителей, вызвавших то или иное состояние, оно сохраняется еще некоторое время или воздействует на образование новых или актуализацию старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Эти состояния коры в свою очередь могут быть условными раздражителями, сигнализирующими о каких либо изменениях, важных для приспособления организма к среде и в последующем в аналогичных ситуациях ускоряют адаптацию психики к нерядовым условиям.

   Психические  состояния внешне проявляются  в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях,  жестах, интонационных особенностях  речи и т.д. Так в состоянии  удовольствия наблюдается увеличение частоты и амплитуды дыхания, неудовлетворенность вызывает уменьшение того и другого; дыхание в возбужденном состоянии становится частым и глубоким; в напряженном - замедленным и слабым; тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии страха - резко замедленным, а при неожиданном удивлении дыхание мгновенно становится частым, но сохраняет нормальную амплитуду.

   В возбужденном  состоянии или состоянии напряженного  ожидания (часто вызванных ситуациями  экстремального характера) может  повышаться частота и сила пульса, величина кровяного давления в очень широком диапазоне (в зависимости от силы воздействия возникшей ситуации на сотрудника). Изменение кровообращения обычно сопровождается побледнением или покраснением тела человека.

   Индикатором  эмоционального состояния человека нередко служат его движения и действия (по неуверенным или вялым движениям мы судим об утомлении, по резким и энергичным - о бодрости). Мимика так же способна выразить очень тонкие оттенки переживаний. Голос говорящего может также дать существенные данные о его психоэмоциональном состоянии.

   Психоэмоциональные  состояния представляют собой  сложные, целостные, динамические  образования, во многом определяющие  своеобразие всей психической  деятельности (протекание процессов,  проявление свойств) личности на данном отрезке времени. Психоэмоциональным состояния присущи следующие особенности:

   Целостность. Хотя состояния и относятся преимущественно к определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они характеризуют психическую деятельность в целом за определенный промежуток времени.

   Подвижность и относительная устойчивость. Психоэмоциональные состояния изменчивы: имеют начало, конец, динамику. Они, конечно, менее постоянны, чем свойства личности, но более устойчивы и измеряются большими единицами времени, нежели психические процессы.

   Прямая и  непосредственная взаимосвязь с  психическими процессами и свойствами  личности. В структуре психики  Психоэмоциональные состояния располагаются  между процессами и свойствами личности. Они возникают в результате отражательной деятельности мозга. Но раз возникнув, Психоэмоциональные состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, продуктивность мышления личности и т.д.), с другой - представляют собой "строительный материал" для формирования свойств личности. Психоэмоциональные состояния служат фоном, который способствует проявлению особенностей личности или маскировке их. Например, состояние ожидания боя, испытываемое отдельными сотрудниками в предбоевых условиях, характеризуется в области ощущений и восприятий, памяти и мышления, неупорядоченности волевой активности, не свойственной им в обычных условиях. Одновременно психические состояния испытывают на себе влияние предшествующих состояний и свойств личности.

   Индивидуальное своеобразие и типичность. Психоэмоциональные состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами. Так бойцу с сангвинистическим темпераментом свойственно большей частью преувеличивать успехи и истолковывать все в ярком свете, потому что типичным для него является приподнятое состояние. Черты личности и переживаемые психоэмоциональные состояния не всегда, но часто соответствуют друг другу. То, что принимается иногда за черту личности, оказывается нетипичным для данного человека, временным состоянием. Например, подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но и проявляться как состояние, вызванное у сотрудника неприятностями по службе или в семье.

   Многообразие психоэмоциональных состояний. Существует невероятное множество состояний личности психоэмоционального характера. Судить об этом позволяет даже не полный их перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, уныние и бодрость, подъем и возбужденность, нерешительность и решительность, напряженность и спокойствие и т.п.

   Полярность.

   Как можно  было понять из описания предыдущего  качества, каждому состоянию соответствует  противоположное. Так активности  противостоит пассивность, уверенности  - неуверенность, решительности - нерешительность. Полярность психоэмоциональных  состояний, быстрый переход человека из одного состояния в противоположное особенно ярко проявляется в необычных (экстремальных) ситуациях, например при участии в ситуациях связанных с применением огнестрельного оружия.

   Указанные  признаки присущи психоэмоциональным состояниям любого человека, каждого сотрудника органов внутренних дел. Однако служба в силовых структурах государственной власти вообще, а в различных подразделениях в особенности, резко отличается от обычных житейских условий, привычных большинству людей. Общее и особенное в условиях службы определяет общее и особенное в психоэмоциональных состояниях сотрудников органов внутренних дел.

   Все состояния  психоэмоционального характера  группируют по разным основаниям. По соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности можно различать оптимальное, возбужденное и депрессивное состояние. Например "нормальное бодрое состояние" с равновесием между процессами возбуждения и торможения может быть положено в основу оптимального психоэмоционального состояния, при котором деятельность человека активна и наиболее продуктивна.

   В настоящее  время принято различать состояния:

   1) Активное и пассивное;

   2) Творческое и репродуктивное;

   3) Парциальное и общее состояние;

   Состояния,  вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга (активность подкорки и заторможенность коры порождает истерическое состояние, и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое и т.п.).

   По чисто  психологическому признаку психоэмоциональные состояния классифицируются на интеллектуальные, волевые и комбинированные.

   В зависимости  от рода занятий личности состояния  делят на состояния в боевой, учебной, трудовой, спортивной и  других видах деятельности.

   По роли  в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, вызвавшей у человека нехарактерные для его психической деятельности реакции. Личностными и коллективными (у ряда авторов - групповыми) являются состояния, типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу.

   По глубине  переживаний различают - глубокие  и поверхностные. Например, страсть  более глубокое состояние, чем  настроение.

   По характеру  влияния на личность, коллектив состояния делят на положительные и отрицательные. Отрицательно действующие на человека и коллектив состояния нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между сотрудником милиции и лицом, нарушившим определенные нормы права, в отношении которого проводится воспитательно-разъяснительная работа. В таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или вообще безрезультатными. В то же время состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект воздействия.

   По длительности  протекания состояния бывают  продолжительными и кратковременными. Тоска сотрудников, выезжающих  в длительные служебные командировки, по дому может охватывать период  до нескольких недель, пока они  не привыкнут к новым условиям. Состояние ожидания увольнения в запас у военнослужащих срочной службы возникает за несколько месяцев до конца срока службы.

   По степени  осознанности состояния могут  быть более или менее осознанными. 

Глава II:  Общие закономерности влияния музыки на организм человека. 

Информация о работе Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека