Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа
Цель: установить значение хорового сочинения «Пушкинский венок» Г.В. Свиридова в истории отечественной хоровой культуры.
Задачи: 1.Выяснить значение творчества Свиридова для советской музыкальной культур.
2.Изучить жизненный и творческий путь композитора
3. Дать характеристику хорового творчества Г.Свиридова
4. Определить роль поэзии А.Пушкина в творчестве Г.Свиридова
5. Изучить историю создания и написания «Пушкинского венка»
6. Выявить жанровую специфику цикла
Введение……………………………………………………………………...2
I.Г.В. Свиридов в истории отечественной музыкальной культуры…4
1.1 Жизненный и творческий путь Г. Свиридова………………….4
1.2 Обзор и характеристика хорового творчества Г. Свиридова..12
II. «Пушкинский венок» - концерт для хора……………………………..17
2.1 Поэзия Пушкина в творчестве Г. Свиридова …………………17
2.2 История создания и написания цикла………………………….19
2.3 Проблема жанра…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.
В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог — яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.
Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.
Примеры тому — «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.
Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) — своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный
мир пушкинской поэзии вновь привлекает
композитора и вдохновляет его
на создание прекрасной музыки. Необыкновенно
поэтична музыка к телефильму «Метель»
(1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран,
а только слушая музыку, можно «увидеть»
и картины природы, и жанровые
сцены, и бал, который весь разворачивается
на фоне вальса, в легких «полетных»
интонациях которого ощущаются какие-то
трагические предчувствия. Сумрачная
настороженность чувствуется в
музыке к сцене «Венчания». А сразу
ставший популярным и часто исполняемым
«Романс» внешне напоминает романсы
пушкинской поры, но наполненность
какими-то роковыми предчувствиями приближает
его к развернутой
В июне
1979 года, когда отмечалось 180-летие
со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые
исполнено новое сочинение
В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории — сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.
Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.
Обращают
на себя внимание сочинения на стихи
Блока — кантата «Ночные
Постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!
В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.
Последний год жизни композитора был для его семьи просто чудовищным. 11 декабря умер младший брат Георгия Васильевича, в тот же день заболел сам гениальный музыкант, а 31 декабря в Японии скончался его младший сын, японист. (Первого сына Свиридов потерял еще раньше). Похоронили Свиридова-младшего, а вскоре – старшего…
Гражданская
панихида и похороны Г. Свиридова
состоялись 9 января 1998 г. в Москве.
1.3 Обзор и характеристика хорового творчества Г. Свиридова
Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935, в неполные 20 лет, будущий, мастер советской музыки, написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина ("Подъезжая под Ижоры", "Зимняя дорога", "Роняет лес...", "К няне" и др.) - произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра ("Страна отцов" на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории "Поэма памяти Есенина" (1956) и "Патетическая" (на ст. В. Маяковского - 1959).
"...Многие
русские писатели любили
Только
в ранние годы учения и творческого
становления Свиридов писал много
инструментальной музыки. К концу 30
- началу 40-х гг. относятся Симфония;
фортепианный Концерт; камерные ансамбли
(Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский
альбом для фортепиано. Некоторые
из этих сочинений в новых авторских
редакциях приобрели
Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только "распел" строки Маяковского (помимо оратории - музыкальный лубок "История про бублики и про бабу, не признающую республики"), Б. Пастернака (кантата "Снег идет"), прозу Н. Гоголя (хор "Об утраченной юности"), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.
В музыке
Свиридова духовная мощь и философская
глубина поэзии выражаются в мелодиях
пронзительной, кристальной ясности,
в богатстве оркестровых
Два других
поэта, также обладавшие пророческими
чертами, занимают центральное место
в творчестве Свиридова. Это Пушкин
и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего
и себя и всю грядущую русскую
литературу голосу правды и совести,
подвижнически служившего своим
искусством народу, у Свиридова кроме
отдельных песен и юношеских
романсов написаны 10 великолепных хоров
"Пушкинского венка" (1979), где
сквозь гармонию и радость жизни
прорывается суровое
Свиридов
со свойственной ему прозорливостью
раньше и глубже многих других деятелей
советской культуры ощутил необходимость
сохранения русского поэтического и
музыкального языка, бесценных сокровищ
старинного искусства, создававшихся
столетиями, ибо над всеми этими
народными богатствами в наш
век тотальной ломки устоев и
традиций, в век пережитых
Важная
особенность свиридовского