По-прежнему сохраняется
интерес к экспериментированию
с музыкальными и немузыкальными
звуками: дети изучают возможности
звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек,
емкостей, наполненных разным сыпучим
материалом и по-разному звучащих) и простейших
музыкальных инструментов. Постепенно
расширяются представления детей о музыкальных
инструментах и возможности игры на них.
Дети знакомы со многими инструментами
ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой,
колокольчиком, металлофоном и др. Они
различают их по внешнему виду, тембру
звучания, могут самостоятельно озвучивать
их, используя в играх.
3. Роль воспитателя
в организации занятий в первой младшей
группе (2-3 года).
На
музыкальных занятиях осуществляется
разностороннее воспитание детей:
- Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
- Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
- Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
- Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
- Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Музыкальное
занятие состоит из нескольких разделов:
- Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
- Слушание музыки
- Пение и песенное творчество -
- Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
- Танец
- Игра
Воспитатель
осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно
он не может оставаться в стороне и от
музыкально – педагогического процесса.
Ведущая роль на музыкальных
занятиях принадлежит музыкальному
руководителю, т.к. он может донести
до детей особенности музыкальных
произведений.
Ведущая роль музыкального
руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие
ошибки на занятиях:
- Воспитатель сидит с безучастным видом.
- Воспитатель перебивает исполнение.
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Воспитатель обязан присутствовать на
каждом музыкальном занятии и
активно участвовать в процессе
обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
- Повторяет движения танцев.
Чем активнее
воспитатель делает эту работу, тем
больше нового дети могут узнать на
музыкальных занятиях, в противном
случае музыкальные занятия превращаются
в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».
Успехи воспитателя в значительной
мере зависят от интенсивности работы
музыкального руководителя с ним. Чем
меньше подготовлен воспитатель, тем больше
приходится музыкальному руководителю
заниматься непосредственно с детьми.