Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:17, реферат
Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами, описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не представляется возможным. В астоящем реферате я решил осветить развитие и течение тех жанров, которые я считаю наиболее характерными для этого временного периода либо наиболее близкими для меня лично. К последним относится в первую очередь советская музыка, потому как она является в большой степени отражением истории моего народа.
Корни рока можно
искать в далекой древнисти: и
в народной музыке, и в джазе, и
в блюзе, но поистинне рок стал
тем самым, что мы понимаем сейчас,
лишь в 50-х годах.
Рок 50-х
Рок-н-ролл оказался
тем самым средством, которое
объеденило черных и белых подростков,
одним мощным залпом смело расовые
и социальные предрассудки. Два чернокожих
идола молодежи 50-х - Литтл Ричард
и Чак Берри - каждым сценическим
жестом, каждым звуком своих песен выражали
откаэ повиноваться традиционно расистскому:
«Поди-ка сюда, бой». Этот отказ безусловно
принимали слушавшие их белые мальчики
- они уже были подготовлены к такой музыке,
они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз,
который крутили на местных радиостанциях.
Эта музыка была их общей тайной, их заговором
против родителей, не признававших цветных.
Рок-н-ролл оказался
первой музыкальной формой, предложенной
подростку и специально по нему скроенной:
до этого были взрослые пластинки, детские
пластинки, но не было ничего, что выражало
бы сугубо подростковые надежды и мечты,
сугубо подростковое отношение к действительности.
Эту тягу подростков к «другой» музыке
первыми заметили владельцы небольших
студий грамзаписи, более мобильные в
выборе и склонные к риску, нежели фирмы-гиганты.
А поскольку многие из небольших кампаний,
где записывались чёрные исполнители
ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым
кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти
направления стали сближаться. Новое поколение
охотно приняло это сближение. «Растление
вкусов», «музыкальный ширпотреб», «потакание
самым низменным инстинктам», - сетовали
музыкальные критики (и в чем-то, безусловно,
были правы, поскольку, помимо истинных
звезд, тогдашней волной было вынесено
на поверхность и много мусора).
В начале того десятилетия
черная и белая музыка были разделены
так же, как белая и черная общины.
Но шло время, и радио, по которому
- тоже на разных волнах - передавали эту
музыку, позволяло черным слушать белую
музыку и наоборот. Радиоволны приносили
совершенно новую стилистику, и бескорыстные
пионеры этой стилистики начали понемногу
скрещивать две эти культуры. В лабораториях
жизни рождалась новая, дикая, заразная
музыка по имени рок-н-ролл.
Рок 60-х
Рок-н-ролл разорвал
мирное течение 50-х, с гиканьем и
свистом пронесся по мирной глади
эйзенхауэрской эры. Но уже к началу
60-х дух его был укращен, и
по волнам радиоэфира поплыли сладкие
голоса Фрэнки Авалона и Пола Анки,
Конни Фрэнсис и Митча Миллера
(последний не раз заявлял о своей ненависти
к рок-н-роллу); музыкальные обозреватели
начали успокаиваться: похоже в музыку
возвращались закон и порядок. И все же
через несколько лет рок ожил, а к концу
десятилетия превратился в мощную политическую
и культурную силу.
К началу 60-х
к совершеннолетию приблизилось
очередное поколение. Родители этих
детей активно боролись за мир, спокойствие
и изобилие, надеясь, что потомки
не только оценят их старания, но и
раздвинут горизонты этого
Загнанный было
в подполье, снова бурно расцвел
фолк и тут же включился в антивоенное
движение и в социальную борьбу.
Очень скоро фолк обрел и новую свою
надежду - в худеньком, слегка гнусавом
пареньке по имени Боб Дилан. Именно его
голос впервые выразил сомнения и надежды
поднимающего голову беспокойного поколения.
Песни Дилана о
расовом угнетении и угрозе ядерного
уничтожения сразу же превратились
в гимны, а песня «Времена - они меняются»
прозвучала первым предупреждение о растущей
общественной напряженности. Однако при
всей приверженности самым светлым идеалам
фолк оставался все-таки музыкой прошлого,
средством общения политизированной интеллигенции,
с нескрываемой иронией взиравшей на детское
развлечение - рок-н-ролл. Новое поколение
не имело еще своего собственного, уникального
голоса.
Возрождение рок-н-ролла
началось, к удивлению многих, в
городе, далеком от США и достаточно
захолустном - Ливерпуле. Когда Брайн Эпстайн,
управляющий местным музыкальным магазином,
зашел однажды в подвальчик под названием
«Каверна», он услышал в музыке игравшего
там ансамбля не только отзвуки здешнего
увлечения заводным жизненным ритмом
Америки. В «Битлз» бурлила лихая отвага
британца-аутсайдера, жаждующего ухватить
таки все то, чего он до сих пор был лишен.
Подчистив раннюю
битловскую неряшливость, Эпстайн-менеджер
оставил в питомцах этот боевой дух.
9 февраля 1964 года «Битлз» предстали
перед 70 миллионами американских телезрителей.
Это было историческое событие. Оно навело
мосты между странами и стилями, оно же
создало новые границы - между эпохами
и поколениями.
Боб Дилан все
острее чувствовал ограниченность своей
аудитории, узость стилистических рамок
жанра. И Боб Дилан предложил своей
старой пастве короткую программу совершенно
новой, «электрической» музыки. Услышав
гитарные завывания, фолк-пуристы взвыли
в ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась
живительной струей в рок. «Битлз» и Дилан
сотрясли все основание молодежной культуры,
изменили звучание рока и направление
его развития, открыли принципы, которые
являются основополагающими и сегодня.
Дилан политизировал
«Битлз»: именно он заставил их увидеть
в популярности повод для уточнения
гражданских позиций, а также идеальную
возможность обнародовать собственное
мнение о событиях, которые волнуют всех.
Связка «Битлз»-Дилан стала движущей силой
рока 60-х. И все-таки даже она не исчерпывала
собой весь размах молодежного движения.
Навстречу им из
Мемфиса выплеснулся поток резкого, «грязного»
соула. Десятилетие двигалось к своей
кульминации, нарастал накал расовых столкновений,
и музыка соул - вместе с такими гигантами
джаза, как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн,
Чарльз Мингус или Эрик Дольфи, - вышла
в авангард этой борьбы; гордая мощь негритяесного
самосознания воплотилась в ней в полной
мере. Черная поп-музыка сделала такие
заявления о расовом освобождении, о которых
еще лет десять назад страшно было и подумать.
Но, может быть, главной победой того времени
стало слияние двух культур: белой и черной.
Это был яркий, праздничный, слегка сумасбродный
союз, для которого, казалось, ничего не
осталось невозможного. В новой музыке
воплотилась мечта о единении и равенстве,
гармонии и терпимости.
Во второй половине
десятилетия на рок обрушились беды: «Битлз»
объявили об окончательном прекращении
концертной деятельности, в 1966 году Боб
Дилан попал в автокатастрофу и на целый
год был выключен из творческого процесса,
в 1967 году за хранение наркотиков были
арестованы Мик Джаггер, Кейт Ричардс,
Брайн Джонс - члены группы «Роллинг Стоунз».
Но зато в
сан-францисском районе Хейт-Эшбери
начало оживать нечто утопическое:
здесь, на фундаменте религиозной эклектики,
вырастала своеобразная рок-коммуна.
Расцветавшую идею Всемирной Любви провозгласили
опять-таки «Битлз», после почти годового
молчания выпустившие «Клуб одиноких
сердец сержанта Пеппера». Психоделическую
и авангардную эстетику, которой был проникнут
альбом, изобрели, разумеется не они - они
лишь выделили в чистом виде квинтэссенцию
всего, к чему стремились другие, а врезультате
- вновь безошибочно выразили овладевшее
молодым миром стремление к независимости,
к собственным ценностям и идеалам. «Сержант
Пеппер» определил суть новой музыкальной
эры, он доказал, что рок стал искусством,
а искусство, в свою очередь, - основной
формой общения масс; он наконец внедрил
в бесконечно бунтующий, беспокойный рок
мечту о любви и духовном единстве.
Но рок не
в силах был удержаться на этой
высшей своей точке. К моменту, когда
идеи «Битлз» выплеснулись на улицы, Хейт-Эшбери
уже превратился в гигантский притон,
в котором правили бродяги, воры и лжепророки
да кокаин с героином. В обществе назревало
противодействие рок-культуре. Наступило
время газетной паники и возрастной дискриминации.
В январе 1968 года
Дилан выпустил «Джон Уэсли Хардинг»
- альбом, вроде бы все еще исследующий
здоровье нации, распадающейся изнутри,
но уже совершенно лишенный красок
и вызывающе-дерзкий в своей
акустичкской простоте. Этот альбом привел
к полному пересмотру рок-н-ролльных
ценностей. Вновь вспыхнул интерес к блюзовым
гитаристам, в хит-парадах зазвучали госпелз,
получили признание группы акустического
звучания, как-то по-новому стали относиться
даже к исполнителям кантри-энд-вестерна.
Рок 70-х
Рок-н-ролл, а
позднее так называемый «авангард»
соответствовали по времени бунтам,
потрясающим основы общества. Ален
Дистер, автор книги «Английский
рок»: «Рок, вторгшийся в жизнь общества,
действует глубинно. О нем судят
по его поверхностным, внешним проявлениям,
по одежде, и охотно не замечают, что скрыто
за этим раскрашенным фасадом: поставлены
под сомнение традиционные ценности, такие
как армия, политика, религия, и возник
новый взгляд на взаимоотношения между
людьми ... Рок- это общение. Он - звуковой
фон целого поколения, отождествляющего
себя с ним».
В начале 70-х
наблюдается кризис рок-сцены. Рок
превратился в лавку в лавку
экзотических товаров с витриной
во всю стену. Рок становится все
более коммерческой музыкой, происходит
полный отход от духовных корней рока,
рожденного и созданного для бунта.
Новое поколение,
пришедшее на смену поколению 60-х,
требовало своего, собственного самовыражения,
отрицающего современного положения
вещей.
К середине 70-х
назрела необходимость в
Первые панк-рокеры
с криками «эту музыку может играть
каждый!» повыскакивали в
Историческое
событие произошло 10 октября 1976 года:
Терри Слейтер из фирмы EMI зашел
в лондонский бар «Клуб 100». В баре
выступала группа «Sex Pistols», Терри
Слейтер представил, как она может
выглядеть перед большой аудиторией, и
предложил контракт. К тому времени группа
существовала уже год, и начало ее карьеры
было многообещающим: во время выступления
в лондонском колледже Св. Мартина директор
благородного учебного заведения попросту
вырубил электричество. К моменту заключения
контракта «Sex Pistols» были широко известны
в узких кругах.
Уже через 2 месяца
представители EMI заявили, что контракт
был ужасной ошибкой: «Sex Pistols»
в первом же, моментально ставшим
классикой жанра, сингле «Анархия в
Соединенном Королевстве» ухитрились
оскорбить религиозные чувства граждан.
Позже в телешоу «Today» вокалист Джонни
Роттен выдал съязвившему на его счет
ведущему такой набор ругательств, что,
как писала газета «Daily Mirror», в доме одного
из зрителей взорвался телевизор. Контракт
был расторгнут.
Следующей компанией,
согласившейся работать с «Sex Pistols»,
была A-and-M. Музыканты записали второй
сингл «Боже, храни королеву», и
на восьмой день сотруднечества коммерческий
директор компании смог выдавить из себя
только два слова: «Я передумал». Сингл
удалось пристроить только к маю 77-го,
и он сразу же стал хитом N1. Молодняк стонал
от восторга - панк-рок стал модой.
Скандалы, связанные
с панками, можно было найти в
любой газете. То группа граждан
избила на улице Кида Рида из группы «Boys»,
то басист «Sex Pistols» Сид Вишез разбил гитарой
голову музыкальному критику, то через
несколько дней на улице избили уже вокалиста
группы Джонни Роттена.
В Англии, похоже,
не осталось ни одной команды, не устоявшей
перед соблазнами панк-рока - все, от
чисто коммерческих, до безусловно талантливых
прилепили перед названием приставку
«панк». О панках снимали фильмы, о них
писали книги, они становились темой диссертаций.
Критики соревновались в остроумии, и,
надо сказать панки давали им для этого
повод. Однако вдетая в нос английская
булавка стала символом десятилетия.
Прежде всего
привлекало то, что панк был диким,
злобным, но все же свежим ветром. Казалось,
все уже перепробовано, впереди
у музыки только повторение пройденного,
и панки восхищали как последний буйный,
скандальный, но честный праздник уходящего
рок-н-ролла.
По сути весь
панк оказался стилем одной группы.
«Sex Pistols» принесли ему популярность,
они же исчерпали все его возможности.
Вторая великая панк-группа «Клэш»
- относится к данному стилю лишь по внешнему
виду. Джо Страммер, лидер «Клэш», родился
в семье дипломата, посещал частную школу
и Королевский музыкальный колледж, так
что гены взяли свое: песни «Клэш» очень
хорошо аранжированы, в записях учавствуют
студийные музыканты, совершенно отсутствует
прославившая «Sex Pistols» издевка, и, наконец,
«Клэш» обожают лезть в политику.
Третий «кит»
панка - группа «Сиуз энд зэ Баншиз»
- к панкам имеет еще меньше отношения,
чем «Клэш». С самого начала она
была своеобразным филиалом «Sex Pistols» по
разработке наименее буйных проектов,
но прославилась тем, что первой стала
использовать то таинственное и мрачное
- до зловешего - звучание, которое принесло
славу очень многим - от «Кьюэ» до «Депеш
Мод».Для многих же панк был вообще просто
стилем жизни, а не музыкальным направлением.