Полифония в работе с учениками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:16, реферат

Описание работы

Работа над полифоническими произведениями является важнейшей частью обучения фортепианному исполнительскому искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.
Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха, позволяет ученику слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С помощью полифонической музыки педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир уже с первого года обучения в музыкальной школе.

Содержание

Введение

Глава 1. Виды полифонии.

Глава 2. О работе над фортепианными полифоническими произведениями.

2.1 Полифонический слух как комплекс музыкально-слуховых представлений.

Глава 3. Работа над полифоническими произведениями в младших классах

детской музыкальной школы.

3.1 Работа над полифоническими произведениями И.С. Баха. Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Реферат музыкальная педагогика.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Хорошим средством воспитания слуха ученика  в процессе игры полифонической пьесы  является наличие выдержанных звуков в музыкальной фактуре пьесы. Между тем, исполнение полифонии требует «тянущего» звука, в противном случае линия каждого голоса разрывается, в ней образуются звуковые провалы. «Додержать» такие звуки до конца, да ещё сочетать с движением мелодии в других голосах особенно трудно. Многие ученики забывают о звуке, как только отпускают клавишу. Нужно научить слушать длинный звук, уметь перевести его слухом в следующий, так как особое значение имеет восприятие звука в последний момент его существования, при переходе в следующую ноту. Нужно воспитать умение соразмерить силу возникающего звука с силой предыдущего. Это сделает менее заметным угасание фортепианного звука. Нужно уметь сконцентрировать на нём всё внимание, неустанно слушать его, как бы продолжать его звучание внутренним слухом. Особенно важно следить за тем, чтобы остальная ткань не заслонила длинного звука, уметь соразмерить динамику других голосов, звучащих на фоне «тянущегося» звука, и тонко «сфилировать» конец мотива. Нужно так подвести другой голос к тянущейся ноте, чтобы обязательно был слышен гармонический интервал между этой длинной нотой и совпадающей с ней нотой другого голоса. Чтобы добиться такого «слышания» рекомендуется делать остановки  на таких местах при исполнении. Одновременно нужно уметь слушать как бы «по диагонали», услышать появление тем в разных голосах. Для решения трудных задач полифонического развития, необходимы  предельная активизация внимания, гибкость и распределяемость слуха, развитое слуховое воображение, которые приобретаются в процессе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.

РАБОТА  НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

     Полифонический  репертуар для начинающих музыкантов составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор. Работая над отдельными голосами, необходимо постепенно достигать выразительного и певучего исполнения учеником данной мелодии на фортепиано. Очень полезно при этом выучить каждый голос наизусть.

     Активное  и заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке полностью зависит от метода работы педагога, его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация. Имитация – основной полифонический способ развития темы, поэтому тщательное изучение темы, является главной задачей в работе над любым полифоническим произведением.  Очень оживит восприятие, имитация игры в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию – педагог, и наоборот. Также овладение полифонией с первых шагов может приучить ученика к отчетливости поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания. Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса.

     Нередко в современной музыке встречается  усложнение полифонии полифонической тональностью или политональностью (проведение голосов в разных тональностях). Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами канонического склада. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения. Для преодоления новой полифонической трудности полезен следующий способ работы, состоящий из трех этапов. Вначале пьеса переписывается и учится в простой имитации. В таком облегченном «переложении» пьеса играется два-три урока. Во втором этапе это «переложение» несколько усложняется, и фразы вновь переписываются. Таким же образом учится и последующие фразы. Ансамблевый метод работы в этот период должен стать ведущим. Его значение еще больше повышается на последнем, третьем этапе работы, когда пьеса играется педагогом и учеником в ансамбле так, как она написана композитором. И только после этого оба голоса передаются в руки ученика. Следует отметить, что сам процесс переписывания полифонических произведений очень полезен. Ученик быстрее привыкает к полифонической фактуре, лучше разбирается в ней, более ясно осознает мелодию каждого голоса. При переписывании он видит и схватывает внутренним слухом такую важную особенность полифонии, как несовпадение во времени одинаковых мотивов. Эффективность таких упражнений усиливается, если их играть затем по слуху, от разных звуков, в разных регистрах (вместе с педагогом). В результате такой работы ученик отчетливо осознает каноническое строение пьесы, вступление имитации, ее соотношение с той фразой, которая имитируется, и соединение окончания имитации с новой фразой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.1.

РАБОТА  НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  И.С. БАХА.

     Далее особенно важное значение приобретает изучение полифонических пьес эпохи барокко, среди которых первое место занимают сочинения И. С. Баха. В эту эпоху складывались риторические основы музыкального языка – музыкально – риторические фигуры, связанные с определенной смысловой символикой (фигуры вздоха, возгласа, вопроса, различных форм движения и музыкальной структуры).

     Первой ступенькой на пути изучения полифонии – «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. Вокальные сочинения - арии и хоралы, входящие в сборник, - предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.

     Первым  изучаемым произведением должен стать менуэт. Прослушав менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер. Он должен определить, что своей мелодичностью и напевностью менуэт больше напоминает песню, чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным и певучим. Затем педагог обращает внимание ученика на разные мелодии верхнего и нижнего голосов, словно их поют два певца, или исполняют два разных инструмента. Обязательно нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию. Далее необходимо разобрать вместе с учеником, задавая ему наводящие вопросы, форму пьесы, ее тональный план, фразировку, а также разобрать каждый голос отдельно. Педагог может попросить ученика изобразить в движении разные поклоны, исходя из характера штрихов.

     Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения.

     Полифонии И.С. Баха присуща полифоническая динамика, и для ясного ее воспроизведения следует избегать динамических преувеличений, но не следует отходить от намеченной инструментовки до конца пьесы. К этому и должны быть направлены все усилия педагога, начиная с «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». На материале других пьес из «Нотной тетради» ученик усваивает новые для него черты музыки И.С. Баха, с которыми будет встречаться в произведениях разной степени сложности. Например, с особенностями баховской ритмики, для которой характерно в большинстве случаев использование соседних длительностей: восьмые и четверти (все марши и менуэты), шестнадцатые и восьмые («Волынка»).

     При работе над полифонией И.С. Баха, ученик часто встречаются с мелизмами – важнейшим художественно - выразительным средством музыки XVII-XVIII веков. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без украшений, затем с украшениями и сравнивает. Учитель может попросить ученика самостоятельно поискать, где и как они обозначены в нотах. Найдя новые для него значки (морденты), ученик обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках. Украшения как бы соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе.

     Новой ступенькой в овладении полифонией является знакомство со сборником «Маленькие прелюдия и фуги», а от него протягиваются многие нити к «Инвенциям» и «ХТК». Эти сборники, дают педагогу вероятность углубить знакомство ученика с характерными особенностями фразировки баховских времен:  динамики, голосоведения, разъяснить ему такие главные понятия, как тема, скрытое многоголосие, имитация и другие. 
Приступая к анализу темы, ученик самостоятельно или с помощью педагога определяет ее границы. Затем он должен уяснить образно-интонационный характер темы. Избранная выразительная трактовка темы определяет интерпретацию всего произведения. Вот почему так необходимо уловить все звуковые тонкости исполнения темы, начиная с первого ее проведения.

     Еще одной из существенных черт баховского тематизма является так называемая скрытая полифония или скрытое многоголосие. Поскольку эта особенность свойственна почти всем мелодиям И.С. Баха, умение разобрать ее представляется очень важным навыком, который подготавливает ученика к более сложным задачам. Стоит обратить внимание ученика на то, что мелодии у И.С. Баха часто создают впечатление насыщенной полифонической ткани. Такая насыщенность одноголосной линии достигается наличием в ней скрытого голоса. Этот скрытый голос возникает только в той мелодии, где есть скачки. Звук, покидаемый скачком, продолжает звучать в нашем сознании до того момента, пока не появится другой с ним тон, в который он разрешается. Рука и палец опускаются на клавиши немного сверху, вследствие этого получается боковое движение кисти. Голос, повторяющий один и тот же звук, следует играть чуть слышно. Данный прием ученик будет использовать и при работе над более сложными произведениями.

     Таким образом, найдя характер звучания темы, ученик переходит к знакомству с первой имитацией темы, называемой ответом. Здесь необходимо обратить внимание ученика на вопрос – ответный диалог темы и ее имитации. Чтобы не превратить проведение имитаций в однообразный ряд повторений той же темы, следует вначале сыграть одну тему, а другую спеть. После этого следует исполнить выученный музыкальный текст за двумя роялями. Такая работа очень активизирует слух и полифоническое мышление.

     Часто у педагогов возникает вопрос: как исполнять имитацию – подчеркивать ее или нет. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом конкретном случае следует исходить из характера и строения пьесы. В двухголосных полифонических пьесах Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а иным отличным от другого голоса тембром. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний легко и неизменно тихо, имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Тема – в зависимости от динамического плана – может иной раз прозвучать тише остальных голосов, но она должна быть всегда значительной, выразительной, заметной. Перекличка голосов входит в этом случае в основной образ произведения. Отрабатывается противосложние иначе, чем тема, так как характер его звучания и динамику, возможно, установить только в сочетании с ответом. Поэтому основным методом работы в данном случае является исполнение ответа и противосложения в ансамбле с педагогом, а дома - двумя руками, что значительно облегчает нахождение соответствующих динамических красок.

     Хорошо  проработав тему и противосложение, ясно осознав соотношения: тема – ответ, тема – противосложение, ответ – противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Задолго до их соединения пьеса исполняется двухголосно в ансамбле с педагогом – сначала по разделам, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что в большинстве случаев ученик, даже неплохо слышащий верхний голос, совсем не слышит нижний, как мелодическую линию. Для того чтобы действительно слышать оба голоса вместе, следует работать, концентрируя внимание и слух на одном из них – верхнем. Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание, - громко, нижний – тихо. Практика показывает, что эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности. Тогда ясно слышен не только верхний, главный в данный момент голос, но и нижний. Они как бы играются разными исполнителями на разных инструментах. Но активное внимание, активное слушание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло. Потом переносим внимание на нижний голос. Теперь оба голоса слышны и воспринимаются учеником еще более отчетливо, нижний – потому, что он чрезвычайно приблизителен к правильному звучанию, а верхний – потому, что он уже хорошо знаком. 
При занятиях таким методом в минимальный срок можно достичь хороших результатов, так как для ученика проясняется звуковой вид. Играя потом оба голоса как равноправные, он слышит выразительное движение каждого голоса, их фразировку, динамику. Такое точное и ясное слышание каждой линии – непременное условие в исполнении полифонии.
Лишь достигнув его, можно плодотворно работать затем над произведением в целом.

     При исполнении многоголосного произведения трудность слышания всей ткани (по сравнению с двухголосной инвенцией) возрастает. Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Широко в полифонических произведениях применяются принципы перекладывания пальцев, скольжения пальца с черной клавиши на белую клавишу, беззвучной подмены пальцев. Это поначалу иногда кажется ученику трудным и неприемлемым. Поэтому надо стараться привлекать его к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных вопросов. А затем добиваться обязательного ее соблюдения. Работа над трех и четырехголосными инвенциями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них громко, а другой – тихо. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Учить так – полезно, и этот способ, самый результативный.

Информация о работе Полифония в работе с учениками