Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель работы - раскрыть особенности развития личностных качеств через восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Цель работы потребовала решение следующих задач:
- изучить деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
- определить значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Музыкальное восприятие дошкольников
1.2. Деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников
2.2. Работа воспитателя над развитием восприятия дошкольниками музыкального произведения
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:
— целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании).
— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании);
— осознание
выразительной роли отдельных средств
в связи с развитием
Надо
дать детям возможность неоднократно
прослушать любое музыкальное
Первое ознакомление с произведением — это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям [4; 78].
Вот пример последовательной работы над развитием восприятия музыкального произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка».
1-езанятие. Педагог, обращаясь к детям, задает вопрос: «Слышали ли вы, как поют птицы? Их очень много в лесу, на даче, в парке, они поют красиво, звонко. Есть такая птичка — она называется жаворонок. Он особенно хорошо поет. Послушайте, я сыграю вам музыку про его песню».
Педагог исполняет произведение и спрашивает: «Как же музыка рассказывает про жаворонка, как он поет?» Выясняют, что он поет тоненько, нежно и летает легко и быстро.
После этого «Песня жаворонка» исполняется второй раз. Дети получают целостное представление о музыке, ее особенностях, характерных чертах.
2-е занятие. Педагог говорит:
— Я прочитаю вам стихотворение, послушайте его:
«На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий. И песню громкую запел В лазури жаворонок звонкий».
А мы знаем музыку про жаворонка. Она называется «Песня жаворонка». Послушайте ее.
3-е занятие.
Педагог играет «Песню
— Да, вы
правильно узнали — это «Песня
жаворонка». А написал эту музыку
композитор Петр Ильич Чайковский.
Это вели- кий русский композитор.
Он очень любил детей и для
своих маленьких племянников
написал много музыкальных
Прослушайте еще раз «Песню жаворонка». Музыка спокойная, нежная»
4-е занятие.
— В прошлый раз мы слушали «Песню жаворонка». Кто написал эту музыку?
— Правильно, Чайковский. Мы еще знаем другие его произведения и слушали их. Какие из них вы можете назвать?
Дети вспоминают.
Можно исполнить знакомую им «Камаринскую», отметив, что это веселая, плясовая музыка, а «Песня жаворонка» — спокойная, тихая.
5-е занятие.
Называются произведения, композитор.
Педагог обращает внимание
— Я сыграю вам «Песню жаворонка», а вы скажите: все ли время птичка одинаково поет?
— Да, она то ближе, то дальше, и песня звучит то тише, то громче. Я сыграю еще раз, а вы скажете, в каком месте птичка поет тише.
(Играет.)
— Да, верно. Вначале жаворонок поет погромче, потом потише, а потом, как в первый раз, погромче. (Трёхчастная форма, динамические оттенки.)
6-е занятие.
— Я сыграю вам еще раз «Песню жаворонка», а вы угадайте, о чем музыка расскажет в конце — улетела птичка или осталась?
Педагог исполняет мелодию, а дети говорят, что жаворонок улетел.
7-е занятие.
— Я сыграю вам отрывок из «Песни жаворонка», а вы скажете, какую часть я вам сыграла.
Играет заключительную часть. Дети узнают: «Жаворонок улетел — это конец музыки».
— Да, это музыкальное заключение.
8-е занятие.
Можно исполнить все знакомые
детям произведения из «
Таким образом,
в связи с усложнением
Исполнение произведений должно быть достаточно тонким, выразительным, чтобы дети могли воспринять доступные им разнообразные чувства и настроения, почувствовать красоту каждого
музыкального произведения. Беседы становятся более развернутыми, последовательно раскрывающими содержание произведения. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживания детей. При этом следует иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему.
Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,- которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку.
Таким образом, следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных j произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать s добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.
Большое
значение для воспитания интереса к
восприятию музыки имеют создание эмоционально
благоприятной обстановки и эмоционально
положительное отношение к
Очень важная
форма эмоционального обогащения маленьких
слушателей — концерты. Они наполняют
жизнь детей яркими впечатлениями,
создают приподнятое, праздничное
настроение. Это могут быть концерты,
посвященные творчеству какого-либо
композитора (М.И. Глинки, П.И. Чайковского,
Д.Б. Кабалевского и других), музыкально-литературные
концерты, посвященные творчеству детского
писателя или поэта (С.Я. Маршака, К.И.
Чуковского, А. Барто и других), музыкальные
викторины, вечера народной, классической
музыки, совместные концерты взрослых
(родителей, студентов музыкально-
Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении взрослых, известных пианистов, певцов и т.д.), сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения активизируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на детей оказывает «живое», выразительное исполнение произведения педагогом, однако не всякое произведение педагог может исполнить сам. Если музыка написана для хора или оркестра, то ее можно слушать в грамзаписи или на аудиокассете. При этом важно качество технических средств обучения, грампластинок, а также умение педагога обращаться с ними. Шипение, исчезновение звука, неоднократные попытки точно найти начало звучания того или иного произведения на диске, сосредоточенность педагога на технических средствах и отсутствие его сопричастности к звучащей музыке отвлекают ребят от восприятия произведения.
Подготовка
дошкольников к эмоциональному восприятию
музыки может осуществляться разными
методами и приемами. К ним относятся
вступительное слово педагога, использование
произведений других видов искусств,
вокализация тем
ВЫВОДЫ
Музыкальное
восприятие — сложный, чувственный,
поэтический процесс, наполненный
глубокими внутренними
. Для
эстетического развития
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ