Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:04, контрольная работа
Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем.
Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»
Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll»
Анализ фуги
Муджеллини оттеняет эмоциональную сторону дополнения. Он трактует фугу как произведение, наполненное большим и глубоким чувством Andante con sentimento doloroso.
В редакции Муджеллини в отличии от Бузони, много обозначений характера музыки. Он подчёркивает певучий характер звука (в тексте sempre legatissimo). В соответствии со своим замыслом, Муджеллини отмечает наиболее выразительные моменты, например, интервалы на октаву, редко употребляемые Бахом»
В редакции Черни характер фуги обозначен Andante serioso ed espressivo. Звук, рекомендуемый Черни, тоже певучий, легатный. Общий динамический план довольно развёрнут. В разработке встречается уже в самом начале. Это кажется не очень убедительным, так как развитие только началось. Недостатком редакция является то, что обилие динамических оттенков излишне дробят музыку. Характер движения фуги, данный в редакции Бартока Poco largo. Характер исполнения темы отмечен ремаркой рoco pesante. Фуга изобилует динамическими указаниями. Что является не свойственным стилю И.С.Баха.
Б.Л.Яворский рассматривает прелюдии и фуги в определённом порядке, соответственно их содержанию, в хронологической последовательности событий евангельской биографии Христа, послуживших ассоциативными образами этого содержания. Прелюдию и фугу dis moll из II тома относит к страдальческому периоду. По его мнению, в этом цикле дан образ страдающего Христа, распятого на кресте.
Драматизм, присущий творчеству
Баха, очень своеобразен: ему не свойственны
контрастные принципы развития, его
образы внутренне противоречивы. Напряженность
баховской музыки не в столкновении
различных музыкальных
Тема фуги единого строения, но в ней содержится внутренний конфликт двух элементов. Эти элементы объединяет замкнутость, завершённость интонации, возвращение к начальному звуку.
Первый элемент представляет собой обыгрывание основного тона, приём типичный для тем фуг И.С.Баха (фуги с moll, D dur, d moll, f moll из I тома и т.д.).
Не менее характерен второй
элемент - ход на кварту вверх. Для
Баха с его скупым использованием
больших интервалов, ход на кварту
является приёмом напряжённого развития.
Тем выразительнее звучит возвращение
мелодии к начальному звуку. Мнения
музыкантов о моменте окончания
темы расходятся. Окончание трудно
установить, так как тема необычно
органично переходит в
В теме заложено противоречие
между отрешением к движению и
сдерживающим началом этого движения.
Звучание темы очень напряженно. Тема
развита в гармоническом
В основе тем этих фуг лежит расширенный символ страстей или страданий. Этот символ даже графически отображает крест. Для него характерен интервал ум 4.
Интересна ритмическая структура темы фуги dis moll. Равномерное медленное движение, которое как бы говорит о внутренней сосредоточенности, в момент кульминации сменяется более сложным ритмическим рисунком (повторяется четверть с точкой). Тема очень цельна по своей структуре, благодаря звуку ре, который как бы связывает контрастные элементы темы, являясь разрешением доминанты первого элемента и затактом к субдоминанте второго. Тема должна быть сыграна на едином дыхании, слитно, глубоким, очень наполненным, осмысленным звуком, который передаст сосредоточенный характер музыки.
Сложный конфликтный характер темы определяет и общий характер фуги в целом, так как для Баха характерно выведение всего развития из темы. "Тема определяет не только музыкальный образ фуги в его зародыше, но и всё его развитие c дальнейшем путём обогащения новыми свойствами и оттенками: фуга в полном смысле слова рождается из темы". (Мильнштейн). В течение всей фуги сохраняется единство настроения "скорбного, серьёзного повествования" с развитием до своей кульминации. Тема раскрывается в различных аспектах. Композитор как бы рассматривает её с разных сторон, каждый раз подвергая различным испытаниям, и всё же в конце этого процесса происходит утверждение и усиление первоначальной идеи.
С точки зрения развития фуга dis moll одна из самых напряженных и сложных. (Разбирая прелюдию, я уже отмечала, что Барток в своей редакции" расположил прелюдии и фуги по степени сложности. И прелюдию, и фугу dis moll поместил под номером 40). Это проявляется в том, что в фуге почти нет моментов отдыха. Пожалуй, в фуге можно найти лишь единственный момент иного звучания темы, просветления в неуклонном росте внутреннего напряжения: си мажорное проведение темы (тт. 30-31).
В фуге dis moll все средства подчинены идее неуклонного роста внутреннего драматизма. Даже связки между проведениями темы построены на интонациях темы, взятых в ещё более неустойчивом варианте. Мотив связки между вторым и третьим проведениями темы, символ ожидания крестной муки (по Б.Л.Яворскому), играет важную роль в дальнейшем развитии фуги. Символ вступает на синкопе. Она придаёт ему патетичный характер. Этот мотив родственен второму такту темы, но приобретает вполне самостоятельный выразительный характер. Муджеллини говорит, что этот мотив "составляет тематически наиболее интересный и напряженный элемент" интермедий фуги и что "во второй интермедии тенор на основе этого мотива образует секвенцию несравненной красоты".
Интересна гармоническая
природа этого мотива. Использование
увеличенного трезвучия даёт
возможность двоякого
Первое противосложение ритмически и мелодически очень близко теме. Оно сохраняет характер удержанного вплоть до стретты в разработке. После неё противосложение появляется, но в изменённом виде.
Противосложение имеет более гибкий, "хроматический" характер и явно построено на материале темы. Его основа - хроматические интонации, обычно связываемые со скорбными образами. Но Б.Л.Яворский видит в этом противосложении символ воскресения.
На этот символ указывает движение по ступеням вверх в пределах терции» Движение это очень напряженное, даже мучительное. Этот характер "теме" придают постоянные остановки и отход мелодии после остановки вниз на м.2. Б.Л.Яворский также отмечает сходство противосложений фуг dis moll II тома и dis moll I тома.
Появление противосложения драматизирует тему, создает сложный гармонический план, увеличивает возможности тональных отклонений.
В третьем проведении темы появляется ещё одно противосложение. Мелодически и гармонически оно не столь яркое, как первое противосложение.
Это противосложение повторяется в т.т. 15 и 16, а также в изменённом виде в т.т. 17 и 19 и в т. 30.
Б.Л.Яворский замечает, что с появлением этого противосложения тема и первое противосложение образуют соль # минорный квартсекстаккорд, который означает символ жертвенности.
Благодаря общей текучести и напряженности, отсутствию цезур, никакого раздела между экспозицией и интермедией делать не следует. Передышка возможна только в конце 14 такта, перед началом разработки. Интермедия связывает экспозицию и разработку. Динамический план экспозиции отличается цельностью. Кульминация всего раздела приходится на интермедию. Вся экспозиция - постепенный подход к ней.
Динамический план экспозиции фуги dis moll II тома "ХТК" в различных редакциях:
В редакции Черни
Разработка фуги начинается
проведением темы в низком
регистре. Сумрачный характер
Всё это нагнетание подводит к кульминации всего предшествующего развития, когда тема после постепенного перехода звучит в более высоком регистре настойчиво и страстно. Здесь даже первые устойчивые звуки темы - не I, а V ступень (в новой тональности gis), из-за хроматически неустойчивого баса они звучат ещё более неустойчиво. Хроматический контрапункт проходит сразу в двух голосах каноном и, таким образом, возможности тональных отклонений противосложения проявляются в ещё большей степени (тональный план: gis, dis, cis, dis, gis). Достигнутое в кульминаций очень большое напряжение не снижается и в следующем strett-ном эпизоде, вплоть до Fis, который звучит светло и гораздо более спокойно благодаря мажору, разреженной фактуре, более спокойным общим формам движения и светлому регистру. Мне кажется, чтобы подчеркнуть смену регистров, перед Fis dur -ным эпизодом следует сделать небольшую цезуру, маленькое замедление.
В разработке большое значение для развития имеют не только изменения в самой теме. Очень важны и другие голоса, которые также влияют на характер темы. Например, при первом проведении темы в разработке важны не только бас, где в изменённом виде проходит тема, но и верхний голос - хроматически неустойчивый и средний, ползущий, усиливающий характер зыбкости и неустойчивости.
В кульминации разработки
также важны все голоса, особенно
бас и тенор, где
Утверждение темы - итог всего развития. Это смысловая кульминация фуги. Достигнуто это не за счёт уплотнения фактуры и не за счёт укрупнения темы как, например, в фуге с moll II тома (кульминация-апофеоз стретт), в фуге е moll II тома (в кульминации изменяется фактура, появляются органные каденции), а в фуге dis moll из I тома в кульминации звучит тема в увеличении. В момент кульминации всей фуги dis moll из фактуры выделяется тема. Непрерывно звучит только один голос - бас, в котором проходит тема, остальные голоса поддерживают тему аккордами.
Фуга заканчивается сочетанием темы в прямом движений (сопрано) с её обращением (тенор) - приём не совсем обычный для окончания. Сравним у С.Богатырёва : "Ни в одной из остальных фуг... мы не встретим подобного приёма усиления тематизма в коде".
Проследив общее развитие фуги, можно сказать несколько слов о форме. Мнения музыкантов на этот счёт расходятся. Некоторые склоняются к двухчастному строению фуги. Другие допускают трехчастное. Можно согласиться с мнением Чугаева о том, что фуга содержит в себе элементы сложной трёхчастной формы.
Проблема высокохудожественной интерпретация музыки Баха до нашего времени остаётся одной из значительных и актуальных проблем исполнительства.
Глубина идейно-философского содержания творчества Баха, его тесная связь с культурой отдаленной исторической эпохи, своеобразие полифонического стиля - всё это обуславливает трудность и ответственность задачи исполнения произведений И.С.Баха, особенно с точки зрения стиля и трактовки.
Информация о работе И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир» том 2 Фуга dis-moll