Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

Работа содержит 1 файл

Snegurochka.docx

— 114.83 Кб (Скачать)

  МБОУ   ДОД     «Карагайская  детская музыкальная школа»

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

«Николай Андреевич  Римский-Корсаков опера «Снегурочка»:                          Образ Снегурочки.»

 

 

 

 

 

 



 

                                                                                                           Работу выполнила:  Азиева Лейла-Ханым

                                                                                                           Руководитель: Елена Ивановна Барсукова

 

 

 

 

 

                                                           Карагай        2012 г.

 

 

 

 

 

Биография   Композитора

 

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое  олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального  искусства.

Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя  Глинки, подлинную влюбленность, а  с ней и приливы творческого  вдохновения.

 Особенной притягательной  силой обладали для него те  памятники народного искусства  и быта, в которых жизнь народа  представала с ее красочной,  поэтической стороны: древние  народные поверья, обряды и  песни, связанные с народными  представлениями о природе, легенды,  былины и сказки. Именно в этом  пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову,  понимание народности искусства;  здесь он нашел свой путь  как русский художник-музыкант. «В  сущности, мой род — это сказка, былина и непременно русские», — говорил композитор. Мечты народа  о свободе, счастье, красоте,  его представления о справедливости  и добре композитор воплотил  в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных  образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки, — писал Римский-Корсаков,— должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа...»

Таким образом, Римский-Корсаков сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они вырисовывались в памятниках народного художественного  творчества.

Свойственная Римскому-Корсакову  отзывчивость к прекрасному в  явлениях реальной действительности, нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его сочинениях. Картины моря, леса, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы» — все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. Римский-Корсаков был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.

В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова  сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и  в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления  природы (Мороз, Леший, Морская царевна  и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает музыкальной фантастике Корсакова особое своеобразие и поэтическую глубину.

По особенностям своего дарования  и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит  к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный  свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой  природы, богата свежим и здоровым чувством, она передает многообразную красоту  мира. Этими качествами своего таланта  Римский-Корсаков напоминает Глинку и  Бородина. В то же время для него особенно характерны светлые и мягкие лирические настроения, нежная элегичность, романтическая мечтательность.

Большинство сочинений Римского-Корсакова  отмечено сдержанностью и уравновешенностью, мерным и плавным чередованием картин и эпизодов. Драматургическое развитие неторопливо. Оно чаще всего свободно от острых драматических контрастов и Столкновений. Композитор стремится  передать жизнь русского народа так, как она запечатлена в памятниках народного творчества, особенно эпических, со свойственной им неторопливостью, повествовательностью.

Оставаясь по преимуществу поэтом русской -жизни, русской природы, Римский-Корсаков, подобно Бородину, Балакиреву и Мусоргскому, охотно обращался к изображению  народного быта и природы других стран. Образы Востока, а также Испании, западно-славянского мира (в «Сербской фантазии», в операх «Пан воевода» и «Млада») органически входят в творчество русского композитора. Эта широта художественных интересов, присущее Римскому-Корсакову чуткое понимание национального характера, особенностей музыкальной культуры и искусства других народов характеризуют его как достойного продолжателя высокой традиции русского классического искусства, начало которой было положено Пушкиным, а в музыке — Глинкой.

Сформировавшись, как и остальные кучкисты, под идейным влиянием общественного движения 60-х годов, он оставался выразителем благородных демократических стремлений на всем протяжении почти сорокалетнего творческого пути, захватившего и годы первой русской революции. Подчеркивая свою принадлежность к «шестидесятничеству», композитор так говорил на склоне лет о себе и более молодых композиторах, группировавшихся около него на рубеже XIX—XX веков: «Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца XIX века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия».

 Вместе с тем каждый  из новых периодов в общественном  развитии России оставлял свой  отпечаток на мировоззрении и  творчестве композитора. Усиление  драматического начала в сочинениях 1890-х и 1900-х годов явилось  в известной степени отголоском  обострившихся идейно-общественных  противоречий и социальных столкновений, которые переживала Россия на  грани двух столетий. Большое  развитие получила в поздних  сказочных операх Римского-Корсакова  социально-обличительная тематика, что находилось в прямой связи  с бурным ростом народно-освободительного  движения и с революцией 1905 года.

Оперы-сказки последних лет  выражают веру композитора в неизбежную гибель царства бесправия и угнетения («Кащей бессмертный»), в них беспощадно разоблачается и зло осмеивается самодержавие (отдельные моменты в «Сказке о царе Салгане», но особенно опера-сатира «Золотой петушок»). Здесь сказалась глубокая связь творчества Римского-Корсакова с критическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а также с сатирической струей в народном творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской революции.

В мелодике его произведений одно из первых мест занимают темы народного  склада, связанные с древнейшими  обрядовыми песнями (календарными, игровыми), отличающиеся сравнительной краткостью мелодического дыхания, преобладанием  одного характерного оборота.

Римский-Корсаков принадлежит  к величайшим мастерам и поэтам оркестра. Оркестровка, составляющая органическую часть его музыкальных замыслов, никогда не рассматривалась композитором как внешняя красочно-тембровая  оправа произведения. «Инструментовка  есть творчество... есть одна из сторон души самого сочинения, — утверждал  Римский-Корсаков. — Само сочинение задумано оркестровыми в самом своем зачатии уже обещает известные, оркестровые краски, присущие ему одному и одному его творцу». В области оркестровки Римский-Корсаков основывался на принципах оркестрового стиля Глинки.

Музыкальное наследие Римского-Корсакова  обширно и разнообразно. В него входят пятнадцать опер, десять симфонических произведений различных жанров: симфонии, программные симфонические сюиты, каприччио, фантазии, увертюры (а также сюиты, построенные на материале опер), пьесы концертного жанра (скрипичная фантазия и фортепианный концерт), три кантаты, камерные инструментальные произведения, романсы и дуэты, множество хоровых пьес, обработки народных песен. С наибольшей полнотой и мощью громадное дарование Римского-Корсакова проявилось в его оперных и симфонических произведениях, лучшие из которых принадлежат к шедеврам музыкального искусства и являются предметом изучения для композиторов многих поколений.

Римский-Корсаков оставил  нам интереснейшие музыкально-литературные работы, которые сохранили до настоящего времени большое познавательное и научно-музыкальное значение. Это — книга воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни», капитальный труд «Основы оркестровки», «Учебник гармонии», ряд статей, среди которых выделяется разбор «Снегурочки» (к сожалению, он не был завершен композитором).

 Своей педагогической  работой Римский-Корсаков внес  огромный вклад в развитие  русского музыкального профессионализма, особенно композиторского образования.  Римский-Корсаков явился воспитателем  нескольких поколений музыкантов, композиторов, теоретиков, музыкальных  деятелей. Его педагогические принципы  нашли отражение в созданных  им учебных пособиях по гармонии  и инструментовке, упомянутых выше.

Однако заслуги Римского-Корсакова  заключаются не только в передаче своим ученикам чисто профессиональных знаний. Он постоянно воспитывал их в духе бескорыстного и самоотверженного служения родному искусству, учил их быть в этом смысле « Глинкинцами» (это определение он с гордостью относил к самому себе), ярким примером чего была и вся его собственная жизнь.

 

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

 Даты даются по старому  стилю.

Детство.Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии.

Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху  играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также  отрывки из модных опер. Музыкальные  способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в  двухлетнем возрасте. С шести лет  родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в  игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Потребность  сочинять проявилась у него первоначально  в форме детской игры: «совершенно  в том же роде, как я складывал  и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, — вспоминает Римский-Корсаков. —  Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина»,

которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений.

Но музыка в то время  была не единственным и даже не самым  любимым занятием Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его  романтика моря — страсть, развивавшаяся  под влиянием писем старшего брата, Воина Андреевича, лейтенанта-моряка, находившегося в заграничном  плавании. «Меня пленяла мысль  быть моряком», — вспоминает композитор. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург  и помещен в Морской корпус.

Морской корпус, знакомство с Балакиревым и заграничное  плавание. В продолжение шести  лет Римский-Корсаков учился в корпусе  и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Казалось, этим окончательно определился его жизненный  путь, но к тому времени юношей завладела  любовь к музыке, которая решительно вытеснила прежнее ребяческое увлечение  морем.

С первых дней пребывания в  Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову  большую радость и познакомило  его с серьезной музыкой. «Я уже  знал... довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки  в мнениях окружавших меня тогда людей», — вспоминал впоследствии композитор.

Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых — любителей  музыки — произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера. Он начинает по-юношески пренебрежительно отзываться о своих прежних кумирах — итальянцах.

С течением времени в корпусе  складывается музыкальный кружок, душой  которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки  из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармони флейте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

 

С осени 1859 года Римский-Корсаков начал заниматься с Канилле, образованным музыкантом, хорошим пианистом, ценителем национальной русской музыки. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, — вспоминал композитор. — С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан и Людмила» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,— теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки