Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:27, научная работа
Музыкальный минимализм можно рассматривать, как концепцию, направление, стиль, технику, метод. Возникновение термина точно неизвестно, но примерно его относят к 1968-1971 гг.
Главной отличительной чертой минимализма является репитиция (повторение), отсюда вытекает еще 1 понятие, которое нередко применяют касательно минимализма,- «репетитивная музыка». Репетитивность представляет собой метод и технику композиции, которая основывается на циклах повторений коротких функционально равноправных построений- паттернов.
В Центре Райли
познакомился со Стивом Райхом (Steve Reich)
и Джоном Гибсоном (Jon Gibson). Они в
короткие сроки сформировали группу,
пригласив в нее и других музыкантов,
и приступили к записи.
«In C»
представляла собой
Единственным
требованием исполнения была
взаимная чуткость
Премьера
«In C» состоялась в Центре Пленочной
Музыки в ноябре 1964 года. «In C» обозначила
верстовую отметку на шкале развития
репететивной музыки, стимулировала бурное
развитие этого одного из крупнейших музыкальных
течений послевоенной поры и стала поистине
революционным импульсом, затронувшим
музыкальное сообщество по всему миру.
Сам Терри считает, что главный вклад «In
C» в западную музыку заключается в том,
что повторение здесь было не подручным
приемом композиции, а выступало как «основной
ингредиент» произведения. Мелодия отсутствовала,
все, чем была музыка, заключалось в повторении
одних и тех же фрагментов.
Через интегральное
множество отдельных фрагментов
преодолевалась распыленность и
разбросанность сознания. «In C» на практике
раскрывает отношение самого композитора
к музыке, выраженное словами: «Для
меня высшая ступень в музыке это,
когда ты чувствуешь, что оказываешься
в месте, где нет желаний, нет стремлений,
нет тяги делать что-то иное, кроме как
просто оставаться на этой высшей ступени.
Когда погружаешься в медитацию, оказываешься
в месте истинного спокойствия, и это лучшее
место, в котором ты когда-либо был, при
этом там нет ничего. Для меня это и есть
музыка. Это духовное искусство». «In C»
расстилает перед слушателем пленительную,
сверхчувственную дорогу к высшей ступени,
к первозданному Ничто, и позволяет охватить
сложнейшие сплетения связей между этапами
движения мысли во всей их целокупности.
______________________________
В 1967 году
Филадельфийский Колледж
С Терри был заключен контракт, и в марте 1968 года на CBS в серии Masterworks вышел винил «In C». Контракт с CBS давал Райли карт-бланш на его новые сочинения. В 1968 году была записана «Poppy Nogood and the Phantom Band», а следом за ней в 1969 – «A Rainbow in Curved Air». Обе работы представляли собой медитативные, сдержанно-колоритные, циклические импровизации на электрооргане и электроклавесине, пропущенные через систему задержки времени. Резонанс этих творений Райли был поистине широким в рок-кругах.
Еще работая
над записью «A Rainbow in Curved Air», Райли
начал сотрудничать с Джоном Кейлом (тогда
уже игравшим в составе The Velvet Underground), и
в результате появился полный импровизаций
альбом «Church Of Anthrax» – энергетически насыщенный
клубок из рока, джаза и синтезаторной
музыки, вышедший в 1970 году также на CBS.
В 1969 году перебрался на уединенное ранчо в районе озера Тахо в Северной Калифорнии. Он был и всегда оставался по натуре затворником, так что здесь для него был самый полезный воздух. В 1970 году его посетил Ла Монте Янг в сопровождении гостя, встреча с которым направила течение жизни Райли по совершенно новому руслу. Этим человеком был индийский исполнитель раги Пандит Пран Натх (Pandit Pran Nath).
Пран Натх
был ярчайшим явлением андеграунда
Индии – человек обширнейших
познаний в области классической индийской
музыки, достигший в ее исполнении пределов
совершенства. Райли был покорен личностью
Пандита, и когда тот предложил Терри стать
его учеником, последний ухватился за
предложение с жаром. В сентябре 1970 Райли
отправился на шесть месяцев в свою первую
поездку в Индию и приступил к изучению
раги – канонического древнеиндийского
вокально-инструментального музицирования.
Однако в 1970 году Пран Натх настоял на
том, чтобы Райли продолжал писать музыку
и вернулся работать в Америку. Через какое-то
время Пандит и сам перебрался в Калифорнию.
Вместе с Пран Натхом Терри периодически
выступал на концертах, аккомпанировал
мастеру, играя на тампуре, табле и исполняя
вокальные партии. Это продолжалось 26
лет вплоть, до кончины учителя в 1996 году.
В 1971 году
по возвращении из Индии Райли
продолжил изучение вокальной техники
кирана (разновидность раги) и стал
преподавать рагу в северокалифорнийском
Mills College. Тогда же были записаны несколько
гипнотически-засасывающих альбомов,
таких как «Happy Ending» и « The Persian Surgery Dervishes».
В 1980 году
на факультете Терри познакомился с
основателем и первой скрипкой Kronos
Quartet Дэвидом Хэррингтоном (David Harrington).
Терри переработал музыку, которую
писал для своих сольных
Kronos Quartet дал импульс к плодотворному и частому сотрудничеству Райли как с самим квартетом, так и с другими музыкальными коллективами, и к настоящему времени число его совместных работ исчисляется десятками. А альбом «Salome Dances for Peace» для Kronos Quartet, по оценке американского журнала «Today», стал первым номером среди альбомов классической музыки 1989 года и был номинирован на Грэмми.
С 1993 года
круг разнообразных занятий Терри
пополнился ежегодными групповыми турами
с западными студентами в Индию
в рамках класса индийской музыки
школы. Сам Терри регулярно выступает
как исполнитель раги на концертах и различных
образовательных семинарах. Он также продолжает
сотрудничать с другими музыкантами.
В настоящее
время в перерывах между
Теперь
уже трудно найти такую область
современной музыки, которой не коснулось
бы в той или иной степени влияние Терри
Райли и где бы не возникла масса его последователей
и эпигонов. Универсальный импульс его
работ сказался на творчестве Стива Райха,
Филипа Гласса (Philip Glass), Корнелиуса Кардью
(Cornelius Cardew), Джона Адамса (John Adams), Дэвида
Аллена (Daevid Allen), Брайана Ино (Brian Eno), а также
таких столпов, как Can и Tangerine Dream.
Cписок
литературы
1. О. Манулкина
«Американские композиторы XX века»
2. Д. Андросова
«Мiнiмалiзм в музицi»
3. Д. Туп «Океан
звука»
4. www.terryriley.net