И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир» том 2 Фуга dis-moll

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем.

Содержание

Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»
Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll»
Анализ фуги

Работа содержит 1 файл

Полифония. контрольная работа.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

Южно-Уральский государственный  институт искусств им. П. И. Чайковского

Кафедра теории истории музыки и композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по предмету: Полифония

И.С. Бах «Хорошо темперированный  клавир» том 2

Фуга dis-moll

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса ФТИМ и К

Васильева В.К.

Проверила: Сергиенко П.Г.

 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание:

 

  1. Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»
  2. Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll»
  3. Анализ фуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»

Монументальный баховский  цикл прелюдий и фуг, известный под  названием «Хорошо темперированный  клавир», справедливо считается  одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире  со всеми 24 мажорными и минорными  тональностями (многие тональности  с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки  клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем.

Идею темперации до Баха творчески поддержали и другие музыканты, например, Пахельбель, Маттесон, но баховское  решение этой художественной задачи стало уникальным по мастерству и  вдохновению.

В «ХТК» Бах подчеркнул характерную семантику различных  тональностей. Так, например, D-dur олицетворяет энергию и триумфальность, c-moll – суровый драматизм и патетику; баховский h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением; es-moll и b-moll – с образами смирения и грусти; E-dur и Fis-dur ассоциируются с нежными пасторальными образами. B-dur – тональность «ангелов и младенцев», очень нежная и чистая.

Как и в органном творчестве Баха, в «ХТК» представлен устойчивый тип полифонического цикла, в  котором обе части взаимно  оттеняют друг друга. Свободному развёртыванию  в прелюдии противостоит строго упорядоченный  принцип развития в фуге.

Прелюдии

В эпоху Баха понятие «прелюдийности»  было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного  вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом  не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание  материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда – характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что  сближает её с жанром этюда). Нередко  находят применение и полифонические приемы.

И прелюдии, и фуги «ХТК»  исключительно многообразны как  в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются  токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll). Многие прелюдии напоминают инвенции – 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).

 

 

По форме прелюдии объединяются в 2 группы:

1) свободно развивающиеся  при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur). Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы – они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).

2) подчиненные принципу  старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).

Фуги

Фуги также свидетельствуют  о неисчерпаемой творческой фантазии Баха. Каждая из них имеет свое собственное  «лицо», которое определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством  голосов и их взаимодействием.

Есть фуги, насыщенные стреттными проведениями темы (C-dur, cis-moll, d-moll, es-moll, g-moll, b-moll); в других фугах стретты вообще отсутствуют (c-moll, D-dur, B-dur, h-moll).

В некоторых фугах очень  важную роль играют интермедии (например, c-moll, D-dur), в других интермедий нет совсем. Классический пример безинтермедийной фуги – C-dur.

Степень полифонической сложности  в баховских фугах независима от количества голосов. Например, фуга b-moll 5-голосна, но при этом не отличается особой сложностью. В 3х-голосной фуге es-moll, напротив, множество сложных полифонических приемов.

Раскрытию содержания прелюдий и фуг «ХТК» помогает цитирование  в них мелодий протестантских хоралов, многочисленные ассоциации с  хоровыми сочинениями композитора, а также использование музыкальной  символики. Благодаря этому современники Баха могли воспринимать его музыку как понятную речь. Многие авторитетные музыканты (Швейцер, Яворский, Юдина) обращали внимание на скрытую программность «ХТК» и связывали его содержание с библейской тематикой, с Ветхим и Новым Заветом.

Например, темы фуг b-moll и es-moll основаны на мелодии одного и того же хорала – «Из бездны бед взываю я к тебе», что указывает на общность их содержания.

И.С.Бах обладал исключительно  широкими музыкальными интересами. Но фуга, и собственно клавирная фуга, всегда находилась в центре его внимания. Усиленной работой над клавирной  фугой отмечены важнейшие этапы  творческой жизни композитора.

I        том прелюдий и фуг "ХТК" завершен в Кетене в 1722 году.

II       том - в Лейпциге в начале 1740-х годов.

 

I том "Хорошо темперированного клавира" И.С.Бах писал, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях: "Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам, использующиеся как терции мажорные Ut, Rе, Mi, , так и минорные Re, Mi, Fa. Написаны для пользы и употребления жадной для учения музыки молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области".

Сочиняя прелюдий и фуги, И.С. Бах ставил перед собой определённые педагогические задачи, писал их с  чисто инструктивными целями. Сам  того не подозревал, что создаваемые  им творения окажутся сокровищами искусства. Л.-ван Бетховен называл "ХТК" своей "музыкальной библией". Р. Шуман  в "Жизненных правилах для музыкантов" прямо наставлял молодого музыканта: "Играй усердно (фуги больших мастеров, и прежде всего И.С. Баха: "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным"»

Много проблем встаёт перед  исполнителем прелюдий и фуг "ХТК" И.С. Баха. Ведь ни одно из музыкальных  произведений прошлого не вызывало при  своём истолковании и издании  столько затруднений, сколько вызывал (и продолжает вызывать) "Хорошо темперированный  клавир" И.С. Баха.

Этому особенно способствовали два обстоятельства. Во-первых, почти  полное отсутствие в оригинальных рукописях  И.С. Баха обозначений темпа, характера  исполнения и динамических нюансов. Как правило, И.С. Бах писал только одни ноты. Во-вторых, наличие ряда рукописей-автографов и копий, существенно расходящихся друг с другом в самом нотном тексте.

Исследуя творчество И.C. Баха музыканты, теоретики проделали огромный труд. Опираясь на него, я попытаюсь проанализировать прелюдию и фугу из II тома "Хорошо темперированного клавира".

  1. Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll» II том

Этот цикл весьма сложен как в музыкальном отношении  своим напряженно страстным настроением, так и в техническом плане: прелюдия, написанная в тональности с большим количеством знаков исполняется в оживлённом темпе; а фуга, имеет сложную четырёхголосную полифоническую фактуру.

Я.И. Мильнштейн разбивая прелюдии и фуги по степени трудности и  трудные, относит прелюдию и фугу dis moll из II тома к третьей группе. Б.Барток в своей редакции располагает 48 прелюдий и фуг в порядке трудности. Прелюдию и фугу dis moll помещает под номером 40.

Слитность прелюдий и фуг  из "Хорошо темперированного клавира" определяется в одном случае принципом  контраста (вспомним циклы f-moll и dis moll из II тома ), в другом - общностью содержания музыкальных образов ( прелюдии и фуги es moll cis moll cis dur из I тома). Слитность прелюдии и фуги dis moll из II тома определяется контрастным различием образного содержания "колючей", "непримиримой", драматической прелюдии и философски углублённой фуги.

Прелюдия dis moll может считаться двухголосной инвенцией, написанной в форме аллеманды. Двухтактная "тема" уже с самого начала имитируется в стретте, неуклонное движение шестнадцатых придает, затем дробится  (сокращается до половины), далее развивается секвенциобразно и т.п.

Прелюдия dis moll - не единственный образец двухголосной инвенции, написанной в форме аллеманды. Можно вспомнить прелюдию с moll 2-й части. Общая протяженность прелюдии dis moll с повторениями, предусмотренными Бахом, составляет 72 такта. Форма её - в традициях аллеманды - двухчастна (16:20). Первая часть представляет собой большой период, который может быть разделён на два раздела. Первый модулирует в Fis dur и оканчивается на доминанте. Второй раздел близок первому. Таким образом, первая часть прелюдии в свою очередь делится на два раздела, сходных между собой.

Это является особенностью данной прелюдии. Чаще у И.C.Баха встречается такая форма, когда в двухчастной форме первый раздел построен на свободном развитии тематического ядра и не содержит в себе черт двухчастности, (Из десяти двухчастных прелюдий второго тома семь имеют такую форму первого раздела: c moll, cis dur, cis moll, e moll, G dur, As dur, a moll).

Вторая половина прелюдии начинается в основной тональности, но с доминантового проведения "темы". Тема строится уже не на трезвучии, а на D7. Кварта в "теме" заменяется терцией.

В целом, по своему строению вторая часть очень близка первой. Она также делится на 2 раздела, причём второй представляет собой снова  двукратное проведение "темы", последний  раз "тема" проходит уже в основной тональности, что типично для  старинной сонатной формы. Последний  раздел повторяется в новой тональности  буквально, что встречается в  двухчастной форме довольно часто  и тоже говорит о связи с  сонатной формой.

О характере прелюдии dis существуют почти полярные мнения. Я.И. Мильнштейн считает, что стиль этой прелюдии близок к филигранному стилю танцевальных пьес Баха. И находит в начальной теме прелюдии настроение скрытой меланхолии. Данная трактовка наиболее традиционна. Исполнение прелюдии С. Рихтером близко этой версии. Оно носит характер подвижного изящного танца. М.Юдина исполняет прелюдию очень своеобразно. Темп исполнения весьма умеренный. А характер "темы" сдержанный, декламационно-выразительный. В своих трудах Б.Л.Яворский достаточно убедительно раскрывает связь прелюдий и фуг "ХТК" с библейскими сюжетами. Прелюдию dis называет "свирепой прелюдией". И считает, что она характеризует образ злобной толпы, собравшейся у распятого Христа.

 

Евангелие от Луки . Глава 23.

35. И стоял народ и  смотрел. Насмехались же и   вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасёт  Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36. Также и воины ругались  над Ним, подходя и поднося  Ему уксус.

И говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

И была над ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Один из повешенных злодеев  злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

   Рассмотрим подробнее тематизм прелюдии. Основной мотив (условно назовем его темой) прелюдии прост, гармонически устойчив. Неуклонное движение шестнадцатых придает ему и всей прелюдии настойчивый моторный характер. А "колючие" морденты привносят в характер "темы" элемент озлобленности. Особенностью этого мотива является необычное использование звукоряда мелодического минора. Восходящий звукоряд здесь использован в обратном направлении.

Б.Л.Яворский говорит о  существовании в прелюдии символа  восклицания. Очевидно, он имеет в  виду широкий скачок на октаву во второй части мотива.

Вторая часть прелюдии также начинается с проведения основного  мотива.

Этот мотив контрапунктом  сочетается с не менее самостоятельным и характерным мотивом. Он как бы заигрывает с "темой", "строит ей гримасы". Он интересен и в ритмическом отношении (разбег тридцать вторых и остановка на фоне непрерывного движения шестнадцатых в "теме") и в гармоническом отношении.

(D7 -t, VII7 -t).

По мере развертывания  музыка прелюдии не претерпевает серьёзного развития, но к концу появляется большая ритмическая оживлённость, расширяется диапазон звучания. Этот процесс можно было наблюдать  уже в конце первой части, во второй части он проявляется с ещё  большей активностью. Конец прелюдии динамизирован.

Появляется большая насыщенность фактуры, большая напряженность  и непрерывность гармонического развития: (gis, ais, dis).

Фуга dis moll принадлежит к числу наиболее глубоких и значительных произведений Баха. В ней есть большая сосредоточенность, вызывающая представление о глубоком философском раздумье. Вместе с тем, по своему развитию эта фуга - одно из самых напряженных и драматичных произведений Баха.

Трактовка фуги dis moll наиболее известными редакциями:

Бузони определяет характер как sostenuto serio. Для него эта фуга - как бы раздумье, глубокое и серьёзное. Определенный и выдержанный звук (tenuto- выдержанно, точно по длительности и ровно по силе) подчёркивает суровый колорит музыки. Редакция Бузони отличается скупостью указаний. В примечании Бузони писал: "Редактор не хотел предписывать особых нюансов для исполнения, которые бесспорны и вытекают из выступания и отступания голосов, поднятия и падения мелодической линии, но он предполагает, что разумная экономия их будет соблюдена".

Информация о работе И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир» том 2 Фуга dis-moll