Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:46, реферат
Целью настоящей работы является – ознакомление с теоретическими и практическими аспектами развития музыкальных способностей.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить понятийный аппарат.
Введение
1. Основные понятия
1.1 Понятие «природные задатки и способности»
1.2 Понятие «музыкальные способности»
2. Развитие музыкальных способностей
2.1 Музыкальный слух и его развитие
2.2 Развитие чувства музыкального ритма
2.3 Развитие музыкальной памяти
2.4 Развитие двигательно-моторных умений и навыков
2.5 Музыкальное мышление и его развитие
Заключение
Список литературы
2.2. Развитие чувства музыкального ритма
Формирование чувства ритма у обучающихся одна из важных и сложных задач музыкальной педагогики.
Ряд авторитетных исследователей в данной области указывают три главных структурных элемента, образующих чувство ритма и связанных с такими категориями, как: темп, акцент, соотношение длительностей во времени.
Восприятие и воспроизведение
темпа, акцента и временных
Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации равновеликих временных долей, будучи достаточно прочно усвоен обучающимися на первом этапе фортепианного обучения, выстраивает требуемую «материальную» основу для развития первого из компонентов музыкально-ритмической способности – чувства темпа.
Наконец о третьем компоненте
первичной музыкально-
Периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, обучающийся не сможет двигаться по восходящей линии.
К основным методам, воздействующим на музыкально-ритмическое сознание обучающихся относят следующие: просчитывание исполняемой музыки, начертание ритмо-схем, прохлопывание метроритмических структур, дирижирование, игровой показ педагога, игра в ансамбле.
2.3. Развитие музыкальной памяти
Музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Музыкант – исполнитель опирается в своей практике на слухо-образную, эмоциональную, конструктивно-логическую и двигательно-моторную виды памяти.
Музыкальная память представляет прежде всего слуховую память.
Все – начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением затрагивает сферу музыкальной памяти. Условия особо благоприятствующие ее развитию создаются музыкально-исполнительскими действиями. В этих условиях присутсвует несколько обстаятельств:
И.Гофман вывел формулу запоминания музыкального произведения:
Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию.
Первые проигрывания произведения должны быть нацелены на схватывание и уяснение его общего художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе. После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения - выявляются трудные места, выстанавливается удобная аппликатура. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения.
В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти – слуховой, двигательной, логической. Большую роль в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает и исполнитель для нахождения большей выразительности произведения.
Это наиболее трудный способ
работы над произведением и
Музыкальная память представляет
собой сложный комлекс
2.4. Развитие двигательно-моторных умений и навыков.
Техника музыканта – это беглость и ловкость пальцев.
Без сознательного и
Одна из важнейших задач, встающих перед преподавателем пианистом при работе с учеником, не имеющим достаточно игровой практики, - это выработка у него так называемой пространственной точности пальцевого аппарата. Другими словами, выработка у ученика умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами именно на те клавиши, которые обозначены в нотном тексте.
Исследуя процесс работы за клавиатурой недостаточно опытного пианиста, следует уделять особое внимание вопросу о медленной игре. Известно, что в начальный период выработки основных технических умений и навыков ей принадлежит ведущая роль.
Очень важен момент соприкосновения пальцев с клавишей, ибо в этот момент извлекается звук. После того, как взята нота, любая вибрация пальца бесполезна. Но в самый момент соприкосновения пальца с клавишей нужно найти такое соотношение замаха пальца с его весом и весом кисти, которая именно в момент нажатия клавиши обеспечит известную «рессорность» и сделает удар наиболее пластичным.
Работа над красочной стороной фортепианной техники имеет один непременный «аспект» - формирование у начинающего пианиста навыка совершенно ровной игры. Учащийся должен уметь играть достаточно продолжительные фрагменты музыки абсолютно ровным звуком.
Итак, техника пианиста – это скорость плюс звуковая ритмическая ровность.
2.5. Музыкальное мышление и его развитие
По поводу обучения и развития мышления учащегося, их соотношения и внутренних структурных взаимосвязей в педагогике и психологии высказывались различные мнения. Выдвигалась точка зрения, согласно которой обучение и есть умственное развитие (Э. Торндайк, У. Джемс). В противовес этому утверждалось, что развитие, проходя ряд генетически предопределенных человеку стадий, лишь в несущественной степени зависит от обучения (Ж.Пиаже). Развитие осуществляется не иначе как в обучении, по мере приобретения учащимися определенной суммы знаний, обогащения его индивидуального опыта.
В процессе обучения игре на
музыкальном инструменте
Музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами. Если говорить о его развитии, то оно связано с постепенным усложнением звуковых явлений, отображаемых и перерабатываемых сознанием человека. Высокоорганизованное, зрелое музыкальное мышление демонстрирует способность проникать в самые глубинные пласты музыкального искусства. Качественно особую ступень музыкального мышления представляет собой мышление творческое. Оно может проявляться в различных видах и формах музыкальной деятельности, например в сочинении музыки.
Развитие музыкального мышления – вопрос музыкальной дидактики. Существует четыре музыкально-дидактических принципа, которые способны образовать прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских классах:
Развитие музыкального мышления процесс достаточно трудоемкий и требует высокого профессионализма со стороны педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью
Развитие музыкальных способностей – вопрос музыкальной дидактики.
Это процесс достаточно трудоемкий и требует высокого профессионализма со стороны педагога. Важно, чтобы педагог проявлял интерес к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Словарь практического психолога/Сост. Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998г.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – Москва: «Музыка», 1978г.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – Москва: Просвещение, 1984г.