Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:45, доклад
Большинство исследователей, изучающих проблему рождения музыки как вида искусств в обществе, приходят к общему мнению, что она родилась прежде всего как искусство коллективное (трудовые, обрядовые, праздничные песни и т.д.
Принципы гармоничного использования на уроке музыки всех видов музыкальной деятельности, принцип музыкальной терапии, принцип гармоничного единства функций музыкального искусства конкретизируются в методах и приемах предупреждения агрессивного поведения подростков в условиях музыкальной деятельности. Так, к методампредупреждения агрессии на уроках музыки относятся пассивное и активное слушание музыки, индивидуальное, ансамблевое хоровое пение, логоритмическая пластика (сочетание ритмических движений с речью), драмотерапия (исполнение, игра, действие), имаготерапия (через проживание образа), психогимнастика, и др. В качестве приемов, используемыхв работе педагога- музыканта по предупреждению агрессии, выступают такие приемы как «самоосознание себя через музыку», «музыка в рисунке», «музыкальное действо», «совместное музицирование», «музыкальный или изобразительный «автопортрет», «музыка тела», «мелодия речи». С помощью этих приемов можно выработать навыки самовыражения, общения, способность к безболезненному разрешению межличностных конфликтов, сформировать и скорректировать способность к глубокому эмоциональному общению, развивать средства невербальной коммуникации, навыки чувствования себя и других.
Итак, очертив круг основных принципов, методов и приемов реализации функций музыкального искусства в профилактике агрессивного поведения подростков, выделим основные этапы реализации рассмотренной музыкально- педагогической технологии.
Первый этап (адаптационный) — адаптация ребенка к урокам музыки, к их атмосфере,к стилю художественного обучения и т. д. Его продолжительность от одного до двух месяцев(в зависимости от состава класса, индивидуальных особенностей детей и т. д.). Здесьна первое место выходит такой вид музыкальной деятельности как слушание, предполагающий успокоение подростка, сосредоточение на размышлениях путем восприятия элегической, спокойной, духовно настроенной музыки.
При
нервном истощении можно
раздражение, гнев можно снять прослушиванием музыки Вагнера (Хор пилигримов),от угнетения, меланхолии подростку можно освободиться «Ода к радости» Бетховена. Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулировать пульсацию.
Второй этап (накопительный) — установление душевного равновесия детей на уроке,заинтересованного отношения к занятиям, атмосферы доверия и приятия. Данный этап проходит с использованием следующих художественно- педагогических средств:
— включение в урок музыкальных произведений, близких по характеру чувствам тревоги, одиночества и т. п.; на этом этапе дети готовы принять музыку как катализатор, как побуждающий стимул, с помощью которого и при соответствующем указании педагога они смогут получить разрядку и попытаться вытеснить из бессознательной области в областьосознания свои старые эмоциональные травмы;
— стремление к катарсической разрядке через инсайт (озарение) происходит с помощьюпопытки вербализации впервые осознанных переживаний; при этом следует иметь в виду,что, обсуждая чувства, вызванные музыкой, подростки лишь косвенно готовы принять их каксвои собственные, то есть процесс осознания разблокированных с помощью музыки бессознательно подавляемых эмоций идет очень трудно;
— фокусирование внимания педагога на исполнительском виде музыкальной деятельности, дающем подростку свободу самовыражения.
Этот этап накопления новых чувств и переживаний, активного обогащения и оздоровленияэмоциональной сферы, появления эмоционального резонанса, преодоления эмоциональной монотонности, ригидности может длиться до двух лет.
Третий этап (коммуникативный) начинается, когда подросток включается в процессидентификации «лирического» героя музыкального произведения. Этот процесс близокк феномену трансфера — переноса чувств пациента на психотерапевта. Это проявляетсяв том, что подросток переносит свои чувства на героя музыкального произведения. При этомвозникает невербальное диалогическое общение. Слушая музыку, агрессивный подросток неосознанно вступает в коммуникативный контакт с музыкальным образом и идентифицируетчувства, заложенные в музыке, с собственными переживаниями. Нивелированию агрессивных тенденций поведения агрессии будет способствовать развитие у подростковчувства собственной ценности и самоуважения, а это в свою очередь рождает внутренние ресурсы, необходимые для того, чтобы не просто защищаться от каждодневных проблем, нои управлять ими.
Таким
образом, мы приходим к выводу о том, что к
функциям музыкального искусства, реализация
которых оказывает значительное воздействие на
нивелирование агрессивных тенденций в
поведении учащихся подросткового возраста,
можно отнести коммуникативную функцию,
функцию отражения действительности, а
так же этическую, эстетическую, познавательно-
просветительскую, общественно- преобразующую,
личностно- преобразующую функции. Реализация
данных функций музыкального искусства
предполагает использование определенных
музыкально- педагогических технологий, в
число которых, по нашему мнению целесообразно
включить принцип гармоничного использования на
уроке музыки всех видов музыкальной деятельности,
принцип музыкальной терапии, принцип
гармоничного единства функций музыкального
искусства; методы пассивного и активного
слушания музыки, индивидуальное, ансамблевое
хоровое пение, логоритмическую пластику
(сочетание ритмических движений с речью), драмотерапию
(исполнение, игра, действие), имаготерапия
(через проживание образа), психогимнастику, и
др., а так же приемы: «самоосознание себя
через музыку», «музыка в рисунке», «музыкальное
действо», «совместное музицирование»,
«музыкальный или изобразительный «автопортрет»,
«музыка тела», «мелодия речи».