Музыкальное восприятие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть особенности развития личностных качеств через восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Цель работы потребовала решение следующих задач:
- изучить деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
- определить значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Музыкальное восприятие дошкольников
1.2. Деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников
2.2. Работа воспитателя над развитием восприятия дошкольниками музыкального произведения
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

МУзыкальное восприятие дошкольников.docx

— 44.76 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Музыкальное восприятие дошкольников

1.2. Деятельность  воспитателя по развитию личности  дошкольника через восприятие  музыки 

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Значение  правильного восприятия музыки  в развитии эстетических чувств  дошкольников

2.2. Работа  воспитателя  над развитием  восприятия дошкольниками музыкального  произведения

ВЫВОДЫ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Из всех видов искусства  музыка обладает наибольшей силой воздействия  на человека, непосредственно обращаясь  к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное  искусство играет огромную роль в  процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и  познавательной сторон личности человека. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. “Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания”,- писал он [28]. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя еще с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие  музыки — сложного многоуровневого  явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями  ребенка-дошкольника [16]. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Объект  исследования — развитие музыкальности  у детей в условиях целенаправленных педагогических воздействий.

Предмет исследования – особенности музыкального восприятия у дошкольников.

Цель  работы - раскрыть особенности развития личностных качеств через восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

 

Цель  работы потребовала решение следующих задач:

- изучить деятельность воспитателя  по развитию личности дошкольника  через восприятие музыки

- определить значение правильного  восприятия музыки в развитии  эстетических чувств дошкольников

Теоретическое значение исследования заключается в доказательстве возможности  эффективного развития музыкального восприятия у дошкольников при правильной работе воспитателя.

Методы исследования: анализ литературы по данной теме, синтез информации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Музыкальное восприятие дошкольников

 

Восприятие - это отражение в коре головного  мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение  мозгом человека того, что находится  перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного  процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие  музыки осуществляется уже тогда, когда  ребенок не может включиться в  другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии  воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной  деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный  музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием  он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [10; 62]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие  у ребенка и у взрослого  в силу различного музыкального и  жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок  может воспринимать музыку более  осмысленно, соотносить музыкальные  звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие  музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные  ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе  с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого  человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной»  среде, у него зачастую формируется  негативное отношение к «серьезной»  музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной  восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а  является следствием целенаправленного воспитания» [3; 140].

Таким образом  восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют  как эмоции, так и мышление. При  слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек  обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При  повторных прослушиваниях воспринятый  музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало  более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать  музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие  нюансов музыки развивается у  детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок  различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить  слушание музыки. Прежде чем исполнить  песню или танец, ребенок слушает  музыку. Получая с детства разнообразные  музыкальные впечатления, ребенок  привыкает к языку интонаций  народной классической и современной  музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие  музыки осуществляется не только через  слушание, но и через музыкальное  исполнительство - пение, музыкально-ритмические  движения, игру на музыкальных инструментах.

Как уже  было сказано, все виды музыкальной  деятельности взаимодействуют между  собой. Музыкальное восприятие ребенка  не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как  влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие восприятия.

 

1.2. Деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки

 

Основной  вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной  функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание  музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно  воспринимать музыку и внимательно  вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет  познакомить детей со значительно  более сложной музыкой по сравнению  с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем  исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим [16; 94].

Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием  и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять  в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято  различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так  выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным  понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы  многому учат детей.

Восприятие  музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление  произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать  по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и  на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому  для углубления знаний или для  решения поставленной проблемы.

Можно легко  проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как  слышат звучание инструментов, как  замечают появление характерных  ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания  можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей  активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю “ткань” музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания [3; 67].

Полезно в связи с прослушанной музыкой  давать детям письменные работы, которые  служат для проверки, и для закрепления  знаний. Чаще всего дети получают задание  узнать, какое произведение исполнено  и кто его автор. Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые  помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблица  целесообразнее использовать на начальном  этапе работы.

Иногда  я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как  правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение  к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы  детей.

Хочу  подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный  отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с  необходимостью:

  • специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  • использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  • использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Информация о работе Музыкальное восприятие дошкольников