Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:21, творческая работа
Работа содержит презентацию по дисциплине "Музыка"
Музыкальный алфавит
Рассказ о музыкальных инструментах
арфа
Арфа –
многострунный щипковый инструмент, один
из древнейших в мире. На египетских фресках
xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие
лук охотника, натянутая тетива которого
при выстреле издавала мелодичный звук.
Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована
французским мастером Эраром. Она представляет
собой большую деревянную раму треугольной
формы, внутри которой натянуты 44 струны
(иногда 46) разной длины и настройки. Тембр
арфы нежный, серебристый, звук несильный,
постепенно замирающий. В симфоническом
оркестре появление арфы придаёт звучанию
нарядность, красочность.
Звучание арфы
И.Брамс
Дуэт арф
альт
Альт –
лишь чуть больше скрипки, но тембр более
глуховатый, матовый оттенок. Альт – участник
симфонического оркестра, смычкового
квартета. Как сольный инструмент выступает
редко.
аккордеон
Аккордеон – разновидность гармоники.
В его правой клавиатуре расположены не
кнопки, а клавиши фортепианного типа.
Чаще выступает как сольный инструмент.
Танец маленьких утят
барабаны
Барабан относится
к группе ударных музыкальных инструментов
без определённой высоты. Ударные инструменты
– самые древние инструменты мира. Первобытный
человек выбивал ритм по костям мамонта,
по дереву, глиняным кувшинам. В современных
симфонических и духовых оркестрах применяются
два типа барабана – большой (инструмент
низкого звучания, на нём эффектно звучат
отдельные удары) и малый (играют на нём
двумя деревянными палочками, выбивая
дробь).
Малый
барабан
Большой барабан
балалайка
бандура
Существуют инструменты,
которые издавна считаются
Русская народная песня «Берёза»
валторна
Валторна – медный духовой инструмент.
Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».
Валторна входит
в состав симфонического, духового
оркестров, в различные
Среди своих ближайших
соседей, медных духовых инструментов,
валторна выделяется особенно певучим,
бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим
звучанием.
Рихард Вагнер.
Сигнал Зигфрида
из оперы «Зигфрид»
виола
волынка
Виолы –
семейство струнных смычковых инструментов,
господствовавших в европейской музыкальной
культуре XV – XVIII веков. В настоящее время
к виоле вновь возрождается интерес.
Волынка
– представляет собой воздушный резервуар
– мех( из шкуры телёнка или козла), в который
вставлены 2-3 игровые трубки и одна для
нагнетания воздуха. Распространена в
Шотландии, встречается в Закарпатье,
Прибалтике.
Шотландская
волынка
виолончель
Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини,
Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность
гобой
Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.
Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру. Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре.
Музыкальные образы,
создаваемые гобоем, разнообразны.
Ему лучше всего удаётся
Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»
гитара
гармонь
гусли
Д.Руссос
«От
сувенира к сувениру»
Гусли
Наигрыш
домра
Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.
зурна
Этот древний инструмент, предшественник гобоя, и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане.
Как правило, один зурначи
(так называют исполнителя на зурне)
играет мелодию, а другой вторит ему
долгими протяжными звуками. Есть в
этом ансамбле и третий музыкант: он
выбивает сложный, прихотливый ритм
на ударном инструменте.
Зурна - деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых стенках. Диапазон ее звучания невелик - около полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе, сопровождая народные танцы.
кларнет
Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок. 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо. По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.
В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.
клавесин
ксилофон
Клавесин - клавишный музыкальный
инструмент, металлические струны которого
защипываются плектром из пера или кожи.
Ксилофон (от греческого «ксило»
– «дерево» и «фон» – «звук») – ударный
самозвучащий музыкальный инструмент,
состоящий из деревянных брусочков с различными
по высоте звуками.
И.Дунаевский
«Полька»
лютня
ЛИРА,
струнный музыкальный инструмент в форме
хомута с двумя изогнутыми стойками. Возникнув
в доисторические времена на Ближнем Востоке,
лира была одним из главных инструментов
у евреев, а позднее у греков и римлян.
Инструмент служил для сопровождения
пению и как сольный инструмент. С закатом
греко-римской цивилизации область распространения
лиры переместилась в Северную Европу.
В наше время только финны, а также их сибирские
родственники ханты и манси используют
лиру.
лира
Лютня — старинный струнный
щипковый музыкальный
инструмент. Слово
“лютня”, вероятно, происходит от арабского
слова “al‘ud” (“дерево”). Исполнитель
на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель
— лютье.
Прелюдия для лютни
Маракасы
Маракасы — ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.
орган
Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до
30 000. Самые большие
высотой более 10 м, самые маленькие
– 10 мм. Звук органа производит
огромное впечатление.
И.-С. Бах
Органная прелюдия
певческий
голос
Певческий голос – естественный, данный природой музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью.
От обычного голоса
– певческий отличается тембровым
богатством и силой. Это дар природы,
но, как и любой талант, он нуждается
в развитии и совершенствовании.
У певцов это называется постановкой
голоса. Скрипач или пианист подолгу
разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом,
так и певец должен научиться
«играть» на своём природном инструменте.
П.И.Чайковский.
Ариозо из оперы «Иоланта»
исп. Анна Нетребко
рояль
В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд.
В наше время существует
две основные разновидности фортепиано: рояль,
предназначенный для концертного исполнительства,
и пианино, используемое для домашнего
музицирования.
В.А.Моцарт «Турецкий марш»
скрипка
Скрипка
– струнный смычковый инструмент. Далёким
её предком был народный инструмент славянского
происхождения: долблёное деревянное
корытце, покрытое плоской пластинкой,
три струны, лукообразный смычок, стянутый
на концах пучком волос из конского хвоста.
На Руси смычковые были известны издавна.
В северной башне Софийского собора в
Киеве, построенного в XIв., есть фреска
с изображением музыканта, играющего на
смычковом инструменте. Современная
скрипка один из главных инструментов
симфонического оркестра.