Иоган Бах

Автор: Юрий *, 27 Августа 2010 в 13:15, реферат

Описание работы

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много

Содержание

1. Детские и юношеские годы. Начальный период
творческого формирования.
2. Семья. Детство.
3. Начало творческого пути. Люнебург.
4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
6. Бах-исполнитель.
7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки.
8. Отъезд из Кётена.
9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор.
10. Артистическая и творческая деятельность.
11. Дети Иоганна Себастьяна Баха.
12. Бах-педагог.
13. Последние произведения.
14. Характеристика творчества.
15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество.
16. “Хорошо темперированный клавир”.
17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
18. Основные произведения.

Работа содержит 1 файл

Иоган Бах.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

второй том  “Хорошо темперированного клавира” из двадцати четырёх прелюдий и фуг. “Хорошо темперированный клавир” справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии камерных форм Бах раскрывает большой  и

сложный внутренний мир человека, богатейшую область  человеческих чувств. Этическое содержание, воплощённое в форме безупречного совершенства, подняло “Хорошо темперированный клавир” на положение величайшего явления мирового искусства. Недаром на этих произведениях учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие. Бах не подозревал того, что создаваемые творения представляют сокровища искусства исключительной ценности. Это произведение Бах писал, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях:

“Хорошо темперированный  клавир, или прелюдии и фуги, расположенные  по всем тонам и полутонам, использующие как терции мажорные Ut, Re, Mi, так и  минорные Re, Mi, Fa.  Написанные для пользы и употребления жадной до учения музыки молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области”.Темперированный, или равномерный, ”выровненный” строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов. Настроенный натурально клавишный инструмент звучал чисто в пределах тональностей с малым количеством знаков;  тональности свыше трёх-четырёх знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы применять все тональности мажорного и минорного ладов, свободно модулировать, пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма. Темперация была известна и до Баха, однако только гений Баха смог систематизировать и обобщить с такой художественной силой потребности  и стремления своего века, предвосхитить то, что лишь позже вошло в музыкальную практику. Оба тома пьес “Хорошо темперированного клавира” скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное произведение, мажор, прелюдия и фуга до минор, прелюдия и фуга до-диез мажор, прелюдия и фуга до-диез минор и т.д. Таким образом,

последовательно, в хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей  мажорных и минорных ладов. В “Хорошо темперированном клавире” явные тематические связи между прелюдией и фугой отсутствуют.  Тем не менее их объединение не ограничивается общей тональность; существуют менее “видимые” связи, обусловленные внутренним, идейно - эмоциональным содержанием и проявляющиеся в каждом отдельном случае по-разному. Отсюда такое многообразие приёмов сочетания и

согласования  двух различных пьес в единое целое.

Но есть и  общее условие – оно вытекает из существа полифонической музыки и её форм – контрастное сопоставление импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги. Этот обязательный, так сказать, внешний контраст углубляется внутренним, когда сопоставляются различные по содержанию и характеру музыкальные образы. Так, мужественному, энергичному, с моторным поступательным движением, музыкальному образу до-минорной прелюдии противополагается изящная грация фуги; “оборотной стороной”   идиллической соль-минорной прелюдии оказывается скорбная лирика фуги; лёгкому скольжению ре-мажорной прелюдии с её скрипичной фактурой противопоставлена пышная, театрально-нарядная фуга (I т.).

Контрастность музыкальных образов прелюдии и фуги типична для баховских циклических композиций; в “Хорошо темперированном клавире” контрастность составляет основной принцип. Однако нередки случаи, когда слитность

прелюдии и  фуги определяется не контрастным различием, а общностью содержания музыкальных образов. В качестве примера можно привести прелюдии и фуги ми-бемоль, до-диез минор, си-минор ( I т.). Пьесы ХТК, как и большинство инструментальных пьес Баха, относятся к области непрограмной музыки, то есть у них нет названий, не существует авторских указаний на конкретный сюжет или поэтический замысел. Но широкие образные и жанровые связи помогают проникать в скрытый смысл баховской музыки. Неисчерпаемо разнообразие идей и их музыкального воплощения в ХТК. И всё же типичность музыкальных образов допускает некоторую группировку прелюдий и фуг по выраженным в них жанровым признакам, по схожести (несмотря на бесконечность оттенков) эмоционального содержания. Так, например, фуги до минор ( I т.), до мажор ( II

т.),  до-диез мажор, соль мажор (I т.)  можно отнести к произведениям, в которых очень тонко претворена тематика танцевального склада (этим фугам иногда свойствен

скерцозный характер). Центральное место занимает большая группа прелюдий и фуг углублённо-лирического характера. Они выделяются особой серьёзностью мысли, интенсивностью внутреннего развития. В них раскрывается поражающая глубиной и

многогранностью вдохновенная баховская лирика. В каждой пьесе этой группы – всегда новое освещение темы, иной её поворот: патетический или трагедийный, просветлённо-

печальный или  отрешённо-созерцательный, философски - самоуглублённый или скорбно-лирический.

   Прелюдия и фуга до минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.

Прелюдию отличает чёткий и энергичный ритм. Быстрый  темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживлённость и подвижность. Именно такой 

непрерывно текущий  характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.

Во второй половине прелюдии подчёркнуто чёткое движение, которое сменяется широким  “разбегом” арпеджированных пассажей. Затем движение останавливается – следует короткий эпизод (всего один такт), напоминающий речитативное соло в вокальном произведении. Он вносит в прелюдию момент размышления, раздумья. Выразительные интонации, остановки в движении окрашивают музыку в патетические тона, придают высказыванию большую значительность. Это как бы мудрое “слово” от автора – кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение. Арпеджированные пассажи постепенно теряют свою напористость, чему способствует и выдержанный бас до.

Последний звук прелюдии – мажорная терция – окрашивает заключение в просветлённые тона. Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово “фуга” на латинском языке означает “бег”. В музыке фуга – это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.В основе большинства фуг лежит одна тема. Значительно реже встречаются двойные и тройные фуги – с двумя и тремя темами. Фугу всегда начинает один голос, который излагает

тему. Как в  инвенциях и симфониях, тема фуги является тем “зерном”, из которого вырастает всё произведение. В зависимости от числа голосов, фуга может быть двухголосной, трёхголосной, четырёх -  или пятиголосной.

Фуга до минор  трёхголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов  в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности. Троекратное проведение основного

мелодического оборота, более умеренный, чем в  прелюдии темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают её особенно рельефной и хорошо

запоминающейся.Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности соль минор. Здесь тема получает название “ответа”или ”спутника”.После небольшой двухтактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз – в басу. Поочерёдное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги –  её экспозицию.   Вторая двухтактная интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги – разработкой. Разработка начинается в ми-бемоль мажоре – тональности, параллельной до минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема проходит в различных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях. С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги – реприза. Тема звучит здесь только в основной тональности. Её появление далее в самом низком регистре придаёт звучанию особую значительность и воспринимается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придаёт музыке мощность органного звучания. Постепенно движение успокаивается. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особенно просветлённо.

Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринимать их как две части одного цикла. Помимо единой тональности этому  способствует активность движения в обеих пьесах, одинаковое местоположение и драматический характер кульминаций и , наконец, родственность  “затухающих” просветлённых заключений.

    

      ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Вокально-инструментальные произведения

Месса си минор

“Страсти по Матфею” и “Страсти по Иоанну”

Светские  и духовные кантаты 

Оркестровые произведения

4 увертюры (сюиты) 

6 “Бранденбургских  концертов” 

Концерты для  солирующих инструментов с оркестром 

7 концертов для  клавира с оркестром 

3 концерта для  двух, 2 – для трёх клавиров с оркестром 

3 концерта для  скрипки с оркестром 

концерт для  двух скрипок с оркестром 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 

6 сонат и партит  для скрипки соло 

7 сонат для  скрипки и клавира 

6 сюит (сонат)  для виолончели соло 

ОРГАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

Хоральные прелюдии 

пассакалия до минор 

прелюдии и  фуги 

фантазии и  токкаты 

клавирные произведения 

сборник ”Маленькие прелюдии и фуги” 

15 двухголосных  инвенций и 15 симфоний (трёхголосных 

инвенций) 

48 прелюдий и  фуг (два тома “Хорошо темперированного клавира”) 

6 “Французских”  и 6 “Английских сюит” 6 партит 

“Итальянский  концерт” для клавира соло, “Хроматическая фантазия и фуга”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Детская музыкальная школа№10 имени Прокофьева 
 
 
 

Реферат на тему: «Краткая характеристика творческого пути И.С. Баха”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнил ученик 7 класса

               Моргачёв Юрий 
 
 
 
 

        

                                                                                                 Ростов – на – Дону 2005 год

Информация о работе Иоган Бах