Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

Работа содержит 1 файл

Snegurochka.docx

— 114.83 Кб (Скачать)

Убедившись в необычайной  талантливости своего ученика, Канилле в ноябре 1861 года познакомил его с Балакиревым. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание — композиторство. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков написал большую часть Первой симфонии. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.

Однако путь профессионального  музыканта не сразу открылся перед  Римским-Корсаковым. По настоянию родных и по совету некоторых музыкальных  друзей он был вынужден отправиться  в длительное плавание, чтобы завершить  свое морское образование. В октябре 1862 года клипер «Алмаз», на борту которого находился гардемарин Римский-Корсаков, покинул кронштадтский рейд.

В первые месяцы Римский-Корсаков усиленно переписывался с Балакиревым  и продолжал жить преимущественно  музыкальными интересами, отдавая музыке все свободное от службы время. Во время стоянки в Англии он сочинил  Andante Первой симфонии, оказавшееся лучшей частью цикла.

Однако творчество начало постепенно оттесняться обильными  и яркими впечатлениями от морского путешествия, от бескрайних просторов  океана, от природы и быта которые были посвящены клипером стран. Досуг Римского-Корсакова заполняло чтение художественной, социально-исторической и критической литературы (статей Белинского, Герцена, Добролюбова и Огарева); это способствовало упрочению демократического мировоззрения композитора.

В апреле 1865 года клипер «Алмаз»  Закончил кругосветное плавание. Римский-Корсаков получил офицерский чин, был назначен в береговую службу и поселился  в Петербурге. Теперь он вновь стал постоянным посетителем Балакирева (уже на правах его младшего товарища), одним из самых деятельных членов кружка, вступившего в самый блестящий  период своего существования. Стремясь наверстать упущенное за время путешествия, молодой офицер с увлечением отдался музыкальным занятиям.

60-е годы. Римский-Корсаков  сразу зарекомендовал себя как  талантливый и многообещающий  симфонист. Его композиторским  дебютом явилось исполнение Первой  симфонии в концерте Бесплатной  музыкальной школы, состоявшееся  под управлением Балакирева в  конце 1865 года. Симфония прошла  с большим успехом и заслужила  одобрительные отзывы критики.  Ц. Кюи назвал ее «первой  русской симфонией», указав на  песенную основу ее тем, талантливость  оркестровки и подчеркнув самобытный  русский характер всего сочинения. 

Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других симфонических  произведений. Наиболее значительные из них посвящены образам русского былинного эпоса и восточной  сказки.

Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Корсаков создает  романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальной работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.

70-е годы составляют  новый важный этап в биографии  и музыкальной деятельности Римского-Корсакова. 

Главным событием в музыкальной  деятельности Римского-Корсакова того времени было вступление его осенью 1871 года в число профессоров Петербургской  консерватории. Оно имело огромное значение не только как факт личной биографии композитора. Это был  важный шаг на пути сближения консерваторского направления с выработавшимися  в 60-х годах в балакиревском кружке принципами национально-демократического искусства.

Кроме того, Римский-Корсаков занял в 1872 году должность инспектора оркестров Морского ведомства. В  течение десяти лет он проводил большую  работу по реорганизации оркестров  и значительно обогатил их скудный  и малохудожественный репертуар  специально написанными пьесами  и многочисленными переложениями. В середине 70-х годов Римский-Корсаков принял на себя директорство Бесплатной школы и, сменив Балакирева, руководил  ею на протяжении нескольких лет. Тогда  же он начал выступать как дирижер.

Одновременно Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники, недостаточность  которой стала для него весьма ощутимой. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова  в усиленных занятиях гармонией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим  товарищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому. Последний отнесся с глубокой симпатией и сочувствием к этим занятиям Римского-Корсакова. Он писал: «Знаете ли, что я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером! Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру. Я прихожу в изумление и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к Вашей артистической личности... Я в самом деле убежден, что при Вашем громадном даровании, в соединении с тою идеальной добросовестностью, с которой Вы относитесь к делу, из-под пера Вашего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собою все, что до сих пор написано в России...»

Вторая половина 70-х годов  ознаменовалась работой Римского-Корсакова  над двумя песенными сборниками, и, в связи с этим, изучением  народной поэзии и обрядов. Столь широкое и углубленное II изучение народного музыкального и поэтического творчества оказало, как писал сам Римский-Корсаков, огромное влияние на направление его композиторской деятельности.

Одновременно с составлением сборников он принял участие в  редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым)

Работа над народным творчеством  и над глинкинскими операми явилась для композитора, по его словам, «благотворной школой, выводившей на путь современной музыки после перипетий контрапунктики и строгого стиля». К концу 70-х годов прохождение Римским-Корсаковым «музыкальных университетов» было закончено, и результаты сказались в двух его ближайших крупных произведениях — операх «Майская ночь» и «Снегурочка».из них, особенно в «Снегурочке», композитор заложил основы своего сказочного оперного стиля.

Вслед за «Майской ночью» композитором была написана «Снегурочка», которую  он считал едва ли не лучшим своим произведением. С завершением этой оперы Римский-Корсаков достиг полной творческой зрелости. Создание «Снегурочки» протекало в исключительно  благоприятных обстоятельствах  и очень быстро: опера была написана в клавире в течение летних месяцев 1880 года, а к следующей  весне и инструментована. Возникновению  этого замечательного произведения способствовала настоящая влюбленность Римского-Корсакова в чудесную сказку Островского, в поэтический мир  народных обрядов и наивного поклонения стихийным силам природы. К успешной творческой работе располагала вся  обстановка деревенского захолустья, а также живописные окрестности  имения Стелево, где композитор проводил лето.

«Снегурочка» была поставлена в январе 1882 года. Опера прошла с  успехом, хотя композитора огорчали значительные купюры, сделанные театром, и придирки рецензентов, не оценивших  своеобразную прелесть эпического характера  оперы. По их мнению, «Снегурочке» недоставало  драматизма, а обилие подлинных народных тем будто бы свидетельствовало  о бедности мелодического дарования  автора. Следует упомянуть о новой  постановке «Снегурочки», которая состоялась в 90-х годах в Большом театре в Москве. На этот раз опера была поставлена без купюр и тщательно, с любовью, разучена. Композитор, специально приехавший в Москву, был обрадован  таким исполнением своего любимого произведения и оказанным ему  москвичами приемом.

80-е годы — период  преимущественно симфонического  творчества Римского-Корсакова,  время создания «Сказки» (по мотивам  пушкинского пролога к «Руслану  и Людмиле»), Симфониетты (на народные  темы), Концерта для фортепиано  и Фантазии на народные темы  для скрипки с оркестром. В  конце 80-х годов композитором  были написаны самые выдающиеся  его симфонические произведения—  Испанское каприччио и «Шехеразада». На исходе этого десятилетия была создана опера «Млада», сюжетом для которой послужили материалы либретто неосуществленного коллективного сочинения 70-х годов. Кроме того, в течение 80-х годов Римский-Корсаков подверг основательному редактированию почти все свои крупные сочинения, написанные до «Майской ночи», и в то же время посвятил много месяцев напряженного труда завершению «Князя Игоря» Бородина (совместно с Глазуновым), «Хованщины» Мусоргского и редактированию всех произведений этого композитора, в том числе переинструментовке «Бориса Годунова». В своем самоотверженном труде Римский-Корсаков руководствовался чувством любви к покойным друзьям, сознанием своего художественного долга и громадной ценности их произведений. «Много надо было горячей любви к усопшим товарищам и друзьям, много любви к искусству, чтобы столько раз и так надолго отодвигать в сторону собственное творчество в пору самого его разгара и отдавать весь свой талант, всю свою энергию и душу на великолепное довершение чужих работ», — с восхищением писал Стасов о Римском-Корсакове.

 

 

 

 

Кризис рубежа 80—90-х  годов.

Между тем на рубеже 80—90-х  годов в творческой работе композитора  наступает кризис. На протяжении трех лет Римский-Корсаков не создает  новых произведений. В этот период он усиленно размышляет над вопросами  музыкальной эстетики, изучает большое  количество литературы. У него возникает  мысль написать книгу о русской  музыке и о своих сочинениях, а  также рассмотреть некоторые  наиболее важные вопросы музыкального искусства (о его сущности и начпачении, главных особенностях). Намерение это не было выполнено композитором из-за наступившего острого переутомления и расстройства нервной системы. Большую часть черновых материалов Римский-Корсаков уничтожил, сохранив лишь ряд написанных в тот период статей. Наибольший интерес среди них представляет неоконченная работа «Вагнер и Даргомыжский», в которой критически освещены основные принципы оперной драматургии Вагнера. Тогда же композитор начал писать свои воспоминания, назвав их «Летопись моей музыкальной жизни». Эта книга, над которой Римский-Корсаков работал почти до самой смерти, является по сей день одним из основных источников для изучения биографии самого Римского-Корсакова и многих его современников.

 

 Временное творческое  бесплодие Римского-Корсакова было  вызвано многими причинами. Среди  них прежде всего надо отметить изменения в общественной и культурной жизни России, что привело к возникновению ряда новых явлений и в области музыки.

Следует подчеркнуть, что  крупнейшие русские музыканты, в  первую очередь те из них, которые  принадлежали к поколению 60-х годов, заняли непримиримую позицию по отношению  к этому течению. В своем творчестве они продолжали основываться на принципах  реалистического искусства. Оказывая благотворное влияние на молодежь, они направляли русскую музыку по пути идейности и демократизма, что  привело к замечательным успехам  русского музыкального творчества на протяжении конца XIX и начала XX века.

Римский-Корсаков проницательно  угадал опасность нового направления. Сознавая, что русская музыка вступила в новый исторический период своего развития, композитор стремился понять сущность его, проанализировать собственный  творческий путь и решить вопрос об идейно-художественных основах русского музыкального искусства.

Результатом всей этой сложной  внутренней работы явилась твердая  убежденность Римского-Корсакова в  жизнеспособности коренных принципов  и традиций реалистической музыки, уверенность в правильности избранного им творческого пути как преемника  и продолжателя заветов Глинки. Все  это подготовило новый высокий  творческий подъем композитора.

90-е годы. Со времени  сочинения оперы «Ночь перед  Рождеством» (1894) творческая деятельность  Римского-Корсакова возобновляется  с новой силой и продолжается  с неослабевающей интенсивностью  до конца его жизни. В отличие  от предшествующих периодов, Римский-Корсаков  теперь не создает симфонических  произведений и работает главным  образом в оперном и романсовом жанрах. Одна за другой появляются оперы весьма различные по сюжетам, жанровым и стилистическим признакам. Так, «Садко» (1895—1896) является одной из лучших опер Римского-Корсакова эпического монументального жанра, непосредственно примыкая к «Руслану» Глинки и «Князю Игорю» Бородина. «Сказка о царе Салтане» (1899) своей тонкостью, лаконизмом и остротой стилистических приемов, а также характерным юмором, граничащим с сатирой, предвещает поздние сказочные оперы композитора. Одноактные оперы «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» ознаменовали обращение композитора к лирико-психологическим темам и образам и упорную работу над новым для него типом оперной драматургии — остроконфликтной, с напряженным драматическим развитием, что подготовило (наряду с многочисленными романсами 1897 года) создание «Царской невесты» (1898) — лучшей оперы лирико-психологического жанра у Римского-Корсакова.

Такая необычайная плодовитость композитора, по-видимому, стимулировалась  и открывшимися новыми возможностями к исполнению его опер. Как раз с середины 90-х годов устанавливается тесная творческая связь Римского-Корсакова с коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Артисты этого театра становятся ревностными пропагандистами его опер, легших в основу репертуара мамонтовского театра. Здесь композитор встретился с выдающимися оперными певцами — замечательными истолкователями его оперных произведений. Гениальный Шаляпин в партиях царя Ивана, Сальери Варяжского гостя, А. Секар-Рожанский — исполнитель партий Садко и Тучи, Н. Забела-Врубель, пленившая композитора созданными ею вокально-сценическими образами Морской царевны, Марфы, Снегурочки, Царевны-Лебеди, вошли в историю русского оперного искусства как яркие и высокохудожественные явления.

90-е годы. Сильное воздействие на мировоззрение и творчество Римского-Корсакова оказали революционная атмосфера и общественные настроения эпохи 1905 года. В произведениях этих лет с особой силой проявились симпатии композитора к революционному движению, его ненависть к самодержавию и патриотическое чувство любви к родине, к народу.

В течение 1901 —1902 годов Римским-Корсаковым была написана опера «КащейБессмертный», отвечавшая демократическим настроениям русского общества в предреволюционные годы.

Создавая все новые  и новые шедевры, Римский-Корсаков в начале 90-х годов попутно продолжает работу над наследием Мусоргского, Бородина и Даргомыжского, совершенствуя и частично дополняя свои редакции их произведений. Так, он перерабатывает не удовлетворяющую его более инструментовку «Каменного гостя», создает для концертов оркестровые редакции некоторых романсов Бородина и Мусоргского, редактирует и инструментует пропущенные им ранее сцены из «Бориса Годунова», приступает к обработке «Женитьбы».

Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки