Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:24, реферат
Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный
жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубе-
же 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуа-
лов и студенчества.
Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции лириками, на Руси — гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами и т. д.
В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников. Долгое время барды оставались бродячими артистами, лишь немногие из них становились придворными княжескими музыкантами в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.
1.Авторская
песня – направление
русской поэзии.
Авторская,
или бардовская, песня представляет
собой современный
жанр устной, так называемой поющейся,
поэзии, появившейся на рубе-
же 1950-1960-х годов в неформальной культуре
молодых интеллектуа-
лов и студенчества.
Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции лириками, на Руси — гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами и т. д.
В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников. Долгое время барды оставались бродячими артистами, лишь немногие из них становились придворными княжескими музыкантами в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.
Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре. Это внешние, но не всегда обязательные признаки жанра.
Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института (именно в этих последних и лежат истоки бардовской песни).
Смысл
авторской песни заключается
в утверждении свободного автор-
ского мироощущения, самостоятельной
жизненной позиции неподвластной
цензуре (греческое autos переводится как
«сам»). Каждой своей песней ав-
тор словно хочет сказать: «Это — мой крик,
моя радость и моя боль от со-
прикосновения с действительностью».Слова,
принадлежащие выдающемуся барду Булату
Шаловичу Окуджаве, наиболее точно выражают
сущность авторской песни, которая не
пишется по заказу, а рождается спонтанно
и является свободным выражением потребности
высказаться, поделиться наболевшим. Об
этом фраза из одной песни того же Окуджавы:
«Каждый пишет, как он дышит, не стараясь
угодить...» Авторская песня насквозь пронизана
личностным началом, которое определяет
все – от
Содержания песни до манеры ее преподнесения,
от сценического облика автора-исполнителя
до характера лирического героя. Таким
образом, современная поющаяся поэзия
представляется глубоко интимным, в некоторой
степени даже исповедальным искусством,
в котором мера доверия и открытости превосходит
нормы, допустимые в профессиональном
творчестве.
Авторская
песня в комплексном смысле –
это многогранное социокультурное
явление, в известной мере – общественное
движение 50 – 90-х годов хх века. Ее роль
в истории русской интеллигенции бесспорна.
2.Своеобразие
авторской песни.
А) В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства . Следовательно аудитория, ее состав, настрой и даже размеры являются важной составляющей жанра бардовской песни. Автор-исполнитель предстает неотделимой частью этой аудитории, его отношения со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не демонстрирует себя и свое творчество, он не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию.
Атмосфера взаимопонимания и доверия, возникающая в ходе подобного разговора, переживаемое слушателями чувство общности и единения с другими людьми является одним из главных признаков авторской песни, делающим ее особой «формой духовного общения единомышленников», как говорил Б. Окуджава.
Авторскую
песню, зародившуюся в тесных дружеских
компаниях, вернее было бы назвать не
концертным, а бытовым музыкальным
жанром. ведь с самого начала она
была рассчитана на теплоту неформального
общения в кругу «избранных».
Этим объясняются некоторые
Б) Авторская песня – одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.
Личностный
характер песен, невостребованность среди
широкой публики, а также способность
объединять вокруг себя круг неравнодушных
к происходящему, прогрессивно мыслящих
людей — все это сделало
бардовскую песню не столько художественно-эстетическим,
сколько социокультурным явлением и предопределило
ее особую роль, которую она сыграла в
процессе смены ценностных ориентаций
1950-1970-х годов.
Точнее сказать, авторская песня была
порождена этим процессом и стала одной
из наиболее действенных форм самосознания
и самовыражения социально-активного
поколения «шестидесятников». Всплеск
творчества поющих поэтов на Западе —
таких, как Жорж Брассенс, Жак Брель, Боб
Дилан, Джоан Баэз, Джон Леннон, Фил Охз,
— пришелся на период роста антивоенных
настроений и студенческих волнений. Однако
особого внимания заслуживает творчество
отечественных бардов. Формирование авторской
песни в России совпало по времени с хрущевской
«оттепелью», периодом начавшегося тогда
процесса реабилитации личности, превращения
бездумных «винтиков» государственной
машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов,
готовых взять на себя ответственность
как за свои действия, так и за судьбы мира,
за все происходящее вокруг. С этим процессом
тесно связано широкое распространение
среди молодых интеллектуалов так называемых
дружеских компаний, внутренне свободных,
небольших групп, спаянных общими интересами
и межличностными отношениями, которые
противопоставлялись официальным формам
коллективности. В этих объединениях создавались
подходящие условия для становления и
реализации личностных качеств, не находивших
применения в общественной жизни. Вероятно,
характерный для России 1960-х годов всплеск
самодеятельного туризма и альпинизма
был обусловлен все теми же потребноcтями
реализации личностных качеств, а не неожиданно
проснувшейся тягой к познанию красот
природы. Вдали от городского шума и привычной
суеты, в неординарных, порой даже экстремальных
условиях проверялась на прочность и верность
избранным принципам дружеская компания
и каждый входящий в нее человек. Именно
об этом говорится в одной из известнейших
песен Владимира Высоцкого: «Кто здесь
не бывал, кто не рисковал, тот сам себя
не испытал, пусть даже внизу он звезды
хватал с небес». И отнюдь не охотой «за
туманом и за запахом тайги» объясняется
распространенная среди молодежи тех
лет тяга к перемене мест и жизненных обстоятельств,
стремление к первопроходничеству в широком
смысле слова, к знакомству с новыми людьми,
уводившее многих в геологические экспедиции
и туристические походы. Молодые, прогрессивно
мыслящие романтики старались таким образом
познать себя и обрести свой круг преданных
друзей. В таких дружеских компаниях, связанных
общностью мировоззрения, существовали
свои законы, отличные от общепринятых
нормы поведения и система ценностей,
сложившаяся в ходе ожесточенных споров
отцов и детей, физиков и лириков, романтиков
и практиков.
Противопоставляя официальным коллективным
организациям свой союз самоценных свободолюбивых
личностей, а жесткой иерархической структуре,
дисциплине и догматизму — дружбу, верность,
нетерпимость к фальши и ответственность,
поколение «шестидесятников» стремилось
доказать всему миру истинность своих
суждений, своего образа жизни.
Тем не менее, основной формой группового
самосознания явилась авторская песня
с ее доверительной интонацией, выразившей
эмоциональную доминанту нового кодекса
поведения, и мыслью, почерпнутой из «молодой
поэзии».
В) Авторская песня глубоко укоренена в поэтической традиции. Так называемая «примитивность» бардовского искусства – не что иное, как традиционность. Жанр песни, как известно требует простоты. Духу песни как нельзя более соответствует прекрасная ясность классического стиха.
В образности, в синтаксисе, в ритмике авторская песня идет за классической поэзией. Оттого, я думаю, столь органично сочетание музыки и слова в песнях «В кругу миров…» (А.Суханов – И.Анненский), «Вот и лето прошло…» (В.Берковский – А.Тарковский), «Дорога – разлука» (В.Мищук – Н.Рубцов) и во многих других.
Г) Авторская песня рождена романтической
эпохой и несет в себе отсвет романтической
культуры. В развитии авторской песни
выделяют несколько этапов. Первый из
них, пронизанный романтическими идеалами,
соответствующими не по возрасту слушателей,
но и настроениям всего общества, длился
примерно до середины 1960-х годов. Несомненным
лидером этого периода был певец «детей
Арбата» Булат Шалвович Окуджава.
Происходившие в годы «оттепели» события—
развенчивание культа та личности, крушение
старых догм, a также изменения во всех
сферах жизни — порождали надежды на восстановление
нарушаемой на протяжении долгих лет справедливости
и веру в светлое будущее.
Практически все представители мыслящей
интеллигенции, и в первую очередь молодежь,
пребывали в состоянии радостной эйфории-ожидания
перемен к лучшему. Авторская песня не
могла никак не реагировать на всеобщее
настроение социального оптимизма, в этом
истоки ее светлого мироощущения, лиризма,
беззлобного юмора и напевная, романсная
по происхождению интонация.
И все же
главной сферой реализаций романтических
устремлений общества была так называемая
песня странствий, центральными образами-мифологемами
которой являлись образы друга или дружбы
и дороги как линий жизни, как пути испытаний
и надежд, пути к познанию себя, пути в
неизведанное.
«Песня странствий», называемая иногда
«туристской», что не совсем верно, охватывала
многие жанры — от философской лирики
до веселой шутки, от незамысловатой костровой
песни до хрупких романтических фантазий
Новеллы Николаевны Матвеевой. В сборниках
лирики и песен этой знаменитой поэтессы
(«Кораблик», 1963; «Душа вещей», 1966; «Ласточкина
школа», 1973; «Река», 1978 и др.) романтические
фантазии органично сочетаются с поэтизацией
обеденной жизни, создавая проникновенные,
полные реализма образы. На данном этапе
бардовская песня не выходила за рамки
породившей ее среды и передавалась от
одной дружеской компании к другой либо
в магнитофонных записях, либо в устной
форме.
На исполнение своих произведений для
широкой публики авторы решались очень
редко, поэтому песни пелись почти исключительно
«в своем кругу»— в самодеятельных студенческих
«обозрениях», «капустниках» творческой
интеллигенции, а также на туристических
слетах, постепенно превращавшихся в фестивали
авторской песни. Заметим, что один из
самых известных и авторитетных бардовских
фестивалей, так называемый Грушинский,
уходит корнями именно во времена подобных
туристических слетов.
В те времена власти относились к авторской
песне как к чему-то незначительному и
считали ее проявлением самодеятельного
творчества, неотъемлемой частью интеллигентского
и студенческого быта. В действительности
так оно и было, поскольку ни своим содержанием,
ни внутренним строем, ни характером воздействия
на человека бардовская музыка не причиняла
беспокойства властям. В результате всего
происходящего неофициальная культура,
наполнившаяся богатым содержанием, стала
практически единственным островком духовной
свободы. В эту ставшую «катакомбной»
культуру были перенесены поруганные
идеалы и духовные ценности, именно здесь
нашли спасение интеллектуалы-шестидесятники.
Бардовская песня, свободная по своей
природе, превратилась в неотъемлемую
часть этой культуры, стала главным средством
проявления демократических устремлений
прогрессивно мыслящих людей
Д) Авторская песня живет в контексте мировой культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох. Одно из удивительных свойств авторской песни как жанра – способность оказываться кстати при разговоре о том или ином явлении духовной культуры.
Во-первых, изображение, например, гражданской войны в литературе 20-30-х годов может быть сопоставлено с тем, как говорят о тех же событиях наши современники ( И. Бабель в «Конармии» и В. Мищук в песенном цикле «Крымский вальс». Столь же серьезный повод для размышления дают песни В Высоцкого о Великой Отечественной войне.
Во-вторых, героем авторской песни нередко оказывается писатель, поэт или литературный персонаж. Особое место в ряду бардов, пишущих о литературе, принадлежит А. Городницкому. В его стихах и песнях перед читателями и слушателями оживают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Вяземский, Карамзин.В авторских песнях обретают вторую жизнь литературные персонажи. Множество сказочных героев населяет песню Ю. Кукина «Старый сказочник».
Е) Главный критерий, отличающий авторскую песню от эстрадной – критерий духовной и психологической искренности. В настоящее время достаточно четко выделились основные течения и тематика этого жанра:
Романтик строгого века
Юрий Визбор
Юрий Визбор (1934 – 1984) родился в Москве, жил в районе Сретенки. Уже в зрелом возрасте Визбор нашел себя как киноактер, исполнив роли в фильмах таких разных режиссеров, как Д. Асанова, М Калатозова, Г. Панфилова и др. Широкую известность принесла ему роль Бормана в телесериале Т.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Выступал Визбор и в качестве киносценариста, автора ряда театральных пьес. Увлекался живописью. Был снят документальный фильм «Мурманск – 198» по сценарию Визбора. Впоследствии фильм получил премию на одном из международных фестивалей.
Не по наслышке знал романтику альпинизма: именно Визбору суждено было создать самую знаменитую из альпинистских песен – «Домбайский вальс». Его последняя песня «Этот белый в снегах горнолыжный лицей…» теперь ежедневно звучит в альплагере «Цей» как память о человеке, который дарил людям радость общения, устраивал «праздники из буден». Его именем названа вершина на Памире.
Бестцеллерами стали многочисленные сборники произведений Визбора. Тремя изданиями вышла книга «Я сердце оставил в синих горах», дважды издана книга «Верю в семиструнную гитару». А главное песни Визбора поют и слушают в молодежных компаниях.
Человек универсального склада, страстный жизнелюб, Визбор ушел из жизни рано. В 1982 году он написал печальную, но полную веры в торжество истинных ценностей песню памяти Владимира Высоцкого, а всего лишь три года спустя Александр Городницкий сложил печальные строки о самом Визборе:
…Нас не вспомнят в избранном-
Мы писали плохо…
Нет печальней участи
Первых петухов.
Вместе с Юрой Визбором
Кончилась эпоха-
Время нашей юности,
Песен и стихов.
Отвергая
слова, утратившие смысл, Визбор нашел
слово, вызывающее у самых разных людей
абсолютное человеческое доверие.
Каждый пишет, как он слышит.
Булат Окуджава
Один из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, признанный основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, на улице Большая Молчановка. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово.
В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. В карагандийский лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа».
После окончания университета Окуджава работал учителем литературы, а в 1956 году в Калуге вышел его первый сборник «Лирика». Выступления Окуджавы начинают записывать на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала повседневная жизнь. Окуджава, как и абсолютное большинство его современников, отдал дань политическим иллюзиям конца пятидесятых годов. Честное стремление поэта найти духовную опору в советской истории, в романтике военных лет, в оптимистических ожиданиях «оттепельной поры» после ХХ съезда сочеталось в его сознании с трезвым пониманием реальной жизни и бездумной «веры в светлое будущее».