Автор: Юрий *, 27 Августа 2010 в 13:15, реферат
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много
1. Детские и юношеские годы. Начальный период
творческого формирования.
2. Семья. Детство.
3. Начало творческого пути. Люнебург.
4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
6. Бах-исполнитель.
7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки.
8. Отъезд из Кётена.
9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор.
10. Артистическая и творческая деятельность.
11. Дети Иоганна Себастьяна Баха.
12. Бах-педагог.
13. Последние произведения.
14. Характеристика творчества.
15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество.
16. “Хорошо темперированный клавир”.
17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
18. Основные произведения.
План.
1. Детские и юношеские годы. Начальный период
творческого формирования.
2. Семья. Детство.
3. Начало творческого пути. Люнебург.
4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
6. Бах-исполнитель.
7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки.
8. Отъезд из Кётена.
9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор.
10. Артистическая и творческая деятельность.
11. Дети Иоганна Себастьяна Баха.
12. Бах-педагог.
13. Последние произведения.
14. Характеристика творчества.
15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество.
16. “Хорошо темперированный клавир”.
17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
18. Основные произведения.
Жизненный путь.
Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования.
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много
времени и могучий
гений, чтобы воскрешённые образы прошлого,
так же, как и видения далёкого будущего,
обрели художественное воплощение в искусстве
Иоганна Себастьяна Баха.
Семья, детство.
Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». Никто из этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние
на развитие немецкой музыки. От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе
этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.
К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его отец – скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные
песнопения. Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время ученик величайшего немецкого органиста – композитора И. Пахельбеля – занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе. Под руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально одарённая натура вряд ли могла довольствоваться педантичными, школьно – ремесленными уроками Иоганна Кристофа. Он оказался сухим, нечутким музыкантом. Для пытливого,
музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу храниться тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная
работа, она сильно
повредила зрение будущего композитора.
И каково же было огорчение ребёнка, когда
брат застал его однажды за этим занятием
и отобрал уже переписанные ноты. Здесь
– то и проявились впервые сильные стороны
характера Иоганна Себастьяна: настойчивость,
целеустремлённость, упорство в труде.
Раннее стремление к личной свободе побудило
пятнадцатилетнего юношу оставить дом
брата и искать средства для независимого
существования.
Люнебург. Начало творческого пути.
В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург.Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор «избранных певчих», где он получал небольшое жалованье.
Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах окончил школу; он прекрасно учился и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться этим
правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования. На художественное развитие Баха учителя его детства не
оказали влияния. Он сам везде находил и отовсюду извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Жизнь музыкального искусства в его прошлом и настоящем служила ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия, творческое постижение современной ему музыки шлифовали и оттачивали музыкальные мысли и письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать свою творческую индивидуальность. Даже частые перемены службы имели свои положительные стороны, так как давали возможность узнавать новые художественные явления. В этом отношении
Люнебург, а затем Арнштадте или Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Освобождённый от педантичной опёки старшего брата, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у
знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кайзером, находилась в расцвете. Надо полагать, что, бывая там, Бах не прошёл мимо нового для него искусства. По мнению Ромена Роллана, влияние Кайзера отразилось на некоторых сторонах музыкального творчества Баха.
В Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал один из известных немецких композиторов, ученик Рейнкена Георг Бём (1661 – 1733). Общение и близость с этим человеком - не менее важный фактор в формировании молодого музыканта. Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство.
С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности;
началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.
Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.
В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность
органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда
переехал.
Служба органиста Новой церкви была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и аккомпанировать хору во время
богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий служили причиной столкновения композитора с начальством.
В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем более сильна была потребность в освежающих новых художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени
мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырёх
месяцев.
В Арнштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно. Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего органиста унизительному
допросу, учинило над ним форменный суд с предъявлением длинного перечня проступков: Бах вводит в хоралы много странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в другую крайность и стал играть слишком коротко и т.п.
Грубый допрос, оскорбительное вмешательство в личную жизнь сделали положение Баха в Арнштадте нестерпимым. В 1707 году, после трёхлетнего пребывания здесь, Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта.
В распоряжении церковного органиста в Мюльхаузене был лишь старый, пришедший в негодность орган и плохо подготовленные хористы. Попытки улучшить музыкальное
дело разбивались об равнодушие начальства, все усилия Баха оказались тщётными. Год потраченного времени, энергии – и в результате вынужденное прошение об отставке.
В арнштадский
период Бах – исполнитель на органе
и клавире – завоёвывает
Историографами Баха эти годы отмечаются как годы полнейшего и всестороннего овладения техникой и «секретом » органного и клавирного мастерства, начинающейся славы виртуозы – артиста, появления первых сочинений.
Композиторскую деятельность здесь Бах начал пасхальной кантатой «Ты не оставишь души моей в аду». Кантата, написанная для хора, солистов, была исполнена весной 1704 году, и многое в ней привело в изумление арнштадских бюргеров: необычный для культового письма драматизм, эмоциональность, смелые поиски реалистической изобразительности в оркестре.
В Арштадте появилось одно из самых ранних дошедших до нас клавирных произведений – ныне широко известное «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Полная мягкой лирики и юмора пьеса – образец раннего творчества Баха. За время короткого пребывания в Мюльхаузене среди прочих вещей Бах написал кантату, получившую название
«Выборной кантаты». Это единственное сочинение, которое при жизни композитора было напечатано и издано на средства муниципалитета. Большинство произведений Баха увидело свет лишь после смерти автора.
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству.
В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе органиста и придворного музыканта герцога Веймарского.
В Веймаре Бах
пробыл около десяти лет. Здесь впервые
представилась возможность
испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера. Бах много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина, как помощник капельмейстера должен был создавать репертуар для капеллы, в том числе кантаты для исполнения в придворной церкви. Требовалось умение писать быстро, в самых различных жанрах и формах, применяясь к разным исполнительским средствам и возможностям. Для Баха это была первая светская служба, где относительно свободно можно было экспериментировать в ранее мало доступной ему области светских музыкальных жанров.