Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:16, реферат
Работа над полифоническими произведениями является важнейшей частью обучения фортепианному исполнительскому искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.
Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха, позволяет ученику слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С помощью полифонической музыки педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир уже с первого года обучения в музыкальной школе.
Введение
Глава 1. Виды полифонии.
Глава 2. О работе над фортепианными полифоническими произведениями.
2.1 Полифонический слух как комплекс музыкально-слуховых представлений.
Глава 3. Работа над полифоническими произведениями в младших классах
детской музыкальной школы.
3.1 Работа над полифоническими произведениями И.С. Баха. Заключение
Библиография
Есть и другие способы работы над полифонией. Можно исполнять голоса разнообразными штрихами, такими как legato(связно),non legato(не связно) и staccato (отрывисто). Исполнять голоса ровно и обратить свое внимание на одном из них. Играть без одного голоса, который представлять себе внутренне или лучше пропеть.
Эти
способы приводят к ясности слухового
восприятия полифонии, без чего исполнение
теряет свое главное качество – ясность
голосоведения.
Для понимания полифонического произведения
и осмысленности работы ученику необходимо
с самого начала представлять себе его
форму, тонально-гармонический план.
Более
яркому выявлению формы способствует
знание оригинальности динамики в полифонии,
особенно баховской, заключающееся в том,
что самому духу музыки не характерно
чрезмерно измельченное, волнообразное
ее применение. Для полифонии И.С. Баха
наиболее специфично насыщенная динамика,
при которой смены больших построений
сопровождаются новым динамическим освещением.
Изучение баховских сочинений – это, прежде
всего большая аналитическая работа. Для
понимания полифонических пьес И.С. Баха
нужны специальные знания, нужна рациональная
система их усвоения. Достижения определенного
уровня полифонической зрелости возможно
лишь при условии постепенного, плавного
наращивания знаний и полифонических
навыков. Перед педагогом музыкальной
школы, закладывающим фундамент в области
овладения полифонией, всегда стоит серьезная
задача: научить любить полифоническую
музыку, понимать ее, с удовольствием работать
над ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
реферате рассматривались виды изучения
полифонии в целом и в младших классах
детской музыкальной школы. Работа над
полифонией является немаловажным фактором
в музыкальном развитии учащегося, а недостаточное
внимание в процессе обучения к проблемам
полифонического стиля обязательно отрицательно
повлияет на всем облике начинающего музыканта.
Исполнение полифонии требует расчлененности
внимания, слуха, поэтому в полифонии особенно
наглядно выступает активность слуха.
Очень сложно единовременно слушать, осмысливать
разные голоса при одновременном их исполнении.
Воспитывая навыки осмысленной серьезной
работы над полифоническим произведением,
педагог должен требовать от ученика разучивания
инвенции или фуги не только двумя руками,
но и каждой рукой отдельно. Проигрывание
каждой рукой отдельно способствует также
лучшему запоминанию текста. На уроках
также полезно заставлять учащегося пропеть
мелодию под аккомпанемент педагога. Полифония
влияет на развитие музыкальной памяти,
что скажется благоприятным фактором
в последующие годы обучения. Таким образом,
опыт работы над полифоническими произведениями
показывает, что 1) исполнение полифонии
- сложный комплекс знаний, умений, навыков,
куда входят, прежде всего, развитие слуха,
музыкально-слуховых представлений и
полифонического мышления; 2) овладевая
навыками исполнения полифонии, ученик
приобретает все те навыки, которые необходимы
как пианисту, так и любому музыканту;
3) преподавателю пения необходимо владеть
навыками полифонической техники; 4) работа
над полифонией является важным фактором
в музыкальном развитии ученика, она способствует
его всестороннему развитию, прививает
правильные и полезные навыки игры на
фортепиано, вооружает необходимыми знаниями
и умением для будущей самостоятельной
работы, воспитывает музыканта, несущего
культуру в самые широкие массы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Артоболевская
А.Ю. Первая встреча с музыкой.
2. Карпова Е.Ф. «О работе над полифоническими
произведениями»
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музгиз, 1961.
4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., Музгиз, 1937.
5. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М., Изд-во
«Просвещение», 1964.
6. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1.-М., 1979.
7. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 5.- М., 1984.
8. Лагутин
А.И. Вопросы музыкальной
9. Лагутин
А.И. Методические записки по
вопросам музыкального
10. Любомудрова Н.Н. Методика обучения игре на фортепиано. Л., 1969.
11. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музгиз, 1965.
12. Обухова А.И. Вопросы музыкального образования. Саратов, 1969. 13.Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., «Сов. композитор», 1961.
14. Танеев
С.И. Подвижный контрапункт
15. Скребков С.С. Учебник полифонии. 3 изд., М., 1965.
16. Полифонические пьесы для фортепиано. 1-2-й классы ДМШ, вып.1,2.-М., 1969, 1971.
17. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская
классическая и советская музыка. М., 1962.
18. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях.
Западноевропейская классика XVIII-XIXвв. М., 1965.