Музыкальное воспитание в группах раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

1. Особенности построения и организации музыкальных занятий в группах раннего возраста.
2. Приемы обучения детей на занятиях, особенности музыкального развития детей 2-3 лет.
3. Роль воспитателя в организации занятий в первой младшей группе (2-3 года).

Работа содержит 1 файл

Методика музыкального развития.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

челябинский государственный педагогический колледж

 

 

 

Контрольная работа

по методике музыкального развития

студентки 5 курса ОЗО

группы 502

Исрафиловой Алены  Сергеевны

 

 

Тема:

 

Музыкальное воспитание в группах раннего  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

456730

Челябинская обл., с. Кунашак, ул. Карла Маркса, 45.

Сотовый телефон 89507395960.

План:

1. Особенности построения  и организации музыкальных занятий  в группах раннего возраста.

2. Приемы обучения детей на занятиях, особенности музыкального развития детей 2-3 лет.

3. Роль воспитателя  в организации занятий в первой  младшей группе (2-3 года).

1. Особенности построения  и организации музыкальных занятий  в группах раннего возраста.

Для музыкальных занятий  в детском саду должна быть создана  определенная обстановка. Обычно они  проводятся в зале, куда не проникают  посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных  произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровождении аккордеона или баяна. 
Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - старшей, 35-45 - подготовительной к школе группах. 
Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет. 
На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие но росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания; и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами деятельности, методикой работы педагога. 
Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопустимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Недопустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах. 
Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения - его активность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему. 
Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомплектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соответствующего возрастным подгруппам, а также условий и возможностей дошкольного учреждения.  
Основные виды занятий: 
1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а заканчивается разновременным уходом на прогулку сначала детей младшего, потом среднего, а затем старшего возраста.  
2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие проводится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия. 
3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной подгруппы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу. 
4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспитателя - игры спокойного характера. При такой организации занятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей. 
Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплектных дошкольных учреждениях. 
Если на занятиях по математике, изодеятельности педагог имеет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети неизбежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгруп-повых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в групповой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулку) детей младшего и среднего дошкольного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожидают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает асть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет процесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе особенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и программных требований их возрастным возможностям. 
Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем положении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для младших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же время восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей формы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позволяющие включить в работу дополнительный музыкальный материал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как организовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индивидуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный репертуар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индивидуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается. 
Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощущать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, умениях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают музыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая воз-раст младших, придают своим действиям воспитательную направ-ленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки. 
Практика показала, что хотя выполнение программных требований в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторыми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совместное обучение старших и младших дает положительные результаты, особенно при проведении тематических занятий, музыкально-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным материалом.

2. Приемы обучения детей на занятиях, особенности музыкального развития детей 2-3 лет.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.  Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это  помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую  культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания детей к исполнению песен. Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо ванности, волевых усилий.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеоб разным видом дыхательной гимнастики.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.  Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.  

       Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забы вать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музы кальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые пе ремены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.  

         Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов ливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви тием музыкальных образов, имеет общее представление о структу ре произведения, обращает внимание на связь текста песни, назва ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творчес ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игро вых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возника ют оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет трехлетний. 
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

1) слуховое ощущение, музыкальный слух;

2) качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

3) простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. 

У детей развиваются  слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок  может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. 

Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям  взрослого, что способствует первоначальному  развитию способов исполнительской  деятельности. В этом возрасте еще  нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни.

Начинают развиваться  движения под музыку. Становится более  координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с  ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например бубна или погремушки, барабана или металлофона.

К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок  к творческим проявлениям в музыкальной  деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем  на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные  способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается  речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать  в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются  тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

Информация о работе Музыкальное воспитание в группах раннего возраста