Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:56, доклад

Описание работы

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Содержание

Введение
Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ритмике.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     Итак  мы видим, что очень часто в  практике детских садов и школ проверяется и оценивается  не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.

     В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкально-ритмических способностей, чреватой весьма частыми ошибками.

     Основные  критерии, по которым  можно провести диагностику  музыкально-ритмического развития детей:

     Младшая группа.

1. Внимательно  слушает музыку. 
2. Чувствует характер музыки. 
3. Вместе со всеми начинает и заканчивает песню. 
4. Правильно передает мелодию. 
5. Двигается в соответствии с характером музыки и без него. 
6. Оканчивает движения с музыкой. 
7. Самостоятельно меняет движения в соответствии с частями произведения. 
8. Легко пружинит ногами. 
9. Красиво выполняет танцевальные движения. 
10. Уровень развития.

     Средняя группа. 
1. Внимательно, заинтересованно слушает музыку. 
2. Чувствует характер музыки. 
3. Вовремя начинает и заканчивает песню. 
4. Правильно передает мелодию. 
5. Двигается ритмично. 
6. Оканчивает движение с музыкой. 
7. Меняет движение в соответствии с 2-х частной формой. 
8. Бегает, прыгает легко. 
9. Легко пружинит ногами. 
10. Красиво выполняет танцевальные движения. 
11. Выразительно передает игровой образ. 
12. Уровень развития.

     Старшая и подготовительная группа. 
1. Внимательно с любовью слушает музыку. 
2. Различает музыку по характеру. 
3. Узнает произведение по вступлению. 
4. Одновременно со всеми начинает и заканчивает пение. 
5. Правильно передает мелодию. 
6. Поет умеренно громко. 
7. Поет в разных темпах. 
8. Поет в диапазоне ре-си. 
9. Различает звуки по высоте и длительности. 
10. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки. 
11. Отмечает в движении сильную долю. 
12. Выполняет ритмический рисунок в хлопках. 
13. Выразительно и правильно танцует. 
14. Не подражает другим в пляске. 
15. Уровень развития. 
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:

  • Интонирование – правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов.
  • Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
  • Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки.
  • Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
  • Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
  • Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
  • Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
  • Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
  • Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
  • Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

     Данную  диагностику желательно провести на первых этапах занятий.

     Для определения уровня развития музыкально-ритмических  способностей можно использовать трехбалльную систему, где

3 – это показатель высокого уровня развития; 
2 – средний уровень развития; 
1 – низкий уровень.

     В процессе диагностирования можно выявить  группы ребят с низким уровнем  развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного  аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

     Для отслеживания роста в развитии можно  использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно  подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.

     МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ  ДВИЖЕНИЯ (младший дошк.возраст) 
1) * Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим движениям - 1 балл; 
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности – 2 балла; 
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности – 3 балла; 
2) * Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в полной мере – 1 балл; 
* Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в достаточной мере, выполняя их с активной помощью воспитателя - 2 балла; 
* Затрудняется в выполнении программных шагов и музыкально-ритмических движений даже с помощью воспитателя – 3 балла; 
3) * Умеет выполнять движения под музыку с предметами (куклами, лентами…) – 1 балл; 
* Умеет выполнять движения под музыку с предметами только с активной помощью воспитателя - 2 балла; 
* Затрудняется в выполнении движения под музыку с предметами даже с активной помощью воспитателя -3 балла; 
4) * Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи. – 1 балл; 
* Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи только вместе с показом воспитателя - 2 балла; 
* Затрудняется в исполнении образных игровых движений даже по показу воспитателя - 3 балла.

     МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ  ДВИЖЕНИЯ (старший дошк.возраст): 
1) * Ребенок проявляет активный интерес к ритмическим движениям под музыку, танцам, движениям в хороводах, эмоционально отзывчив на музыку средствами музыкального движения , как на занятиях, так и в свободное время . - 1 балл; 
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности после побуждения к ней педагога - 2 балла; 
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности, пассивен, неохотно проявляет себя в плясках, хороводах, танцах-инсценировках - 3 балла. 
2) * Умеет ритмично двигаться (с атрибутами и без них) в соответствии с контрастным характером музыки, с разной ритмикой, динамикой, темпом. Владеет необходимым набором музыкально-ритмических движений (такими как: подскоки с кружением вправо-влево, по одному, в паре, подскок с притопом на месте; переменный шаг; присядка; приставной шаг (вперед, назад, вправо, влево); "выбрасывание" на подскоке поочередно носка, пятки; "ковырялочка" + три притопа; хороводный шаг; кружение подскоком, кружение припаданием, кружение прыжками в присесте; сужение и расширение круга; шаг "топотушки", боковой галоп, подскоки) - 1 балл; 
* Умеет достаточно ритмично двигаться (с атрибутами и без них). Владеет в достаточной мере с помощью и по показу педагога необходимым набором музыкально-ритмических движений, исполняет их в соответствии с контрастным характером музыки с разной ритмикой, динамикой, темпом с помощью показа и подсказками педагога - 2 балла; 
* Затрудняется в умении ритмично двигаться (с атрибутами и без них) в соответствии с контрастным характером музыки с разной ритмикой, динамикой, темпом даже с показом и подсказками педагога. В недостаточной мере владеет программными движениями. 
- 3 балла. 
3) * Умеет двигаться под музыку естественно, свободно и пластично. Умеет правильно передавать в танце разные характеры, музыкально-художественные образы - 1 балл; 
* С показом и подсказками педагога двигается достаточно естественно и пластично, передавая в танце характеры различных музыкально-художественных образов -2 балла; 
* Затрудняется даже по показу педагога в естественном и пластичном движении по передаче в танце различных по характеру музыкально-художественных образов -  
3 балла.

     В заключение можно привести описание нескольких приемов диагностики  музыкально-ритмического развития детей, имеющих форму тестов (идет перекликание с общими музыкальными способностями):

     1. Узнавание мелодии. Где, на  каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.

     2. Непроизвольные слуховые представления.  Повторить спетую или сыгранную  мелодию.

     3. Воспроизведение временного хода  музыкального движения. Похлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.

     Методику  тестирования рекомендуется дополнить  педагогическими наблюдениями за музыкально-ритмической  деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.

     Возможны  иные серии тестов, что-то может быть изменено и в самих условиях проведения диагностического занятия в детском  саду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В новое время ритмический характер приписывается маршевой и танцевальной музыке, а понятие «Ритм» чаще связывают с пульсом, чем с дыханием.

     Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. Поэтому в современных сложных произведениях композиторы используют его как средство, облегчающее восприятие.

     К ритмическим ощущениям относят  чередование различных длительностей, которые своим присутствием как бы заполняют мерное метрическое движение более мелкими импульсами.

     К показателям развитости чувства  ритма (ритмического слуха) относятся  выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

     Воспитывая  у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования.

     Диагностика может проводиться педагогом  в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют большими группами, другие -индивидуально.

     Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить:

     1.           Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

     2.           Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»);

     3.           Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с   продвижением вперед («спой песенку ногами!»);

     4.           Эмоционально   выразительно   передать   в  движениях  характер    знакомого  музыкального произведения;

     5.           Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на    инструменте; 

     6. Передать в движениях характер  незнакомого ранее произведения после его    предварительного прослушивания;

     Проверка  проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам. При  этом можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального  воспитания детей от детского  сада – к начальной школе  / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО  «Модэк», 1998. – 348 с.

     2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. -М., 1983. – 268 с.

     3. Коренева, Т.М. Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста, часть 1 / Т.М.Коренева. -М.,2001. – 196 с.

     4. Радынова,    О.П. Музыкальное    воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене ,    М.Л. Палавандишвили. - М., 1994. – 186 с.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей