Контрольная работа по "Методике музыкального развития"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Цель - обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности данного вида работы.
Цель определила следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;
Выявить значение праздников для развития детей;
Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников.

Содержание

Введение
1.Современные технологии организации детских праздников. Теоретические основы
2.Виды и формы детских праздников
3.Идея, сущность и эффективность праздника
4.Классификация детских праздников
5.Деятельность в контексте праздника
6.Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей
7.Подготовка и организация праздника для детей
8.Особенности проведения детских праздников в крупных городах
9.Методические рекомендации по проведению детского праздника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Методика музыкального развития.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации  Красноярского края

КГОУ СПО (ссуз) Ачинский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Методика музыкального развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса, гр. 3ДП (заочное)

Дозорова К.Л.

Проверил преподаватель  дисциплины:

«Методика музыкального воспитания»

Синюк С.Г.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Современные технологии  организации детских праздников. Теоретические основы

2.Виды и формы детских  праздников

3.Идея, сущность и эффективность  праздника

4.Классификация детских  праздников

5.Деятельность в контексте праздника

6.Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей

7.Подготовка и организация праздника для детей

8.Особенности проведения детских праздников в крупных городах

9.Методические рекомендации по проведению детского праздника

Заключение

Список литературы

 

Введение

Праздник - это особое состояние  души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни  человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и  видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Праздник является специфичной  формой коллективного единения, где  выражается общее настроение и сопереживание  участников. Он обусловлен динамикой  социального бытия, в котором  отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным  образом, диктуют им иной, нежели в  будничное время, способ поведения  и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

В условиях нарастающих кризисных  явлений в духовной жизни всего  общества, в том числе детей  и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование  содержания и методов организации  праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

Объект исследования - современные  технологии организации детских  праздников.

Предмет исследования - рациональная организация культурно - досуговой

деятельности участников праздника, процесс подготовки и  организации праздников.

Цель - обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов, выявив характерные особенности  данного вида работы.

Цель определила следующие  задачи:

Проанализировать имеющуюся  литературу по проблеме;

Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников;

Выявить значение праздников для развития детей;

Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;

Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников.

1.Современные  технологии организации детских  праздников. Теоретические основы

Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть  жизни ребенка, это радостное  событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой  и просто отдохнуть от будней. И  уже почти афоризмом стали  слова: “Без праздников не бывает детства!”  Праздники духовно обогащают  ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать  старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться  на интересы каждого конкретного  ребенка и группы детей, для которых  и готовится этот праздник. И главный  критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. Праздник развивает детей, готовит  их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические  задачи воспитания. Впечатления раннего  детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство  могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую  цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства  и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость  раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что  для большинства «благополучных в развитии» современных людей  досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы, и принципы сознательного социально-значимого поведения молодых людей.

Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких  шагов

в этом направлении. На сегодняшний  день есть определенный и положительный  опыт функционирования именно с целью  удовлетворения детского населения  в их потребностях культурной организации  досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников, имеются центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования. Однако также следует указать  на то, что именно в использовании  такого сильнейшего воспитательного  средства как «культурный досуг» имеется ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия: между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не успеванием педагогики, культурологи и, социологии в разработке и обосновании соответствующих  досуговых программ, детских праздников; между осознанием социального значения отдельных образцов культурно организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием, между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного досуга.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким  образом, праздник является синтезом практически  всех видов искусств. А широкое  использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Что должны содержать грамотно написанные сценарии? Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это еще и  возможность рассказать ребенку  о многообразии и радостях окружающего  мира. Поэтому в детские праздники  входят воспитательные моменты и  познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического  мышления или внимания.

Где могут проходить детские  праздники? Москва и другие крупные  города предлагает множество мест для  любого события в жизни ребенка  и вашей семьи. Это могут быть стадионы. Парки, культурные центры и  дворцы, площади и многое другое, все зависит от тематики праздника, времени года, когда он проходит, а также еще много факторов, которые влияют на выбор места  для проведения детского массового  мероприятия. Выбор зависит от концепции, заложенной в предстоящие детские  праздники.

2.Виды  и формы детских праздников

Детский праздник - один из самых  ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор  для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные  порывы, воспитывают умение жить в  коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения  совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и  для педагогической общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается  в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для  него личностно значим сам процесс  празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания  и создающий уникальную систему  творческого взаимодействия детей  и взрослых.

Массовой практике присуще  большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых  постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие  виды праздников, в которых возможно участие детей:

- церковные праздники,  главными из которых являются  Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые  праздники - Новый год, Масленица  (проводы зимы), праздник Ивана  Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые  праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные  праздники, или семейные (свадьба,  день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для  детей;

- мемориальные  праздники, связанные с жизнью  и творчеством великих русских  поэтов и писателей, художников  и композиторов;

- юбилейные праздники  городов (День города), областей  и республик.

3.Идея, сущность и эффективность праздника

Участники праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных  действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в  общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике  реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и  удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют  в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они - игры, досуги - просто не состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения  в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю  народа, страны, мира. Праздник - тогда  праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает  в них желание и умение неформально  общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника  характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность  участия и согласие со всеми  обязательными и условными правилами  досуговой деятельности того или иного праздника;

Информация о работе Контрольная работа по "Методике музыкального развития"