Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:45, доклад
Большинство исследователей, изучающих проблему рождения музыки как вида искусств в обществе, приходят к общему мнению, что она родилась прежде всего как искусство коллективное (трудовые, обрядовые, праздничные песни и т.д.
Большинство
исследователей, изучающих проблему
рождения музыки как вида искусств
в обществе, приходят к общему
мнению, что она родилась прежде
всего как искусство
Существенным фактором развития музыки всегда выступали особенно одаренные личности. Такие лица, как правило, единицы, это люди необычного душевного склада, темпераментные, жизнерадостные и одержимые, влюбленные в музыку. Такие народные композиторы которые были всегда, выступали создателями прототипов и многих нынешних мелодий .... Творчество - дело сугубо индивидуальная, в начале любого произведения всегда стоит автор. Даже если песня благодаря устной традиции передается из поколения в поколение, то изменения к ней (совершенствования) вносят все равно отдельные люди, а не коллектив.
Но. кто бы там не стоял вначале создания того или иного музыкального произведения, люди всегда имели глубокую потребность музицировать коллективно.
Интересно, что когда при прослушивании музыкального произведения не ставится задача его как-то описать, зрительные ассоциации, с ним связанные, возникают значительно реже. Человек просто слушает музыку, погрузившись в собственные мысли, которые не всегда бывают подчинены хоть какой логике.
Как бы там ни было, можно сделать некоторый вывод - хотя люди и слушают музыку вместе, объединившись в определенном помещении, в определенной эстетически-функциональной ситуации, воспринимают они ее индивидуально. Даже если профессиональное ухо, при знакомстве с новым для него произведением и зафиксирует, например, его форму - то рондо, то сонатного аллегро. заметит огрехи в исполнении, и другие объективные факторы ее звучания. содержание музыки. ее глубинная сущность будет его личным достоянием, обогатит его музыкальный опыт.
А
все же главное в музыке ритм, и только
он один служит первым толчком к рождению
интонации, поскольку любая мелодия невозможна
без ритмической основы. Именно ритм является
основной, опираясь на которую и проходит
коллективное музицирование. Трудовые,
обрядовые, военные напевы в архаических
песнях имели четко выраженную активную,
даже агрессивную ритмическую основу.
Это - архетипические основы музыки, что
следуют из поколения в поколение почти
на генетическом уровне.
Подростку в адаптации к современным условиям обучения и жизнедеятельности во многом препятствуют жесткость, цинизм и агрессия
Ситуация осложняется тем, что педагоги, осуществляя профилактическую работу, направленную на предупреждение агрессии подростков, в большинстве случаев, рассматривают подростка с точки зрения его психофизических и социальных характеристик, оставляя без внимания наклонности, способности, интересы конкретного подростка.
Поэтому наиболее благоприятным пространством для работы по профилактике агрессивного поведения подростков является дополнительное образование, которое организуетсяна добровольной основе, обращается непосредственно к внутреннему миру подростка, способствует актуализации его интересов, способностей.
Среди
разнообразных направлений
В содержательном отношении нам наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах Холоповой В. Н., которая выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно- просветительскую, общественно- преобразующую, личностно- преобразующую.
С
позиции профилактики агрессивного
поведения подростка эти
Коммуникативная функция.. Воздействие музыкального искусства на агрессивного подростка носит двунаправленный характер — личностно- социальный, так как социальное, зафиксированное в конкретном музыкальном образце, в процессе восприятия произведение предстает в индивидуальных ощущениях подростка, тем самым приобретая повышенную личную убедительность.
Другой аспект реализации коммуникативной функции музыкального искусствав профилактике агрессивного поведения подростков связан с тем, что коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, совместное инструментальное музицирование) способствуют развитию чувства сопричастности подростков к общему делу,их единению, учат проявлять терпение по отношению друг к другу.
Функция отражения действительности. По мнению Холоповой В. Н., функция отражения действительности раскрывается в трех аспектах: как отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В соответствии с возрастными и личностными особенностями агрессивных подростков на музыкальных занятиях, направленных на профилактику агрессии подростков, педагогически целесообразно сделать акцент на раскрытии различных художественных идей, посредством чего может интенсифицироваться осознание подростками собственной агрессивности и принятия необходимости ее преодоления. Как справедливозамечают многие педагоги- музыканты, в числе которых Абдуллин Э. Б., Алиев Ю. Б.,достигается это через раскрытие связи музыки с жизнью, при том, что проявления связей могут быть самыми разнообразными, что обнаруживается как в программной музыке, так ив непрограммной музыке. Уместным примером здесь может послужить опера Дж.Верди «Риголетто»: главный герой, желая смерти врагу и решившись на его убийство, по воле судьбы становится убийцей своей дочери, открыв мешок с трупом и узнав в нем собственную дочь, Ригелетто кается в содеянном, понимая, что его злоба, ненависть стала причиной огромного горя, безвозвратной потери, одинокой старости.
Этическая функция.. Что касается этической функции музыки в профилактике агрессивного поведения подростков, то отечественное образование в своих основных концептуальных установках всегда исходило из признания высоких нравственных возможностей искусства, что нашло отражение в известном крылатом выражении А. С. Пушкина: «…и чувства добрыея лирой пробуждал». Такое понимание предназначения искусства присуще и отечественнымпедагогам- музыкантам, утверждавшим, например, что «прекрасное пробуждает доброе».
Эстетическая функция.. Музыкальное восприятие «трудного» подростка, опираясь не толькона музыкальный, но и на жизненный опыт, базируется на переживании, которое в своюочередь отражает содержание музыки и способствует осознанию ее ценности. Смещение ценностных ориентиров в сторону приятия таких ценностей как Красота, Тармонияво многом способствует нивелированию агрессивных тенденций в поведение подростков.
Познавательно- просветительская функция.. Раскрывая познавательно- просветительную (просветительскую) функцию музыки, Холопова В. Н. отмечает, что «музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестведокументов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах — историко- фактологическом, философско- мировоззренческом, этико- эмоциональном и т. д.».
Реализация данной функции в профилактике агрессивного поведения подростковв музыкальной деятельности находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают подростки на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретенииживого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого у агрессивногоподростка рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитымив процессе музыкально- творческой деятельности подростка как «композитора», исполнителяи слушателя. Накопление, фиксация представленных в подобных «документах» программ действий обеспечит нивелирование агрессивных тенденций в поведении учащихся подросткового возраста.
Общественно- преобразующая функция. Общественно-преобразующая функция музыкального искусства представлена как интегрирующая в себе все другие его функции.
Однако есть
основания говорить не только о общественно- преобразующей
функции музыкального искусства в аспекте профилактики
агрессивного поведения подростков, нои
функции личностно-
Личностно-преобразующая
функция.. Преобразующее воздействие
музыкального искусствана личность
Реализация
коммуникативной функции
Реализация функций музыкального искусства в профилактике агрессивного поведения подростков может осуществляться в условиях всех видов музыкальной деятельности. Так,в процессе слушания музыкальных произведений происходит полилог ученика с музыкой,с учителем, с другими учащимися, предлагая подростку, проявляющему агрессию по отношению к ближним, исполнение произведения в ансамбле или в оркестре, педагог тем самым подводит его к пониманию необходимости проявлять терпение, приобретать навыки сотрудничества, наконец, сочиняя музыкальное произведение, подросток обращаетсяк лучшим образцам музыкального искусства, которые в такой ситуации приобретают для него личностную значимость. Таким образом реализуется коммуникативная функция музыкального искусств в профилактике агрессивного поведения подростков и вытекает такая установка как принцип гармоничного использования на уроке музыки всех видов музыкальной деятельности.
Реализация личностно- преобразующей функции связана с принципом использования музыкальной терапии. Выделим несколько положений, которые связаны с его реализацией:
— урок музыки — это личностный тренинг для агрессивных подростков;
— музыкальный материал уроков включает в себя духовно наполненную, инструментальную классическую музыку, эмоциональный строй которой контрастен тревоге, беспокойству, опустошенности, то есть постоянным и хорошо знакомым чувствам агрессоров; значительно чаще используется музыка романтического созерцательного характера, чем патетическая, героическая, бравурная, другими словами, та, которая способна перевозбудить подростков, отрицательно сказаться на общем эмоциональном и душевном состоянии;
— привлекаемая вокально- хоровая музыка, способная не только в интонационно- образной, но и в вербальной форме воздействовать на агрессивного подростка, насколько это возможно, соответствует характеру прослушанных перед этим инструментальных произведений; подбор песенного материала должен быть тщательно продуман, так как «работать» и даватьтерапевтический эффект будут лишь те песни, которые понравятся подросткам и будутисполняться с удовольствием;
— словесно выраженное подростками при исполнении песни настроение, которым они прониклись во время слушания инструментального произведения, закрепляется в процессесочинения собственных музыкальных образцов.
Помимо принципа музыкальной терапии в аспекте профилактики агрессивного поведения подростков педагогически целесообразным становится принцип актуализации гармоничного единства функций музыкального искусства. Так, обращение подростков к категориям«прекрасное», «гармония», способствует развитию у учащихся эстетических чувств, оценок, встречи с прекрасным формируют универсальные общечеловеческие ценности, восприятие музыкального произведения как документа эпохи познавательно в историко-фактологическом, философско- мировоззренческом, этико-эмоциональном ракурсе,а включение в процессе музицирования всех сфер сознания подростка — эмоциональной, интеллектуальной, волевой — обеспечивает личностные преобразования подростка, ведущиек осознанию им необходимости преодоления агрессии.