Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа
Понятие дискурса возникло в связи с выходом лингвистических исследований за пределы предложения – в область сверхфразового синтаксиса. Поэтому с точки зрения лингвистики дискурс – это прежде всего комплексная единица, состоящая из последовательности предложений, находящихся в смысловой связи [Кубрякова, 1999: 71].
Целью исследования является проведение лекcико-семантического анализа песенных текстов.
Объект исследования – слова и словосочетания.
Предмет исследования – дискурс в лингвистических описаниях.
ведение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятия «дискурс» и «жанр» в лингвистике……………………….5
К определению дискурса…………………………………………………..5
Виды дискурса…………………………………………………………….11
Определение жанра и его виды…………………………………………..13
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы «Army of Lovers»…………………………………………………..19
2.1. Краткая информация об исследуемой группе…………………………… 19
2.2. Лексико-семантический анализ……………………………………………20
Выводы по второй главе………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Ссылки……………………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………32
Данная курсовая работа
1.2. Виды дискурса
1. С позиции социолингвистики важную роль играет связь между языком и социальными условиями его бытования:
- институциональный дискурс: рассматривается в различных исследованиях, посвященных определенным типам общения, выделяемым на основании социолингвистических признаков;
а) педагогический дискурс,
б) религиозный дискурс,
в) научный дискурс,
г) политический дискурс,
д) медицинский дискурс;
- бытийный дискурс: общение носит развернутый, предельно насыщенный смыслами характер, используются все формы речи на базе литературного языка [Карасик, 2004].
2. С позиции прагмалингвистики на первый план в изучении дискурса
выдвигаются признаки способа и канала общения:
а) по способу общения:
- информативный и фасцинативный;
- содержательный и фатический;
- несерьезный и серьезный;
- ритуальный и обыденный;
-
протоколируемый и
б) по каналу общения:
- устный и письменный;
- контактный и дистантный;
- виртуальный и реальный.
Необходимо выделить, что определенные характеристики видов дискурса, выделяемых на прагмалингвистическом основании, взаимопересекаются. Неритуальное общение, например, может включать информирование, фасцинативный обмен текстами, фатическую и нефатическую составляющие [Коломиец, 2007].
Учитывая внешне- и внутритекстовые характеристики речи, существует следующая классификация [Карасик, 2004: 241]: 1) конститутивные, позволяющие отличить текст от нетекста (относительная оформленность, тематическое, стилистическое и структурное единство и относительная смысловая завершенность); 2) жанрово-стилистические, характеризующие тексты в плане их соответствия функциональным разновидностям речи (стилевая принадлежность, жанровый канон, клишированность, степень ампликаций/компрессий); 3) содержательные (семантико-грамматические), раскрывающие смысл текста (адресативность, образ автора, информативность, модальность, интерпретируемость, интертекстуальная позиция); 4) формально-структурные, характеризующие способ организации текста (композиция, членимость, когезия).
Данное исследование посвящено лингвистическому изучению текстов англоязычного песенного дискурса на материале песен поп-группы «Army of Lovers». Термин «дискурс», который толкуется исследователями неоднозначно, нами используется в одном из достаточно частотных пониманий этого термина – как «совокупность тематически соотнесенных текстов» [Чернявская, 2001: 14]. Несколько расширяя это понимание, мы рассматриваем песенный дискурс как совокупность текстов песен (в нашем случае это песни музыкальной группы «Army of Lovers») характеризующихся специфическими особенностями: тематическими, лексическими, синтаксическими, семантическими.
Трудность исследований
1.3. Определение жанра и его виды
Так как данная курсовая работа напрямую связана с искусством, а именно с музыкой, необходимо перечислить все музыкальные жанры и, прежде всего, определить само понятие «жанр».
Жанр – разновидность произведений в пределах какого-либо вида искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками [ABBYY Lingvo]. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определенные условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра [Чередниченко, 1990].
Виды жанров:
- литературные жанры;
- жанры журналистики;
- музыкальные жанры;
- жанры киноискусства;
- театральные жанры;
- жанры живописи;
- речевой жанр.
Нас интересуют непосредственно музыкальные жанры. Музыкальные жанры – это многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления [Чередниченко, 1990].
Существует большое количество различных типов музыкальных жанров. Перечислим основные из них:
- блюз - джазовая музыка, отражающая интонационный строй и ритмы медленных лирических песен американских негров, а также парный танец в ритме такой музыки [Ожегов, 1989];
- джаз - оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций [Ожегов, 1989];
- кантри - музыкальный стиль, в основе которого лежат народные мелодии [ABBYY Lingvo];
- рок - обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов) [Ожегов, 1989];
- рэп - речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку как составная части хип-хопа и его музыкальная основа [ABBYY Lingvo];
- шансон - французская, преимущественно народная песня, а также песня в том или ином характерном жанре [ABBYY Lingvo];
- романс - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением [Ожегов, 1989];
- поп - данный тип нас интересует больше всего ввиду того, что музыкальная группа «Army of Lovers», песни которой мы собираемся анализировать, исполняет именно поп-музыку. Поп-музыка – направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Впервые термин «pop music» в английском языке прозвучал в 1926 году, однако корни поп музыки уходят в историю глубже. Непосредственным предшественником поп-музыки была народная музыка, а также более поздние уличные романсы и баллады. Настоящим прорывом в поп-музыке стало появление в 1970-х стиля «диско» и таких групп как Army of Lovers, ABBA, Boney M, Dschinghis Khan, Bee Gees. Поп-музыка отныне вытесняет рок-н-рол в качестве основной танцевальной музыки на дискотеках, и с этого времени танцевальная музыка (dance music) является одним из основных направлений в поп-музыке.
Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение:
- в широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, джаз, блюз);
- в узком
значении – отдельный жанр
популярной музыки, а именно, легкозапоминающаяся
песня (данное определение
Основные черты поп-музыки как массовой культуры – простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим внимание к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке – песня. Тексты поп-музыки обычно незамысловаты и посвящены личным чувствам.
Поп-музыка включает в себя такие поджанры как европоп, латина, диско, электропоп, танцевальная музыка и другие [Пимонов, 1992].
Музыкальные критики (А.К. Троицкий, Ю.А. Бедерова, П. Г. Поспелов) выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра:
- песни строятся
по консервативной схеме
- основная музыкальная
единица в поп-музыке –
-
тексты в поп-песнях, как правило,
посвещены личным переживаниям,
эмоциям: любви, грусти, радости.
Большое значение имеет также
визуальное представление
-
несмотря на долгую и бурную
историю, поп консервативен.
Выводы по первой главе
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть моменты, которые на наш взгляд, являются в данной главе наиболее существенными. Рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия дискурс. Были изучены и проанализированы определения дискусра с точки зрения разных отраслей наук и разных авторов. Также были исследованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные данному вопросу. Перечислены все его виды с позиций разных наук, основное внимание уделено анализу песенного дискурса. Мы охарактеризовали это понятие как совокупность текстов песен характеризующихся специфическими особенностями: тематическими, лексическими, синтаксическими, семантическими.
Во второй части главы нами было разобрано понятие жанра. Мы определили его как разновидность произведений в пределах какого-либо вида искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. Мы перечислили все виды жанра, выделив при этом музыкальный жанр. Затем разбили его на поджанры и уделили особое внимание поп-музыке (направление современной музыки, вид современной массовой культуры), истории ее происхождения и формирования, основным критериям.
Глава 2. Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы «Army of Lovers»
2.1 Краткая
информация об исследуемой
«Army of Lovers» - шведская группа, созданная в 1987 году. Они были знамениты своей спорной внешностью, видеоклипами режиссера Фредрика Боклунда (некоторые из них оказались запрещены на MTV)? И костюмами, созданными Камиллой Туллин. Главным инициатором создания группы стал Александр Бард. В 1985 году в Стокгольме он познакомился с травести-актером франко-алжирского происхождения Жан-Пьером Барда и с моделью Камиллой Хенемарк. Вместе они решили создать музыкальный коллектив, который первоначально получил название «Barbie».
В 1987 году группа решила изменить имидж и взять новое название – «Army of Lovers».
Александр Бард Был мозгом группы, Жан-Пьер Барда – ведущий вокалист таких хитов как «Crucufied» и «Israelism». Они были в группе на протяжении всей ее истории. «Army of Lovers» заслужили широко распространены канонический статус в гей-культуре.
В 1996 Александр Бард заявляет о роспуске группы. В 2000 году группа воссоединилась на короткое время. Затем они собрались снова для одного концерта в Лондоне. Позже они сошлись на один день для большого концерта Легенды Ретро FM, организованного московской радиостанцией Ретро FM в России. В последний раз группа выступила 15 декабря 2007 года в одном концерте с Ace of Base и многими российскими артистами, которые были популярными в 1990-х годах [официальный сайт группы].
2.2 Лексико-семантический анализ
Как мы выяснили в предыдущей главе, одна из функций дискурса – коммуникативная, цель дискурса – донести определенную информацию до реципиента. Авторы песен как правило хотят донести до слушателей некую мысль. Это может быть обращение, побуждение, рассуждение. Тексты песен группы «Army of Lovers» не исключение. В данной главе мы попробуем раскрыть их лексико-семантические особенности и вывести основную мысль каждой из проанализированных песен.