Различия духовых инструментов в творчестве Людвига Ван Бетховена

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы в первую очередь обусловлена выдающейся ролью композитора в становлении состава классического оркестра, а также новаторским подходом Бетховена к использованию духовой группы в своих произведениях.
Цель курсовой работы – анализ различий духовых инструментов в творчестве Людвига ван Бетховена.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Дать характеристику духовой группе музыкальных инструментов (медным и деревянным);
2. Выявить особенности симфонического и оркестрового стиля Людвига ван Бетховена;
3. Проанализировать новаторские черты композитора в использовании духовых инструментов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВОЙ ГРУППЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ………………………………………………………………..5
1.1. Медные духовые……………………………………………………….5
1.2. Деревянные духовые………………………………………………....10
2. РАЗЛИЧИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА………………………………………………...15
2.1. Особенности симфонического и оркестрового стиля……………...15
2.2. Новаторские черты в использовании духовых инструментов…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..23

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА+.docx

— 49.12 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВОЙ ГРУППЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ………………………………………………………………..5

1.1. Медные духовые……………………………………………………….5

1.2. Деревянные духовые………………………………………………....10

2. РАЗЛИЧИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ  В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА………………………………………………...15

2.1. Особенности симфонического и оркестрового стиля……………...15

2.2. Новаторские черты  в использовании духовых инструментов…….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – последний представитель венской классической школы. Вклад композитора в мировую культуру определяется, прежде всего, его симфоническими произведениями. Он был величайшим симфонистом, и именно в симфонической музыке наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы.

Бетховену принадлежит большое количество камерно-инструментальных произведений для духовых инструментов или с участием их. Композитор раздвигает границы использования духовых инструментов: они могут быть не только сопровождающим фоном, призваны не только к кратковременному участию в музыкальных эпизодах, а способны к глубоким и эмоциональным высказываниям.

Актуальность данной курсовой работы в первую очередь обусловлена выдающейся ролью композитора в становлении состава классического оркестра, а также новаторским подходом Бетховена к использованию духовой группы в своих произведениях.

Цель курсовой работы – анализ различий духовых инструментов в творчестве Людвига ван Бетховена.

Объект исследования –  духовая группа музыкальных инструментов.

Предмет – особенности использования духовых инструментов в творчестве Людвига ван Бетховена.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих  задач:

1. Дать характеристику духовой группе музыкальных инструментов (медным и деревянным);

2. Выявить особенности  симфонического и оркестрового  стиля Людвига ван Бетховена;

3. Проанализировать новаторские  черты композитора в использовании  духовых инструментов.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, последовательно  раскрывающих тему работы, заключения и списка использованных источников.

Основными методами, использованными  в работе, явились методы анализа  и синтеза, описательный и сравнительный  методы.

 

 

 

 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ДУХОВОЙ ГРУППЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

1.1. Медные духовые

 

 

Фагот – самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Источник его звука – две особым образом выточенные и связанные ниткой камышовые пластинки. Эта маленькая, хрупкая и недолговечная деталь называется тростью. Трости часто меняют, так как они быстро теряют свои игровые качества.

Фагот состоит из пяти частей. «Эс» – единственная металлическая, латунная или медная часть инструмента. По своей форме он напоминает латинскую букву S, откуда и произошло его название. На «эс» плотно насаживается трость. В свою очередь «эс» вставляется в малое колено инструмента – «флигель», или «крыло». Нижняя соединительная часть – «сапог». Ствол фагота изгибается и под прямым углом направляется вверх. Это «басовая труба», заканчивающаяся приставным раструбом, или «головкой». Изготавливают инструмент из специально подготовленной, выдержанной древесины [13, с. 17].

Фагот был создан в 20-30 годы 16 века в Италии. Сначала существовало целое семейство фаготов: дискант-фагот, альт, или тенор-фагот, хорист-фагот, двойной фагот, квартфагот, квинтфагот и, наконец, контрафагот. Со временем эти разновидности отмерли, и сохранился только контрафагот.

Выразительные способности  инструмента раскрылись в сольных  и камерных произведениях многих композиторов. Так, концерты для фагота написали В.А. Моцарт, К.М. Вебер, М.И. Глинка – «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепьяно. Музыкально-образные задачи, которые может решать инструмент, поистине безграничны. Это светлая или скорбная лирика, драматизм, героика, юмор, гротеск и сарказм, философское раздумье, наполненные пафосом монологи и т.д.

В современном симфоническом  оркестре часто можно услышать контрафагот. Звук его полный и густой, несколько  хрипловатый в нижнем регистре. Он усиливает и поддерживает басы в  оркестре.

Используется фагот в  симфоническом, духовом оркестрах, камерно-инструментальном ансамбле и  как сольный инструмент.

Тромбон – ближайший родственник трубы, её басовая разновидность. Об этом говорит само название инструмента: в переводе с итальянского «тромбон» означает «трубища».

Тромбон обладает мощным по динамике, блестящим по тембру, величественным, грозным и мужественным по характеру звуком. Он обычно участвует в эпизодах героического, призывного плана. В певучих, лирических местах звучание тромбона напоминает валторну, но с некоторым оттенком суровости и холодности. Вместе с валторной, трубой и тубой он входит в группу медных духовых инструментов симфонического оркестра. Участвует тромбон в духовом, эстрадном оркестрах, различных камерных ансамблях.

Инструмент состоит из трёх частей: раструба, раздвижного  механизма и мундштука. Раструб  – конусообразная трубка с широким чашеобразным окончанием. В своей узкой части раструб соединяется с раздвижным механизмом. Он состоит из двух неподвижных трубок, на которые надевается U-образная кулиса (цуг). Держа тромбон левой рукой, исполнитель передвигает кулису, увеличивая и уменьшая общую длину ствола инструмента и таким образом изменяя высоту звука. Воздух он вдувает через мундштук, прикладывая его к губам ровно, без сильного нажима [11, с. 67].

Впервые тромбон появился в 15 веке как басовая разновидность  трубы с раздвижной кулисной конструкцией. Позднее сформировалось семейство  тромбонов: сопрано или дискант, альт, тенор, бас и контрабас. Эти  инструменты поддерживали звучание хора и поэтому получили название в соответствии с певческими голосами. С появлением оркестра постепенно тромбоны получают самостоятельную роль. Впервые в симфонической музыке тромбон появился у Бетховена. Он вводит его в 5-й, 6-й и 9-й симфониях. Как солирующий инструмент тромбон появляется в «Траурно-триумфальной симфонии» Г. Берлиоза. Он как бы произносит траурную речь в память о героях, погибших во время революционных боёв в июне 1830 г. Русские и советские композиторы усилили роль инструмента в драматических партиях. Яркий пример – концерт для тромбона с духовым оркестром Н.А. Римского-Корсакова, концерты В.М. Блажевича, А.А. Нестерова, Г.С. Фрида и других.

В настоящее время из семейства  тромбонов остались только две разновидности: тенор и бас. Они различаются  лишь тем, что бас-тромбон имеет  более широкий раструб и кварт-вентиль, при помощи которого исполнитель  может легко извлекать звуки самого нижнего регистра [11, с. 68].

В группе медных духовых (валторна, труба и тромбон) туба является самой низкой по звучанию. Она была сконструирована в Германии в 1835 году. В современном симфоническом оркестре используется специальная контрабасовая туба. Её отличает полнокровное, мощное, и в тоже время мягкое звучание. Длинная коническая труба инструмента свёрнута в U-образную форму. С одной стороны труба, расширяясь, заканчивается большим раструбом, с другой – узким концом, в который вставляется воронкообразный мундштук. В центре установлен вентильный механизм с четырьмя клавишами.

Впервые в симфонический  оркестр тубу ввёл Р. Вагнер. В опере «Летучий голландец» он поручил ей солирующую роль, обогатив тем самым звучание оркестра новой инструментальной краской. С тех пор туба звучит в произведениях как западноевропейских, так и русских и советских композиторов.

Одна из разновидностей тубы – бас геликон. Он отличается от неё только тем, что коническая труба инструмента свёрнута спиралью. Поэтому исполнители надевают геликон на левое плечо. Принципы игры на нём сходны с тубой. Туба – непременный участник духового и эстрадного оркестров.

Звонкий позывный голос трубы  известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей  эры трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба  активно участвовала в рыцарских  церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые  в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 году сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».

Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к её историческому  собрату, хорошо знакомому пионерскому  горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства. Это  металлическая трубка (ствол), дважды свёрнутая в вытянуто-овальную форму  для того, чтобы инструмент было удобнее держать. Две трети канала ствола – цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» – раструб. На таком инструменте можно извлекать всего 5-6 звуков. Поэтому он называется натуральной трубой.

В основе современной трубы лежит то же устройство. Но, в отличие от натуральной, у неё особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы – 33-35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник – мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента [11, с. 74].

В группе медных духовых  инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придаёт оркестру торжественность, приподнятость. Труба участвует во многих острых, драматических моментах, В создании героических, волевых и мужественных образов, без неё не обходится ни один батальный эпизод. В тоже время труба может играть очень тихо и мягко. Её динамический диапазон – от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.

В духовом оркестре трубе  отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос – мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.

Выразительные и технические  возможности трубы настолько  велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А.Ф. Гедике, С.Н. Василенко, А.Н. Пахмутовой.

Валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далёким её предшественником был охотничий рог, о чём свидетельствует название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нём можно было исполнять 14-15 звуков. Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А.Й. Хемпель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая тем самым высоту звука. Затем, в начале 19 века, к инструменту был приделан вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд [11, с. 77].

Современная валторна – свёрнутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м с множеством завитков. В центре круга расположен вентильный механизм, регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту натуральных звуков. Левая рука лежит на трёх клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4-й и 5-й вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.

Й. Гайдн и В.А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром. В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность её к передаче полных юмора и задора образов. В сонате для валторны и фортепиано Л.В. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях.

Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в  различные камерные ансамбли как  солирующий инструмент.

 

 

 

1.2. Деревянные духовые

 

 

Флейта вместе с гобоем, кларнетом и фаготом образует группу деревянных духовых инструментов. Разновидности флейты, часто применяемые в оркестре, – флейта-пикколо (высокая флейта) и альтовая флейта (низкая флейта).

Название флейты происходит от латинского «флатус» – «дуновение». Флейта – народный многоствольный инструмент, высота звука у него зависит от длины трубок, а диапазон – от их количества. Трубочки изготавливаются из ствола камыша, тростника бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми пластинками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой. Современные флейты бывают продольными и поперечными. Простейшие старинные музыкальные инструменты (окарины, свистульки) впоследствии стали детскими игрушками [12, с. 34].

Поперечную флейту исполнитель  держит горизонтально. Это современная  оркестровая флейта. Способ извлечения состоит в том, что исполнитель  направляет струю воздуха на острый край отверстия в стенке ствола, которая, рассекаясь, приводит в колебание  заключённый внутри трубки воздушный  столб. Получается характерный свистящий  звук.

Продольную флейту исполнитель  держит в вертикальном положении. Для  извлечения звука она снабжена специальным  приспособлением, похожим на детские  свистульки.

В современной музыкальной  практике, особенно среди детей, во многих странах мира получила распространение  продольная блок-флейта. Очень лёгкая в звукоизвлечении, она всё шире применяется для начального обучения в детских музыкальных школах. Обладая приятным тембром, блок-флейта уступает поперечной в глубине и  выразительности звука, в динамике, ширине диапазона, в технических возможностях и поэтому в симфоническом, духовом и эстрадном оркестрах не применяется.

Информация о работе Различия духовых инструментов в творчестве Людвига Ван Бетховена