Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:15, реферат
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.
Убедившись в необычайной талантливости своего ученика, Канилле в ноябре 1861 года познакомил его с Балакиревым. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание — композиторство. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков написал большую часть Первой симфонии. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.
Однако путь профессионального музыканта не сразу открылся перед Римским-Корсаковым. По настоянию родных и по совету некоторых музыкальных друзей он был вынужден отправиться в длительное плавание, чтобы завершить свое морское образование. В октябре 1862 года клипер «Алмаз», на борту которого находился гардемарин Римский-Корсаков, покинул кронштадтский рейд.
В первые месяцы Римский-Корсаков усиленно переписывался с Балакиревым и продолжал жить преимущественно музыкальными интересами, отдавая музыке все свободное от службы время. Во время стоянки в Англии он сочинил Andante Первой симфонии, оказавшееся лучшей частью цикла.
Однако творчество начало постепенно оттесняться обильными и яркими впечатлениями от морского путешествия, от бескрайних просторов океана, от природы и быта которые были посвящены клипером стран. Досуг Римского-Корсакова заполняло чтение художественной, социально-исторической и критической литературы (статей Белинского, Герцена, Добролюбова и Огарева); это способствовало упрочению демократического мировоззрения композитора.
В апреле 1865 года клипер «Алмаз» Закончил кругосветное плавание. Римский-Корсаков получил офицерский чин, был назначен в береговую службу и поселился в Петербурге. Теперь он вновь стал постоянным посетителем Балакирева (уже на правах его младшего товарища), одним из самых деятельных членов кружка, вступившего в самый блестящий период своего существования. Стремясь наверстать упущенное за время путешествия, молодой офицер с увлечением отдался музыкальным занятиям.
60-е годы. Римский-Корсаков
сразу зарекомендовал себя как
талантливый и многообещающий
симфонист. Его композиторским
дебютом явилось исполнение
Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других симфонических произведений. Наиболее значительные из них посвящены образам русского былинного эпоса и восточной сказки.
Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Корсаков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальной работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.
70-е годы составляют
новый важный этап в биографии
и музыкальной деятельности
Главным событием в музыкальной
деятельности Римского-Корсакова того
времени было вступление его осенью
1871 года в число профессоров
Кроме того, Римский-Корсаков
занял в 1872 году должность инспектора
оркестров Морского ведомства. В
течение десяти лет он проводил большую
работу по реорганизации оркестров
и значительно обогатил их скудный
и малохудожественный репертуар
специально написанными пьесами
и многочисленными
Одновременно Римский-Корсаков
трудится над развитием и
Вторая половина 70-х годов
ознаменовалась работой Римского-Корсакова
над двумя песенными
Одновременно с составлением сборников он принял участие в редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым)
Работа над народным творчеством и над глинкинскими операми явилась для композитора, по его словам, «благотворной школой, выводившей на путь современной музыки после перипетий контрапунктики и строгого стиля». К концу 70-х годов прохождение Римским-Корсаковым «музыкальных университетов» было закончено, и результаты сказались в двух его ближайших крупных произведениях — операх «Майская ночь» и «Снегурочка».из них, особенно в «Снегурочке», композитор заложил основы своего сказочного оперного стиля.
Вслед за «Майской ночью» композитором была написана «Снегурочка», которую он считал едва ли не лучшим своим произведением. С завершением этой оперы Римский-Корсаков достиг полной творческой зрелости. Создание «Снегурочки» протекало в исключительно благоприятных обстоятельствах и очень быстро: опера была написана в клавире в течение летних месяцев 1880 года, а к следующей весне и инструментована. Возникновению этого замечательного произведения способствовала настоящая влюбленность Римского-Корсакова в чудесную сказку Островского, в поэтический мир народных обрядов и наивного поклонения стихийным силам природы. К успешной творческой работе располагала вся обстановка деревенского захолустья, а также живописные окрестности имения Стелево, где композитор проводил лето.
«Снегурочка» была поставлена в январе 1882 года. Опера прошла с успехом, хотя композитора огорчали значительные купюры, сделанные театром, и придирки рецензентов, не оценивших своеобразную прелесть эпического характера оперы. По их мнению, «Снегурочке» недоставало драматизма, а обилие подлинных народных тем будто бы свидетельствовало о бедности мелодического дарования автора. Следует упомянуть о новой постановке «Снегурочки», которая состоялась в 90-х годах в Большом театре в Москве. На этот раз опера была поставлена без купюр и тщательно, с любовью, разучена. Композитор, специально приехавший в Москву, был обрадован таким исполнением своего любимого произведения и оказанным ему москвичами приемом.
80-е годы — период
преимущественно
Кризис рубежа 80—90-х годов.
Между тем на рубеже 80—90-х годов в творческой работе композитора наступает кризис. На протяжении трех лет Римский-Корсаков не создает новых произведений. В этот период он усиленно размышляет над вопросами музыкальной эстетики, изучает большое количество литературы. У него возникает мысль написать книгу о русской музыке и о своих сочинениях, а также рассмотреть некоторые наиболее важные вопросы музыкального искусства (о его сущности и начпачении, главных особенностях). Намерение это не было выполнено композитором из-за наступившего острого переутомления и расстройства нервной системы. Большую часть черновых материалов Римский-Корсаков уничтожил, сохранив лишь ряд написанных в тот период статей. Наибольший интерес среди них представляет неоконченная работа «Вагнер и Даргомыжский», в которой критически освещены основные принципы оперной драматургии Вагнера. Тогда же композитор начал писать свои воспоминания, назвав их «Летопись моей музыкальной жизни». Эта книга, над которой Римский-Корсаков работал почти до самой смерти, является по сей день одним из основных источников для изучения биографии самого Римского-Корсакова и многих его современников.
Временное творческое
бесплодие Римского-Корсакова
Следует подчеркнуть, что
крупнейшие русские музыканты, в
первую очередь те из них, которые
принадлежали к поколению 60-х годов,
заняли непримиримую позицию по отношению
к этому течению. В своем творчестве
они продолжали основываться на принципах
реалистического искусства. Оказывая
благотворное влияние на молодежь,
они направляли русскую музыку по
пути идейности и демократизма, что
привело к замечательным
Римский-Корсаков проницательно угадал опасность нового направления. Сознавая, что русская музыка вступила в новый исторический период своего развития, композитор стремился понять сущность его, проанализировать собственный творческий путь и решить вопрос об идейно-художественных основах русского музыкального искусства.
Результатом всей этой сложной внутренней работы явилась твердая убежденность Римского-Корсакова в жизнеспособности коренных принципов и традиций реалистической музыки, уверенность в правильности избранного им творческого пути как преемника и продолжателя заветов Глинки. Все это подготовило новый высокий творческий подъем композитора.
90-е годы. Со времени
сочинения оперы «Ночь перед
Рождеством» (1894) творческая деятельность
Римского-Корсакова
Такая необычайная плодовитость композитора, по-видимому, стимулировалась и открывшимися новыми возможностями к исполнению его опер. Как раз с середины 90-х годов устанавливается тесная творческая связь Римского-Корсакова с коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Артисты этого театра становятся ревностными пропагандистами его опер, легших в основу репертуара мамонтовского театра. Здесь композитор встретился с выдающимися оперными певцами — замечательными истолкователями его оперных произведений. Гениальный Шаляпин в партиях царя Ивана, Сальери Варяжского гостя, А. Секар-Рожанский — исполнитель партий Садко и Тучи, Н. Забела-Врубель, пленившая композитора созданными ею вокально-сценическими образами Морской царевны, Марфы, Снегурочки, Царевны-Лебеди, вошли в историю русского оперного искусства как яркие и высокохудожественные явления.
90-е годы. Сильное воздействие на мировоззрение и творчество Римского-Корсакова оказали революционная атмосфера и общественные настроения эпохи 1905 года. В произведениях этих лет с особой силой проявились симпатии композитора к революционному движению, его ненависть к самодержавию и патриотическое чувство любви к родине, к народу.
В течение 1901 —1902 годов Римским-Корсаковым была написана опера «КащейБессмертный», отвечавшая демократическим настроениям русского общества в предреволюционные годы.
Создавая все новые и новые шедевры, Римский-Корсаков в начале 90-х годов попутно продолжает работу над наследием Мусоргского, Бородина и Даргомыжского, совершенствуя и частично дополняя свои редакции их произведений. Так, он перерабатывает не удовлетворяющую его более инструментовку «Каменного гостя», создает для концертов оркестровые редакции некоторых романсов Бородина и Мусоргского, редактирует и инструментует пропущенные им ранее сцены из «Бориса Годунова», приступает к обработке «Женитьбы».
Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки