Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:10, творческая работа
Цель работы: изучить роль музыкального образа в литературных произведениях
Задачи:
Выявить связь между музыкой и литературой, как видами искусства;
Дать понятие музыкального и литературного образов;
Выявить роль музыкального образа в литературных произведениях.
Введение……………………………………………..2
Глава 1……………………………………………….3
Глава2………………………………………………..7
Глава3………………………………………………..8
Выводы………………………………………………11
Список использованной литературы……………12
Содержание.
Введение……………………………………………..2
Глава 1……………………………………………….3
Глава2………………………………………………..7
Глава3………………………………………………..8
Выводы………………………………………………11
Список использованной литературы……………12
Введение.
Что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов?
Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Передать различные
Значит, между музыкой и литературой существует особая связь, которая и является примером воссоединения музыкального и литературного образа. Неслучайно эти два вида искусства имеют общие начала, схожие пути составления. Сегодня мы выявим эту связь и обозначим роль музыки в литературных произведениях.
Цель работы: изучить роль музыкального образа в литературных произведениях
Задачи:
Глава 1.Музыка и литература как виды искусства.
Музыка окружает нас всюду, к
какой бы сфере общества мы не принадлежали.
Что же такое музыка? В переводе
с греческого ''musike'' буквально обозначает
''искусство муз'', это вид искусства, в
котором средством воплощения художественных
образов служат определенным образом
организованные музыкальные звуки. Стоит
обратить внимание на то, что в музыке,
как и в литературе, главной составляющей
являются художественные образы, которые
нужно воплотить, показать так, чтобы было
понятно слушателю или читателю. Музыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искус
Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.
Согласно определению С. И. Ожегова, музыка – это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства; мелодия какого-нибудь звучания.
Следует также раскрыть и понятие
“литература”. Это произведения письменности,
имеющие общественное значение (например,
художественная литература, научная литература,
эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную
литературную продукцию (художественная
литература; соответствие в 19 веке - "изящная
словесность"). В этом значении литература
- явление искусства ("искусство слова"),
эстетически выражающее общественное
сознание и в свою очередь формирующее
его. Материальный носитель образности
в литературе - речь - позволяет ей необычайно
широко осваивать и активно истолковывать
жизненные процессы во всей их сложности,
в том числе внутренний мир людей и их
общение, воплощаемые в высказываниях.
По
словам С. И. Ожегова, литература – это
1.совокупность письменных произведений
вообще; 2. Совокупность художественных
произведений (поэзия, проза, драма).
Художественная литература как вид искусства
возникает на почве мифологии и устно-поэтического
народного творчества. Художественная
литература хранит, накапливает и передает
от поколения к поколению эстетические,
нравственные, философские, социальные
ценности.
Литература представляет собой формирующуюся
на протяжении тысячелетий динамическую
систему литературных родов (эпос, лирика,
драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов,
стиховых и прозаических форм, изобразительных
средств языка, приемов композиции. Существуют
виды письменных произведений, смыкающиеся
с художественной литературой, - мемуарная,
эпистолярная, документальная литература.
Древнейшие произведения писались в стихах,
проза - относительно более поздняя область
художественной литературы. Только в 18-19
века эти две области сравнялись по значению.
Для 20 века характерны связи художественной
литературы с другими преимущественно
новыми видами искусства - кино, радио,
телевидением. Творчество выдающихся
деятелей художественной литературы знаменует
важнейшие фазы развития мировой и национальной
культуры. Литература изучается филологией,
по преимуществу литературоведением.
Основные жанры литературы
Вообще, литературный жанр – это группа литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).
Итак, классификация жанров:
Здесь следует заметить, что и в музыке существует жанровая классификация, так можно выделить основные жанры литературы:
Художественная литература —
вид искусства, использующий в
качестве единственного материала слова
и конструкции естественного (письменного
человеческого) языка. Специфика художественной
литературы выявляется в сопоставлении,
с одной стороны, с видами искусства, использующими
иной материал вместо словесно-языкового
(музыка, изобразительное искусство)
или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с
иными типами словесного текста: философским, публицистическим,
Таким образом, музыка с литературой связаны глубоко, не поверхностно, что доказывает их неразрывные взаимоотношения — без одного не может существовать другого.
Далее, в определении музыки сказано, что это ''определенным образом организованные музыкальные звуки'', а в литературе — слова наподобие звуков складываются в предложения , несущие определенный смысл, являющиеся частью, ''пазлом'' картинки, которую рисует автор. Образ также является главной целью музыкального исполнения, как и литературного произведения, что мы можем увидеть в следующих примерах.
*форма богослужебной музыки католиков.
** небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.
***жанр (форма) монодического песнопен
**** гимнографический текст ст
*****основной жанр азербайджан
Глава 2. Анализ музыкального образа
Вероятно, всем нам знакомо произведение А.С, Грина “Алые паруса”. Помните, в эпизоде, когда Грэй приехал в трактир, где работал Хин, чтоб расспросить его о прекрасной молодой девушке, имя которой еще тогда не знал ? Внезапно, в рассказ Хина внезапно вмешивается песня пьяного угольщика:
“...Его перебил неожиданный дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули:
Корзинщик, корзинщик,
Дери с нас за корзины!..
Но только бойся попадать
В наши палестины!..—
взвыл угольщик и, как будто ничего не бывало, потопил усы в плеснувшем стакане...”
Здесь у автора описано отдельное лицо, хоть и эпизодическое. Согласитесь, эта маленькая роль вносит дополнительные оттенки во всю картину ситуации: маленькое дымное помещение, всюду полумрак, гомон и тут клик угольщика звучит, с одной стороны, обыденно и предсказуемо, а с другой — песнь угольщика символизирует тяжкую судьбу такого бедного народа. Думаю, слова в этой песне не имеют такого большого значения, как та интонация, показанная автором, с которой бедняк пьянчужка «изливает свою душу».
И роль эта, несмотря на её краткость, является полной и законченной, все уже сказано этим героем — в одной песне уместилась судьба целого слоя общества!
У музыки и литературы есть одно общее свойство — они воздействуют на человека через эмоции. Так, в произведении Джека Лондона «Белый клык» автор говорит о загадочном действии Севера на людей: “С особенной яростью и жестокостью Северная глушь ломает упорство человека, потому что человек — самое мятежное существо в мире, потому что человек всегда восстает против ее воли, согласно которой всякое движение, в конце концов, должно прекратиться”. Кто-то остается и продолжает путь, кто-то поворачивает свою упряжь назад, а кто-то остается там, в белой сияющей пустыне, навечно, отдав дань почести перед великой Природой. Но, почти всегда Лондон говорит именно о музыке — музыке природы, музыке Севера, именно той ужасной тишине, нагнетающей на обитателей Белой Пустыни страх одиночества — самое страшное видение человека. Не совсем музыка играет здесь роль, а, скорее, мелодия — набор благозвучных тонов, составляющих ту или иную эмоцию.
Анализируя эти два примера, можно сказать, что в литературных произведениях музыка — есть не что иное как отдельный независимый персонаж, имеющий свою роль и свою долю воздействия на произведение, значимый также, как и человеческие или просто более материализованные образы.
Глава 3.
Нерушимую, незыблемую связь музыки и литературы нам удалось увидеть. А как же быть со значимостью музыки в литературе? Читая литературное произведение, мы сталкиваемся со звуками музыки, музыкальными произведениями, которые не только дополняют ассоциативную картину, но и в некотором образе изменяют её, добавляя новые чувства героям или же пейзажу новые краски. Значит, без музыки картина не может жить, как и передавать жизнь её героев, а это уже, в некоторой степени, доказывает то, что музыка является особым героем литературного произведения. А, если вспомнить, литературные герои живут своей жизнью, несут свое настроение, свою картину восприятия, то есть музыка есть живой герой литературного произведения, который так же как и остальные существует отдельно, с какой-то стороны, и, в то же время, взаимодействует со всеми, внося свои краски и даже чувства.