Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:56, доклад
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Введение
Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей.
Заключение
Список использованной литературы
Итак мы видим, что очень часто в практике детских садов и школ проверяется и оценивается не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.
В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкально-ритмических способностей, чреватой весьма частыми ошибками.
Основные критерии, по которым можно провести диагностику музыкально-ритмического развития детей:
Младшая группа.
1. Внимательно
слушает музыку.
2. Чувствует характер музыки.
3. Вместе со всеми начинает и заканчивает
песню.
4. Правильно передает мелодию.
5. Двигается в соответствии с характером
музыки и без него.
6. Оканчивает движения с музыкой.
7. Самостоятельно меняет движения в соответствии
с частями произведения.
8. Легко пружинит ногами.
9. Красиво выполняет танцевальные движения.
10. Уровень развития.
Средняя
группа.
1. Внимательно, заинтересованно слушает
музыку.
2. Чувствует характер музыки.
3. Вовремя начинает и заканчивает песню.
4. Правильно передает мелодию.
5. Двигается ритмично.
6. Оканчивает движение с музыкой.
7. Меняет движение в соответствии с 2-х
частной формой.
8. Бегает, прыгает легко.
9. Легко пружинит ногами.
10. Красиво выполняет танцевальные движения.
11. Выразительно передает игровой образ.
12. Уровень развития.
Старшая
и подготовительная группа.
1. Внимательно с любовью слушает музыку.
2. Различает музыку по характеру.
3. Узнает произведение по вступлению.
4. Одновременно со всеми начинает и заканчивает
пение.
5. Правильно передает мелодию.
6. Поет умеренно громко.
7. Поет в разных темпах.
8. Поет в диапазоне ре-си.
9. Различает звуки по высоте и длительности.
10. Ритмично двигается в соответствии
с характером музыки.
11. Отмечает в движении сильную долю.
12. Выполняет ритмический рисунок в хлопках.
13. Выразительно и правильно танцует.
14. Не подражает другим в пляске.
15. Уровень развития.
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических
способностей предлагается диагностика,
в которой выделены следующие параметры:
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где
3 – это показатель
высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
В
процессе диагностирования можно выявить
группы ребят с низким уровнем
развития музыкально-ритмических
Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ (младший дошк.возраст)
1) * Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим
движениям - 1 балл;
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической
деятельности – 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической
деятельности – 3 балла;
2) * Владеет набором программных шагов
и музыкально-ритмических движений в полной
мере – 1 балл;
* Владеет набором программных шагов и
музыкально-ритмических движений в достаточной
мере, выполняя их с активной помощью воспитателя
- 2 балла;
* Затрудняется в выполнении программных
шагов и музыкально-ритмических движений
даже с помощью воспитателя – 3 балла;
3) * Умеет выполнять движения под музыку
с предметами (куклами, лентами…) – 1 балл;
* Умеет выполнять движения под музыку
с предметами только с активной помощью
воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении движения
под музыку с предметами даже с активной
помощью воспитателя -3 балла;
4) * Умеет воплощать в элементарных движениях
музыкально-игровой образ, инсценировать
по тексту песни, попевки, стихи. – 1 балл;
* Умеет воплощать в элементарных движениях
музыкально-игровой образ, инсценировать
по тексту песни, попевки, стихи только
вместе с показом воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется в исполнении образных
игровых движений даже по показу воспитателя
- 3 балла.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ (старший дошк.возраст):
1) * Ребенок проявляет активный интерес
к ритмическим движениям под музыку, танцам,
движениям в хороводах, эмоционально отзывчив
на музыку средствами музыкального движения
, как на занятиях, так и в свободное время
. - 1 балл;
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической
деятельности после побуждения к ней педагога
- 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической
деятельности, пассивен, неохотно проявляет
себя в плясках, хороводах, танцах-инсценировках
- 3 балла.
2) * Умеет ритмично двигаться (с атрибутами
и без них) в соответствии с контрастным
характером музыки, с разной ритмикой,
динамикой, темпом. Владеет необходимым
набором музыкально-ритмических движений
(такими как: подскоки с кружением вправо-влево,
по одному, в паре, подскок с притопом на
месте; переменный шаг; присядка; приставной
шаг (вперед, назад, вправо, влево); "выбрасывание"
на подскоке поочередно носка, пятки; "ковырялочка"
+ три притопа; хороводный шаг; кружение
подскоком, кружение припаданием, кружение
прыжками в присесте; сужение и расширение
круга; шаг "топотушки", боковой галоп,
подскоки) - 1 балл;
* Умеет достаточно ритмично двигаться
(с атрибутами и без них). Владеет в достаточной
мере с помощью и по показу педагога необходимым
набором музыкально-ритмических движений,
исполняет их в соответствии с контрастным
характером музыки с разной ритмикой,
динамикой, темпом с помощью показа и подсказками
педагога - 2 балла;
* Затрудняется в умении ритмично двигаться
(с атрибутами и без них) в соответствии
с контрастным характером музыки с разной
ритмикой, динамикой, темпом даже с показом
и подсказками педагога. В недостаточной
мере владеет программными движениями.
- 3 балла.
3) * Умеет двигаться под музыку естественно,
свободно и пластично. Умеет правильно
передавать в танце разные характеры,
музыкально-художественные образы - 1 балл;
* С показом и подсказками педагога двигается
достаточно естественно и пластично, передавая
в танце характеры различных музыкально-художественных
образов -2 балла;
* Затрудняется даже по показу педагога
в естественном и пластичном движении
по передаче в танце различных по характеру
музыкально-художественных образов -
3 балла.
В заключение можно привести описание нескольких приемов диагностики музыкально-ритмического развития детей, имеющих форму тестов (идет перекликание с общими музыкальными способностями):
1. Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.
2.
Непроизвольные слуховые
3.
Воспроизведение временного
Методику тестирования рекомендуется дополнить педагогическими наблюдениями за музыкально-ритмической деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.
Возможны
иные серии тестов, что-то может быть
изменено и в самих условиях проведения
диагностического занятия в детском
саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новое время ритмический характер приписывается маршевой и танцевальной музыке, а понятие «Ритм» чаще связывают с пульсом, чем с дыханием.
Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. Поэтому в современных сложных произведениях композиторы используют его как средство, облегчающее восприятие.
К
ритмическим ощущениям относят
чередование различных
К показателям развитости чувства ритма (ритмического слуха) относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.
Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования.
Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют большими группами, другие -индивидуально.
Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить:
1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
2. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»);
3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами!»);
4. Эмоционально выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;
5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;
6. Передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания;
Проверка
проводится на индивидуальных занятиях
и по небольшим подгруппам. При
этом можно использовать пособия, например,
картинки, изображающие танцующих зверей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алиев, Ю.Б. Методика
2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. -М., 1983. – 268 с.
3. Коренева, Т.М. Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста, часть 1 / Т.М.Коренева. -М.,2001. – 196 с.
4. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене , М.Л. Палавандишвили. - М., 1994. – 186 с.
Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей