Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:24, реферат
Современные историки и антропологи полагают, что к началу Великого оледенения физическое развитие человека закончилось, и он стал совершенствоваться социально. В это время начали развиваться навыки коллективного труда, устанавливалось общественное сознание, формировалась членораздельная речь, развивались и углублялись эмоции и чувства, крепла познавательная потребность и потребность в эстетическом освоении мира.
1. Введение
2. Обучение игре на духовых инструментах во времена античности
3. Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения
4. Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века
5. Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века
6. Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования
7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах
8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах.
В 1931 году при Московской консерватории была организована кафедра духовых инструментов, которую возглавил замечательный исполнитель–кларнетист, талантливый педагог, выдающийся методист, видный общественный деятель С.В. Розанов (1870–1937).
В 1935 году им опубликована методическая работа «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». Хотя в наши дни эта книга кажется устаревшей и несколько наивной, следует признать, что в ней заложены основы всей современной методики обучения.
С.В. Розанов выдвинул четыре основных принципа преподавания:
1)
Воспитывать не узкого
2)
В учебной работе опираться
на сознательное усвоение
3)
Использовать научные
4)
Обращаться к
В наше время любой заведующий кафедрой любого отечественного музыкального вуза может с полным основанием потребовать выполнения тех же четырёх принципов преподавания.[7]
7. Современная отечественная
методика обучения игре
на духовых инструментах
Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Блажевич, Б.А. Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А. Федотов, В.Н. Цыбин сформировали так называемую «психофизиологическую школу игры на духовых инструментах», основным требованием которой являлось сознательное отношение к исполнительскому процессу. Игра на духовых инструментах рассматривалась ими как сложный психофизиологический акт, управляемый высшей нервной деятельностью человека.
Методика
обучения игры на духовых инструментах
выработала особые художественные требования
к исполнителям: «ясность, глубина
и отчётливость звука, певучая кантилена,
яркая эмоциональность, простота и
искренность в выражении
Музыкальный авангардизм, существовавший с конца XIX века до последней четверти XX столетия, внёс необходимость совершенствовать исполнительские приёмы XIX века, а также дополнить методику обучения игре на духовых инструментах изучением новых, нетрадиционных исполнительских приёмов. К их числу относятся:
1. Перманентное (непрерывное) исполнительское дыхание;
2. Игра аккордами (многозвучие);
3.
Frullato на медных духовых
4.
Так назывемая «игра в
5. Четвертьтоновая альтерация;
6. Губная осцилляция;
7. Язычковое pizzicato на кларнете и саксофоне (slap-stick);
8. Хлопок ладонью по мундштуку медного духового инструмента;
9. Стук пальцем по клапану или корпусу инструмента;
10. Игра с недостающей деталью инструмента;
и многое другое.
В послевоенный период значительно повысился уровень исполнительского мастерства отечественных духовиков. Их достижения на Всемирных конкурсах и фестивалях – яркие страницы в истории мировой исполнительской культуры.
Исполнители на духовых инструментах стали чаще выступать в концертах с сольными программами и в ансамблях.
15
лучших исполнителей-духовиков
Этим успехам способствовали крупные достижения в области преподавания игры на духовых инструментах и методики. В XX веке было опубликовано много новой, интересной методической литературы, издано четыре сборника статей и очерков «Методика обучения игре на духовых инструментах» (один под редакцией Е.В. Назайкинского и три под редакцией Ю.А. Усова), появились в продаже и в библиотеках другие сборники, учебники и пособия. Книга А.А. Федотова «Методика обучения игре на духовых инструментах», изданная в 1975 году, оказала и продолжает оказывать по сей день положительное влияние на воспитание музыкантов разных поколений.[8,9]
8. Нерешенные проблемы
в методике обучения
игре на духовых
инструментах.
В современной методике обучения игре на духовых инструментах много нерешённых проблем:
1)
Методика обучения игре на
духовых инструментах плохо
2) Современная методика обучения игре на духовых инструментах рекомендует студентам развивать музыкальное мышление. Между тем, музыкальное мышление, как творческий процесс, не исследовано на теоретическом уровне и в настоящее время находится в стадии изучения. Педагогические рекомендации преподавателей–духовиков по этому вопросу чаще всего не опираются на науку, а основаны лишь на личном опыте;
3)
Отбирая учащихся для занятий
в классах духовых
4)
В современной методике
5)
В учебных заведениях страны
мало девушек обучается игре
на медных духовых
6) В некоторых консерваториях страны не ведётся обучение студентов-духовиков редакторской работе, их не учат самостоятельно сочинять каденции к исполняемым сочинениям, не учат делать переложения для своего инструмента;
7)
В наше время многие
Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Федотов, беседуя со студентами Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, справедливо подметил, что многие кларнетисты пользуются «опёртым дыханием» лишь во время игры cantilena, и «забывают» о нём, играя быструю музыку.
8) Некоторые молодые исполнители на духовых инструментах предпочитают пользоваться такими нотными изданиями, где приведено наибольшее число редакторских украшений и отступлений. Принцип один – чем их больше, тем лучше! Иногда такая практика служит попыткой скрыть с помощью внешних эффектов отсутствие глубокой мысли и недостаток исполнительской культуры.
9)
Характеризуя состояние
Список литературы:
1. Античная музыкальная эстетика. – М.: Музыка, 1960. стр.24-26.
2.
Березин В. Духовые
3.
Бёрни Ч. Музыкальные
4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. – М.: Музыка, 1973.стр.10-11.
5. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижёрское исполнительство. – М.: Музыка, 1975.стр.260-262.
6.
Левин С. Духовые инструменты
в истории музыкальной
7.
Музыкальная эстетика
8.
Усов Ю. Состояние методики
обучения игре на духовых
9.
Усов Ю. История
10.
Усов Ю. История зарубежного
исполнительства на духовых