Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:27, научная работа
Музыкальный минимализм можно рассматривать, как концепцию, направление, стиль, технику, метод. Возникновение термина точно неизвестно, но примерно его относят к 1968-1971 гг.
Главной отличительной чертой минимализма является репитиция (повторение), отсюда вытекает еще 1 понятие, которое нередко применяют касательно минимализма,- «репетитивная музыка». Репетитивность представляет собой метод и технику композиции, которая основывается на циклах повторений коротких функционально равноправных построений- паттернов.
Музыкальный
минимализм.
Терри
Райли.
I курс
специальность
«Композиция»
Марина
Бойко
Терри Райли - один
из 4 композиторов (вместе с Ла Монте
Янгом, Стивом Райхом и Филипом Глассом),
в чьем творчестве сформировался
музыкальный минимализм.
Помимо музыкального,
минимализм коснулся и других сфер
самовыражения в искусстве. Минимализм
явился общехудожественной концепцией,
которая родилась в культуре США
и в 1960-е гг. оказала влияние
на многие течения в искусстве.
В визуальном искусстве минимализм был реакцией (протестом) на абстрактный экспрессионизм (Джэксон Поллок, Аршил Горки).
Представители художественного
минимализма: Donald Judd (геометрические скульптуры
, минимальное количество цветов) , Dan
Flavin (флуоресцентные лампы), Carl Andre (металлические
и деревянные бруски,кирпичи), Robert Morris
(Mirrored Cubes), Richard Serra (спирали из деревянных
щитов), ранний Frank Stella.
Музыкальный минимализм
можно рассматривать, как концепцию,
направление, стиль, технику, метод.
Возникновение термина точно неизвестно,
но примерно его относят к 1968-1971 гг.
Главной отличительной
чертой минимализма является репитиция
(повторение), отсюда вытекает еще 1 понятие,
которое нередко применяют
Истоки репетитивности
можно найти в творчестве Эрика
Сати и Джона Кейджа (раннего периода).
Черты минимализма:
наделение значением первичных
элементов (тишины, отдельного звука, простейших
акустических сочетаний) и отрицание
функциональных связей в организации
музыкальных связей.
Минимализм связан
с тенденцией 1960-х гг.- усилившимся
интересом к музыке Азии и Африки, в которой
повторение играет значительную роль
и служит целям, фундаментально отличным
от повторения в западной музыкальной
традиции: оно приводит слушателя в состояние
транса, медитации.
Эстетика минимализма
определяет сочинения , написанные до
сер. 1970-х. «Эйнштейн на берегу» Гласса
и «Музыка для 18 музыкантов» Райха отмечают
начало новой стадии, где используется
большая экспрессия и радикальная техника.
Минимализм
в музыке наряду с
другими видами искусств
наделен такими свойствами:
1) значимость
отдельного элемента, который впитывает
признаки целой композиции, то
есть происходит «
2) абстрактная и неясная конструктивная эмоциональная сфера творчества ;
3) неопределенность
композиционного целого , обусловленного
конструкцией элемента- однажды представленного
и многоразово повторенного в произведении
;
Специальными
музыкальными показателями
минимализма выступают:
TERRY
RILEY
Родился Терри Райли 24 июня 1935 года в северокалифорнийском городке Колфакс. Музыка была для Терри не просто любимым занятием, а естественной средой обитания.
Еще будучи старшеклассником, Терри пробует себя в композиторской деятельности - по просьбе преподавателя он сочинил песенку для школьного мюзикла.
Отучившись
в Государственном Колледже Сан-Франциско,
в 1959 году Райли поступил в Калифорнийский
Университет Беркли и спустя некоторое
время присоединился к прославленному
Центру Пленочной Музыки в Сан-Франциско,
объединявшего авангардистов Северной
Калифорнии. Для Райли это был период живейшего
интереса к серийной музыке, в особенности
к фортепианным сочинениям Арнольда Шонберга
(Arnold Schoenberg), в которых его сильнее всего
притягивала абсолютная свобода ритмов.
Серия фортепьянных пьес, написанных Райли
в то время, также отмечена влиянием Шонберга.
В Беркли у Терри завязалась дружба с Ла
Монте Янгом (La Monte Young), продолжающаяся
по сей день. Райли признает значительное
влияние Ла Монте на его творчество. Вместе
они осуществили ряд экспериментальных
работ для Танцевальной Компании Анны
Халприн (Anna Halprin).
Еще до встречи
с Терри Ла Монте занялся изучением
свойств расширенной тональности и разработкой
специфической концепции времени, в основе
которой лежала идея освобождения от внешнего
времени, создания при минимуме композиционных
приемов своеобразной воронки, через которую
происходит проникновение в изолированное
безграничное временное пространс тво.
Развитие этой идеи и стало главной задачей
Театра Вечной Музыки, основанного Янгом
в 60-е годы, среди участников которого,
кроме Райли, были Тони Конрад (Tony Conrad),
Джон Кейл (John Cale) и другие. В тот же период
Терри увлекся экспериментами с технологией
тэйп-лупов (пленочных петель). Главным
техническим методом Райли стала система
задержки времени, названная создателем
«Time Lag Accumulator» (фактически состоящая только
из двух проигрывателей) и открывавшая
дополнительные пути реализации потенциала
репететивной музыки. Посредством нехитрых
манипуляций с пленкой звуковые циклы
многократно комбинировались и накладывались
друг на друга. По сути это был простейший
сэмплинг, который давал эффект пространственно-звуковой
осязаемости. С тех пор Райли часто обращался
к этому методу и за долгие годы изучил
его досконально.
По окончании
Беркли в 1961 году Райли отправился в
Нью-Йорк, где примкнул к Флаксусу
– одному из самых радикальных
движений послевоенной поры, объединявшему
авангардистов-«
______________________________
Вклад Терри Райли
в музыку конца XX века проявился
в сотрудничестве с Ла Монте Янгом,
Полин Оливерос и джазовым музыкантом
Четом Бейкером. После первой волны
, ознаменовавшей начало минимализма,
и востребованностью музыки вышеупомянутых
композиторов, имена Терри Райли и Ла Монте
Янг чуть было не затерялись на фоне Филипа
Гласса, Стива Райха, Джона Адамса и Майкла
Наймана, которые то и дело применяли новые
композиционные возможности и стремились
к крайностям авангардного популизма.
Но сам Райли говорил, что жизнь движется
по кругу. И неожиданно открытые работы
Райли и Янга оказались более экспансивными
и более полезными для разрозненной природы
музыки 90-х.
В поиске абсолютов некоторые музыкальные критики воспринимали Райли , как определенно стартовую точку различных трендов: минимализма; экстремально повторявшихся, растянутых до утра трансовых импровизаций и систем замедленной записи. Такие произведения как «In C», «A Rainbow in Curved Air» и «Poppy Nogood and the Phantom Band» были очень символичны в свое время, потому что они сигнализировали о двух важных изменениях во взаимодействии мира музыки и коммерции.
Первое: композитор
писал произведения, в которых
был драйв и импровизация вокруг
тональностей , и это предлагало
новые технологии и методы ведения
студийных процессов. Второе: альбомы
были представлены звукозаписывающей
компанией «Columbia» как рок, не смотря на
то, что они вышли в серии « Masterworks» , и таким
образом границы, разделявшие классику,
джаз, рок и коммерческую музыку, начали
отчасти стираться.
Композиция 1960-го года «Mescaline Mix» была отражением тенденций , которые зарождались и активно развивались в те годы. Она была создана, когда Терри Райли работал звукорежиссером в танцевальном коллективе Энн Холприн, и аккомпанировал для танца «Трехногая табуретка».
«Это были записи,
смешанные из отрывков игры на пианино,
смеха, различных звуков, которые
я цеплял там и тут, взрывов. Все
это я сделал путем наложения
пленочных петель», - объясняет он.
После продолжительного периода сочинения
сольных интонационных фортепианных композиций
и струнных квартетов для «Kronos Quartet» запись
в 1993 году «Cactus Rosary» кажется его возвращением
к корням: джазу, блюзу, электронным клавишным,
ритуалам. К концу произведения проступает
блюз как микротональная , инструментальная
версия «Boogie Chillun» Джона Ли Хукера, труба
прорывается сквозь скользящий ритм в
различных местах.
Поклонник творчества
Баха, Дебюсси, Равеля, Бартока и
Джона Колтрейна, Райли изначально
был пианистом. «Сперва я начал
изучать хонки-тонк с Уолли Розеном,- говорит
он, - очень хорошим исполнителем диксиленда».
Он играл соло в барах, учился захватывать
внимание публики и развивать выступление
от знакомых тем к полетам воображения
, увлекая за собой ничего не подозревающего
слушателя, не вызывая у того дискомфорта.
«Импровизация очень важна,- утверждает
он. - Это способность творить музыку спонтанно
и сохранять её доступность. Вот послание,
которое пришло ко мне от Джона Кейджа:
сохраняй доступность».
______________________________
Райли вспоминает короткий,
но знаменательный период ночных представлений
в его творчестве: «Первое выступление
состоялось в Филадельфийском колледже
искусств. До того я не думал даже
о том, чтобы самостоятельно выступить,
но потом я играл для людей по 8 часов
и они приносили с собой спальники,гамаки
и еду, чтобы остаться на всю ночь. Это
казалось отличной альтернативой обычной
концертной сцене. Это были 1967 и 68. К 1968
я выдохся. Я играл три композиции , всегда
одно и то же, но очень долгие, бесконечные
их версии. Внимание не концентрируется
на музыке, которая звучит короткое время.
Все действие должно было продолжаться
всю ночь и вырабатывалось чувство, будто
ты и слушатель- это канал для энергии,
которая льется из космоса. Все объединялись
в одно целое и это было более сильное
переживание, чем ритуал.»
После выхода альбома
«Persian Surgery Dervishes», двух концертов для
электрооргана и записи системы
задержки звука в Лос-Анджелесе
и Париже в 1971 и 1972 году Райли стал
гуру трансовой импровизации и медитативной
музыки. «Можно получить удовольствие,-
говорил он,- от того , что поймал одно настроение
или от того, что «сел» на одну ноту: есть
различные способы достижения экстаза.
На самом деле все это уже происходило
ранее в истории: например, Сати и его «Vexations».
Я уверен, что вещи ходят по кругу. Существует
потребность прочувствовать музыку в
более глубоком, продолжительном звучании,
а не как фон или краткую вспышку.»
«В 1970-е годы я серьезно увлекся индийской классической музыкой. Она уже практиковала то, что я пытался сделать самостоятельно,глубокий модальный эффект, которым обладает каждая рага, психологический и духовный эффект раг пришел ко мне и через мою музыку.»
Учение Пандита Пран Натхи привело Терри Райли и Ля Монте Янга к решению уйти от обычной двенадцатитоновой настройки- системы, в которой полутона делают все интервалы внутри октавы равными.
«Практика пения
резонансных интервалов, т.е. интервалов,
которые по-настоящему выверены тонально,-
говорит Райли,- начинает отбирать у
равного строя первенство. В западном
мире это происходит на протяжении последних
150 лет. И это неудивительно. Люди, привыкшие
к черно-белому кино, будут шокированы
появлением цвета на экране. А это очень
богатая текстура. В ближайшем будущем
настройка будет в авангарде.»
Композиция «Rainbow
in Curved Air», записанная в 1968 году, в то
время была больше похожа на рок.
«Rainbow in curved air» показывала на собственном
примере переход от музыки, исполняемой
с листа, к музыке, составленной из
мелодических и ритмических элементов,
импровизации и звуковой манипуляции
, пропущенной сквозь технологию. На этом
альбоме Райли сыграл на электрооргане,
электрическом клавесине, рок-клавесине,
думбеке и тамбурине. «Запись была сделана
на первой восьмитрековой машине, предоставленной
CBS,- объясняет Райли. - Это был шанс сделать
массу вещей , которые я пытался сделать
дома на маленькой стерео-машине.» Машина
стала частью работы; она вторгалась в
представление в реальном времени.
«In
C»
Замысел одного из самых известных произведений Терри Райли «In C» долгое время зрел, но выплеснулся разом во время одной из автобусных поездок Терри. За два дня Райли сделал нотную запись вдохновенного сочинения, но прошло еще много времени, прежде чем пьеса предстала перед слушателями.