Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:01, курсовая работа
Историческая предпосылка возникновения электронной музыки перелом, происшедшей в начале 20 веков в области использования музыкально – технических средств и приведший, во – первых, к возникновению серийной техники новой венской школы и, во – вторых, «тембровой мелодии».Серийная техника – предел традиционной европейской трактовки музыкального материала как дискретного «микромира» музыкальных «атомов» (нот - точек, пунктов; отсюда же традиционный европейский контрапункт и исключение микроинтервалов); техника же «звукотембров» (оперирование тембрами звуков и звучаний; немецкий Klangfarbentechnik), в противоположность серийности, - попытка оперировать звуковыми объектами и массами как «сверхтембрами» («сонорами»), которые мыслятся не как дискретные множества, а как слитные единства.
Введение 3
1.История создания электронной музыки 4
2. Музыка и технология в электронной музыке 7
2.1 Пространственный звук 8
2.2 Аналоговый синтез и спектры 9
2.3 Цифровой синтез 11
2.4 Алгоритмическая музыка 12
2.5 Концептуалисты 13
3 Студия «Электрошок» 16
3.1 Эдуард Артемьев 16
3.2 Артемий Артемьев 18
4 Представители электронной музыки 20
Заключение 33
Список используемых источников 34
Пол Долден – проживающий в Канаде, но не имеющий гражданства композитор, одно время был любимцем международных конкурсов в Бурже. Его композиция «Under The Walls Of Jericho» получила первое место в 1990 году. По-видимому, самая громкая в электроакустике, эта работа тем не менее с трудом к ней относится, так как единственный вид манипуляций со звуком – это транспонирование звучания духовых инструментов, которых здесь около 300 – собранные со всего мира, они звучат одновременно на 330 каналах (остальные 30 отданы ударным) с темперацией в 48 ступеней на октаву. Практически акустическая музыка, но оказывающая невероятно сильное воздействие.
«Электрошок» - это на сегодняшний день единственная в России студия, которая занимается пропагандой и популяризацией интереснейших музыкальных жанров современной серьeзной музыки – камерной, электронной, электроакустической, экспериментальной и авангардной.
«Электрошок» - это всемирно известный лейбл по записи и выпуску CD российских и зарубежных композиторов, работающих в стиле электронной, электроакустической, экспериментальной, авангардной и современной камерной музыки.
«Электрошок» - это всемирно признанное агентство по связям с композиторами и музыкантами, работающих в вышеупомянутых жанрах современной музыки.
«Электрошок» - это единственная организация, являющаяся действительным членом Российской Ассоциации Электроакустической Музыки при ЮНЕСКО.
Классикой 21 века – так называют в мире электронную, электроакустическую, экспериментальную, авангардную и современную камерную музыку Еe покупают и ею интересуются, еe изучают и ею восторгаются, под неe дают деньги и ею занимаются и еe слушают известные люди Это то, что до сих пор вызывает и будет вызывать неослабеваемый интерес во всeм мире Сам факт, что ежегодно в мире проходит более 368 крупных и 500 мелких международных фестивалей, конференций и симпозиумов, посвящeнных этому пласту современного музыкального искусства говорит сам за себя Нам, творческой группе студии «Электрошок», этот пласт современного музыкального искусства интересен тем, что он наиболее пластичен из всех форм, видов, жанров и явлений в искусстве в целом. Он сочетает в себе балет и пластику, инсталляцию и кинематограф, поэзию и живопись, музыку и современную технологию.
На сегодняшний день
студией «Электрошок» выпущено шесть сольных
музыкальных проектов композитора Артемия
Артемьева. Это «Предупреждение» - 1993,
«Холод» - 1995, «Точка Пересечения» - 1997,
«Пять Таинственных сказок Азии» - 1998,
«Мистицизм Звука»- 1999 и «Забытые Темы»
- 2000 . Все шесть CD имеют большой успех на
западе и вызвали громадный интерес к
Российской современной музыкальной культуре
До этого времени единственным российским
композитором, занимающимся электронной
и электроакустической музыкой и известным
на западе являлся Эдуард Артемьев.
3.1 Эдуард Артемьев
Зимой 1999 года состоялся концерт Эдуарда Артемьева, в Ярославле. Когда в исполнении Ярославского губернаторского оркестра прозвучала симфоническая поэма «Океан» (посвящение Андрею Тарковскому), последние звуки оркестра повисли в мeртвой тишине - зрители были буквально потрясены еe мощью и выразительностью. Несколько секунд всеобщего молчания показались вечностью. После этой паузы зал взорвался оглушительными овациями. Публика стоя приветствовала автора.
Эдуард Артемьев является автором целого ряда симфонических и камерных произведений. Грань его творчества до сих пор остаeтся малоизвестной широкому кругу слушателей. Имя Эдуарда Артемьева известно большинству из них благодаря его работе в кино. В знаменитых фильмах Андрея Тарковского музыке композитора подвластны неземные пейзажи Соляриса или напряженное пространство зоны, жестокое и милосердное одновременно. Эдуард Артемьев безупречно передаeт как тончайшие душевные движения героев фильмов Никиты Михалкова, так и эпические панорамы картин Андрея Кончаловского. В творчестве Эдуарда Николаевича органично сочетаются строгие каноны классики и самые современные достижения в области электронной и экспериментальной музыки. Новейшие методы звукозаписи способны заставить очень современно звучать древние музыкальные инструменты, под звук которых шли на войну герои Гомера - как, например, в фильме «Одиссей» Михалкова-Кончаловского. Музыка к этой картине ставит Эдуарда Артемьева в один ряд с такими мастерами американской киномузыки как Джон Уильямс или Джерри Голдсмит. Здесь перечислена только работа в кино. Творчество Эдуарда Артемьева намного шире и разнообразнее. Его знакомство с электронной музыкой состоялось в 1960 году. В послевоенные годы многие европейские композиторы стали использовать магнитофон наравне с другими музыкальными инструментами. Так рождалась конкретная музыка Пьера Шафера, акузматическая музыка Франциса Дюмона, электронный авангард Карлхайнца Штокгаузена. Эти имена и эти направления теперь известны всему миру. Многие ли помнят, что в те же годы в России создавался первый в мире синтезатор АНС - уникальный инструмент, до сих пор не имеющий аналогов в мировой практике. В начале шестидесятых годов вокруг инженера Е.А.Мурзина - создателя синтезатора - сплотился круг молодых композиторов, которых привлекали невиданные возможности новой музыки. Эти создатели были одними из первых в мире, кто начинал путешествия к тайнам звука.
Среди них был молодой Эдуард Артемьев. Его произведения, созданные на заре возникновения электронной и электроакустической музыки, давно являются общепризнанными шедеврами жанра.
В конце ноября 1998 года студией «Электрошок» был выпущен компакт диск Эдуарда Артемьева «The Odyssey Original Soundtrack» , с оригинальной музыкой к телекартине известного режиссeра Андрея Кончаловского «Одиссей». Российская студия "Электрошок" стала единственной в истории Американского кинобизнеса Российской фирмой грамзаписи, выигравшей тендер и получившей официальный заказ на производство данного компакт диска. Американская кинокомпания «Hallmark Entertainment» возглавляемая Francis Ford Coppola предпочла «Электрошок» таким известным фирмам как «Sony Classic», «Virgin» и «Polydor». В октябре 1999 года, студией «Электрошок» был выпущен CD Эдуарда Артемьева : «Солярис, Зеркало, Сталкер» (музыка к фильмам знаменитого кинорежиссeра Андрея Тарковского), а в ноябре 2000 на студии «Electroshock Records» вышел в свет третий компакт диск мэтра – «A Book of Impressions».
Артемий Артемьев
- один из наиболее известных
российских композиторов
Артемий Артемьев - российский композитор-эксперименталист и продюсер, работающий в жанре электроакустической музыки. Родился 13 января 1963 года в семье известного композитора электронной музыки Эдуарда Артемьева.
Творчество Артемия во многом связано с кино, театром и телевидением. Он написал музыку к более чем 50-ти художественным фильмам, среди которых «Фанат», «Фанат-2», «Прогулка по эшафоту», «Шальная баба», «Между воскресением и субботой», «Чужая игра», «Мытарь», «Бедная Саша» и др., нескольким документальным фильмам, театральным постановкам и телесериалам и к большому количеству телепрограмм. Свою музыкальную карьеру начал клавишником в различных московских рок-группах. В 1987-м ушел из рок-музыки и занялся экспериментами со звуком, синтезаторами и компьютерами.
В 1996 году Артемий стал членом Союза кинематографистов России, а в 1997-м - Ассоциации электроакустической музыки России. Кроме того, в 1997 году он совместно со своим другом - режиссером и продюсером Владимиром Крупницким - основал студию «Электрошок», выпускающую альбомы электронной, электроакустической, экспериментальной и авангардной музыки.
Принимал участие в четырех крупнейших международных фестивалях электроакустической музыки. Композиции «Искажение пространства» и «Катаклизмы 21 века» были отобраны мировым сообществом электроакустической музыки для представления на серии международных концертов, посвященных 50-летию электроакустической музыки и проводимых в Италии в миланском театре «Ла Скала». Артемий Артемьев стал единственным российским композитором, удостоенным чести представлять Россию на этом грандиозном мероприятии в марте 1999 года.
Композиция Артемия Артемьева «Полярная ночь» исполнялась в 1997 году на ежегодном концерте электроакустической музыки, проходящем в Массачусетском университете, США.
По итогам 1997 года альбом «Точка пересечения» вошел в десятку лучших новинок года и по опросу известного музыкального критика Питера Телена (Peter Thelen) и американского журнала «Expose» занял 3-е место в чартах этого журнала.
В марте 2000 года по опросу слушателей американской радиостанции «KALX» диск «Мистицизм звука» вошел в Top 35, перегнав при этом проекты таких грандов, как Ryuichi Sakamoto и Herbie Hancock. По опросу, проводимому известным американским музыкальным критиком Гленном Хамметом (Gleen Hammett), альбом «Мистицизм звука» был назван лучшим диском 1999 года. Компакт-диск занял первое место в чартах, перегнав проекты Steve Roach и Richard Bone. В 1998 году за альбом «Пять таинственных сказок Азии» Артемий Артемьев был удостоен звания «Лучший музыкант года» и «Лучший диск года». Американский журнал «Wind And Wire» и критик Девид Хасел также отметили проект «Пять таинственных сказок Азии» как лучший диск 1998 года.
Музыка этого композитора, привлекает внимание слушателей, тем что она очень поэтична, как бы интегрированная.Эмоция сбалансирована и эмоциональна, и ментальна. В ней глубина, дающая слушателю новое, более широкое видение, раздвигающая границы его восприятия. В ней присутствует нечто, заставляющее вслушиваться в эту музыку и внимать ей. Она очень индивидуальна. Эта вселенная Артемия Артемьева.
Музыка Артемия
Артемьева - одного из ведущих композиторов,
работающих в области электронного
и электракустического
Музыкальное творчество
- не единственная сфера, где Артемий Артемьев
смог добиться международного успеха.
В 1997 году им был основана студия и лэйбл
«Электрошок Рекордз», основной задачей
которого стало развитие и распространение
серьeзной электронной и электроакустической
музыки. На сегодняшний день «Электрошок»
имеет всемирную известность. Благодаря
выпущенным на нeм компакт-дискам, произведения
интереснейших отечественных и зарубежных
композиторов стали доступны широкому
кругу слушателей.
4 Представители электронной
музыки
В истории музыки 20 века — в частности, той ветви ее эволюции, что связана с техническим прогрессом , — особая роль принадлежала новаторам-дилетантам. Они не только предлагали на суд профессионалов новые музыкальные инструменты или открывали новые пути использования уже известных инструментов и приспособлений. Сам изобретатель являлся автором революционных музыкально-эстетических идей, которые неожиданно оказывали на определенную часть музыкального мира более весомое влияние, нежели эстетика, родившаяся в кругах музыкального академизма. Одна из наиболее ярких фигур подобного рода — французский радиоинженер, композитор и теоретик музыки Пьер Шеффер.
Это был человек разносторонне одаренный, с широким диапазоном интересов в различных областях искусства, техники и философии. Он происходил из музыкальной семьи, играл на нескольких инструментах, имел представление об основах теории музыки. Уже в молодые годы он начинает заниматься опубликовано литературной деятельностью как биограф и романист (всего около десяти его литературных произведений). Пьер Шеффер проявил себя и как общественный деятель: принимал участие во французском Сопротивлении и движении скаутов, в 1941 году организовал общество молодых любителей искусства «Юная Франция». Последние два десятилетия своей жизни он выступал в роли публициста, освещая в прессе некоторые аспекты современной культуры.
Пьер Шеффер не был рядовым специалистом по телекоммуникациям: уже в середине 40-х годов он занимал высокооплачиваемую должность звукоинженера-акустика в корпорации Radio - Television Francaise , а с 1953 года находился на посту генерального менеджера Французского радио в других регионах, управляя установкой коммуникационного и студийного оборудования в ряде африканских стран. Таким образом, профессиональные обязанности не только позволяли ему находиться в авангарде передовых звуковых технологий того времени, но и обеспечивали широкий спектр музыкальных впечатлений, в том числе и за пределами европейской цивилизации.
Помимо технической деятельности, Пьер Шеффер уже с начала 40-х годов вовлекается в творческий процесс в области радиотеатра, возглавив экспериментальную группу «Studio d ' Essai» (с 1946 года — «Club d ' Essai») и выпустив в эфир в качестве автора и режиссера несколько крупных литературно-музыкальных постановок — так называемых «радиофонических эссе». В частности, в 1943—1944 годах им была поставлена «радиофоническая опера» «La coquille a Planetes» («Скорлупа планет»), состоявшая из восьми 60-минутных разделов; ПьерШеффер был автором текста «оперы», осуществил весь звуковой монтаж и даже исполнил несколько ролей (автором музыки был композитор С.Арье). Радиофоническое искусство подразумевает приоритет литературного текста в его драматическом про чтении, но при этом включает в себя широкую палитру иных звуковых элементов, подчеркивающих и комментирующих различные аспекты драмы: от простейших звуковых эффектов до сложных музыкально-шумовых построений, играющих существенную роль в драматическом контексте. В книге «10 лет радиофонических эссе» Пьер Шеффер рассказывает о своем увлечении звуковыми экспериментами и о радио как многообещающем средстве эстетического воздействия; он пишет: «Что «La Coquille a Planetes» была попыткой подтвердить возможности специфически радиофонической выразительности в любых возможных и вообразимых областях». Он отмечает, что один из разделов «оперы» ( Aigles ) содержал необычные музыкально-шумовые фрагменты, непосредственно предвосхитившие будущие опыты musique concrete.