Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:10, творческая работа
Цель работы: изучить роль музыкального образа в литературных произведениях
Задачи:
Выявить связь между музыкой и литературой, как видами искусства;
Дать понятие музыкального и литературного образов;
Выявить роль музыкального образа в литературных произведениях.
Введение……………………………………………..2
Глава 1……………………………………………….3
Глава2………………………………………………..7
Глава3………………………………………………..8
Выводы………………………………………………11
Список использованной литературы……………12
По словам Н.П. Пыревой*, “…музыка и слово неразрывны. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова.”
Точность этого высказывания могут нам подтвердить факты из жизни некоторых великих писателей и поэтов. Например, М.Ю.Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и стал его победителем. Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку. Б.Л.Пастернак был пианистом…И эти примеры можно продолжать.
Как можно разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу Чайковского? « Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия», - так сказал Пушкин.
Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика и др. А как же ритм стихов? И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов, помогает лучше понять идею.
В рассказе «После бала» Льва Николаевича Толстого, где смена яркой, радостной, счастливой музыки бала была прервана убогой, пронзительной и устрашающей музыкой экзекуции подчеркивает перелом в ощущениях, в сознании героя.
“Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки, но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка…<…>…вся дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта ,то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”, то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: “Будешь мазать, будешь?”. А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища…”
Очень часто музыка входит в литературное произведение, дополняет, обогащает его, а потом это произведение вновь становится музыкой, уже более совершенной.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя
Взаимопроникновение, переплетение замыслов великих мастеров, сочетание талантов многократно усиливает художественную силу их творений.
По мнению учителей лицея №273 им. Н. Ю. Гладышевой, “сюжеты, темы, образы
*учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Суровикино
этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь.”
Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих
искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений.
В единстве слова и музыки рождается песня, романс** и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Передать различные
Для более наглядного примера рассмотрим оперу П. И. Чайковского “Снегурочка”, написанную по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского.
Во-первых, сразу бросается в глаза стихотворная форма пьесы, а мы знаем, что в данной форме существует особый ритм, даже темп, что побуждает человека живущего музыкой на сочинения. Стоит заметить, что знакомство П. И. Чайковского и А. Н. Островского состоялось в начале 1873 года. Малый театр закрылся на капитальный ремонт, в связи с чем все три труппы Московских императорских театров (драматическая, оперная и балетная) стали выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. К тому времени он уже начал свой творческий путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути “мостиком” от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".
В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как
______________________________
* камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом; в романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом. Звучит начало монолога царя
Берендея:
"Полна чудес могучая природа!".
А вслед ему вторили хоры - гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.
Островский и Чайковский работали увлеченно, с огромным энтузиазмом, постоянно общались, обменивались идеями, обсуждали написанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал Чайковскому использовать те или иные русские народные песни, наигрыши. А тому так нравилась пьеса, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели!
Вообще, надо сказать, для человека творческого, живущего музыкой, произведение литературного жанра (стихотворной формы в частности), является толчком к новым начинаниям, новым сочинениям. Композитор не просто сочиняет музыку, он вкладывает жизнь в своих героев, благодаря чему они самостоятельно существуют на сцене как состоявшиеся персонажи.
С помощью различных интонаций, музыкальных ладов (мажор/минор), с помощью быстроты или, наоборот, медлительности музыки композитор вселяет души в своих героев, дав им право самостоятельно существовать на сцене, неся свое настроение.
Островский и Чайковский работали увлеченно, с огромным энтузиазмом, постоянно общались, обменивались идеями, обсуждали написанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал Чайковскому использовать те или иные русские народные песни, наигрыши. А тому так нравилась пьеса, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели!
Выводы
Итак, во-первых, в этой работе мы узнали, что такое музыка и литература,
раскрыв эти понятия, и увидели схожесть определений этих терминов.
Во-вторых, мы определили связь музыки с литературным произведением
на основе эпизода из повести А. С. Грина “Алые паруса” и увидели, что использование авторами музыки в своих литературных творениях помогает раскрыться образу героя до конца или более ярко представить отдельный эпизод.
Ну и, наконец, мы пришли к заключению, что использование музыки оживляет персонажей, дает им право самостоятельно существовать как на сцене, так и в произведении.
Музыка может вызвать грусть, радость, привести в состояние эйфории или призвать угнетение, но все эти действия являются признаками приобретения героем своей души, он начинает самостоятельно жить и существовать для зрителя.
В конце хочу сказать, что работа над этой темой была для меня весьма увлекательна. Желаю и Вам, уважаемые слушатели, побольше узнавать о литературе, поближе с ней знакомиться и обращать внимание даже на самые маленькие детали произведения, тогда и книга станет для Вас интереснее!
Список использованной литературы: