Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:56, доклад
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Введение
Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей.
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет
педагогики и психологии
Реферат по дисциплине:
«Музыкально-ритмическое развитие»
на тему: «Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей»
.
г. Йошкар-Ола, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Психолого-педагогическая
диагностика музыкально-ритмического
развития детей.
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Чувство
ритма - это одна из музыкальных способностей,
без которой практически
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.
Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Аналогичные положения можно было бы высказать про любые другие выразительные средства музыки: про мелодию, гармонию и т.д.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки.
Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Проблема воспитания музыкально-ритмического чувства тем самым усложняется. Возникает соблазн выделить ритмический момент из музыкальной ткани и добиваться адекватного восприятия и воспроизведения его, как такового, вне музыки, а когда эта задача будет решена, присоединить к ритму музыку, заполнить музыкально-ритмические формулы.
В более широкой постановке это значит: задачу воспитания музыкально-ритмического чувства свести к задаче воспитать «чувство ритма вообще» и применить результаты этого воспитания к музыке.
Проблема ритма в музыкальном исполнении – это, если переводить ее в числовое выражение, проблема сотых и тысячных долей секунды. Можно сказать еще острее: отклонения от истины на сотую долю секунды часто бывают гораздо более тяжелыми нарушениями ритма, чем отклонения на целые секунды.
В
ритмической стороне
Что является критерием при решении музыкально-ритмических задач? Прежде всего, чувство музыкального ритма, т.е. критерий эмоциональный. Ритм в музыке является выражением эмоционального содержания. Данное ритмическое движение отличается от всякого другого тем, что оно и только оно имеет совершенно определенную выразительность. Всякое другое ритмическое движение, отличающееся хотя бы на ничтожные доли секунды, будет «совсем другим», качественно отличным, потому что оно уже не имеет этой выразительности. Вот в чем заключается то «совершенно исключительное вспомогательное средство для оценки времени», которым владеет музыкант.
Нельзя, следовательно, думать, что музыкально-ритмическая задача – это задача на установление временных соотношений, или задача на «ритм вообще», лишь усложненная наличием музыки. С психологической стороны эти задачи качественно различные, они решаются на основе различных критериев. Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Если человек обладает музыкально-ритмическим чувством, то для него музыкально-ритмическая задача всегда будет легче формально равно трудной задаче на внемузыкальный ритм.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение.
Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Играя
в ансамбле, ученик находится в
определённых метроритмических рамках.
Необходимость «держать» свой ритм
делает усвоение различных ритмических
фигур более ограниченным. Не секрет,
что иногда учащиеся исполняют пьесы
со значительными темповыми
Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения).
Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.
Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь
игре на детских музыкальных
У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки.
В исполнении оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать песни, марши, танцевальные, народные мелодии.
Лучше
звучат те из них, в которых подчеркивается
ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные
элементы: цоканье копыт, барабанная
дробь, стук дождя, шум ветра и
др.
Социально-педагогическая
диагностика музыкально-ритмического
развития детей
В работе музыкального руководителя, инструктора по ритмике время от времени возникает проблема диагностики музыкальных данных детей.
Нередко возникает нужда определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – отдельных музыкальных задатков и способностей, например, чувство ритма (музыкально-ритмическое чувство) как способность активно, в том числе и двигательно, переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Традиционная проверка музыкально-ритмического развития предельно проста – ребенка просят вслед за взрослым простучать ритмический рисунок.
Конечно, в такой древней транскрипции традиционный метод уже не встречается ни в детских садах, ни в школах. А если и встречается, то крайне редко.
При проверке ритма предлагается не выстукивать карандашом предложенный ритмический рисунок, а дается задание простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.
Пожалуй,
только музыкально-ритмическое
Для
ребенка, обладающего музыкально-
Однако смешение ритма с метром часто происходит на практике. Многие музыкальные руководители всеми силами стараются добиться от детей не ритмичного, а именно метричного воспроизведения временного хода музыкального движения.
Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика музыкально-ритмического развития детей