Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:50, курсовая работа
Карл Орф- немецкий композитор ХХ века, педагог, один из крупнейших мастеров современного музыкального театра.
Кантата «Кармина Бурана» - самое популярное сочинение Орфа, которое он считал началом своего творческого пути: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». (О. Леонтьева «Карл Орф» с. 21) Авторское определение жанра (на латыни) типично для Орфа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Творческий портрет К. Орфа……………………………………..стр. 4
Глава 2. История создания и краткая характеристика сценической кантаты «Кармина Бурана»…….……………………………………………………стр. 7
Глава 3. Анализ №6 Tanz…………………………………………………..стр.10
Глава 4. Анализ №7 Floret silva…………………………………………....стр. 13
Заключение…………………………………………………………............стр. 16
Список используемой литературы………………………………… ……..стр. 17
Следующий эпизод звучит в нюансе piano, что указывает на контраст с рефреном. Состав оркестра остается таким же (только струнные инструменты). Эпизод состоит из 10 тактов. Мелодия передается солистам- первым скрипкам. В мелодии используются поступенное движение вниз и вверх. Штрих мелодии - это акцентирование и маркатирование. Аккомпанемент исполняется в штрихе Spiccato- штрих, применяющийся при игре на струнных смычковых инструментах. Относится к группе "прыгающих" штрихов. При Spiccato звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. Штрих передает характер в этом эпизоде. Он становится легким и прозрачным. В аккомпанементе идет перекличка в разных инструментах на одной ноте «до». (15-24 такт). В этом проведении появляется плагальность. Почти до самого конца этого проведения слышно чередования субдоминантовой и тонической функции, лишь в последних двух тактах появляется доминантовые звуки в мелодии (23-24 такт). Далее опять возвращается «рефрен», в такой же динамике и изложении (25-34 такт).
Далее звучит средний раздел. Его композитор поручает своему любимому инструменту- флейте соло и литаврам. Здесь он указывает агогическую пометку- un poco piu lento, что обозначает «не много более протяжно». Раздел состоит из 20 тактов и делится на 2 предложения полностью повторные. Начинается с четвертного затакта с небольшим замедлением у флейты. Но к первой доле возвращается исходный темп, и подключаются литавры. Склад мелодии практически идентичен мелодии «рефрена». Где размер кратен четвертям мелодия звучит на одной высоте. Наиболее сложное ритмически место- это 37 и 41 такты, так как литавры играют тут в синкопу. После этого следует небольшая цезура и ход шестнадцатыми, который в точности повторяется у скрипок и альтов (42-43 такт). Заканчивается на квартовом ходе литавр. Композитор, как и в «рефрене» использует автентические обороты.
После среднего раздела звучит видоизмененная реприза. По музыке она полностью идентична, но по составу оркестра изменяется. Темп увеличивается – четверть равна 138. По сравнению с первым и вторым проведением «рефрена» здесь мелодия переходит в партию валторн и тромбонов, а партия альтов переходит в партию литавр. С добавлением новых тембров звучание изменяется, становится ярким и насыщенным. Струнный аккомпанемент не остается прежним - композитор усиливает синкопами. После каждого взятого аккорда следует пауза. Далее следует измененный плагальный эпизод, который звучал в первой части номера. Валторны продолжают ввести мелодию в терцию, струнный оркестр аккомпанирует насыщенно - у них меняется штрих и нюанс (p- заменяется на ff). На каждое повторение субдоминантовой функции ее усиливают тромбоны и литавры (65, 67 и 69 такты).
В 75 такте возвращается
«рефрен». Теперь
тема звучит у
флейт и труб. Немного
изменяется темп. К.
Орф делает пометку
piu mosso- более подвижно.
Это можно объяснить
тем, что пляс и веселье
усиливается. В оркестре
добавляются деревянно-духовые
инструменты, а так же
тарелки и большой барабан.
Струнные не играют
до 88 такта. Изменяется
«рефрен» только к 83
такту - ход у флейт и
труб (ми-соль-ре) повторяется 4
раза. Что можно объяснить
тем, что веселье не
заканчивается и сохраняется
до конца номера. Заканчивается
номер восходящим ходом
по тоническому секстаккорду
у деревянно-духовых,
медных и колокольчиков.
И на фоне верхнего звука
этого хода звучит поступенное
движение шестнадцатыми
(ми-фа-ми-ре-до) у струнных,
литавр и барабана. Так
заканчивается шестой
номер кантаты «Кармина
Бурана».
Глава 4.
Анализ №7 «Floret silva» сценической кантаты «Кармина Бурана».
Седьмой номер кантаты является продолжением второй картины первой части. Этот номер навеян образами природы, а так же тоской о возлюбленном. Перевод номера следующий –
Леса цветут
буйным цветом.
(Малый хор)
Он покинул меня,
где же мой друг?
увы, кто же будет любить меня?
(Хор)
Леса распускаются,
я — плачу о своём возлюбленном, это во мне.
(Малый хор)
Будит воспоминания всё, что было,
почему мой возлюбленный так далеко?
Он уехал,
увы, кто же будет любить меня?
Номер написан в светлой тональности- G-dur. Темп весьма скорый - четверть равна 176. Начинается в tutti оркестра и хора в нюансе f. Первое предложение состоит из 9 тактов. Его можно разделить на две фразы. Интонационно они очень похожи. Функционально К. Орф использует полный оборот. Движение идет половинками с точкой. Хор полностью дублирует деревянных-духовых. У струнных ярко выраженная мелодия. Их партии написаны мелкими длительностями- восьмыми. Медные инструменты подчеркивают функцию. Трубы и тромбоны вступают почти всегда в сильную долю, а валторны - в слабую. Появляется бубен. В шестом такте все замолкают и остаются только первые и вторые скрипки. У них звучит поступенный акцентированный ход в терцию (6 такт). С вниманием нужно отнестись к 4 такту. Здесь происходит смена размера, а в пятом опять возвращается к исходному. Во второй фразе в оркестре кардинально ни чего не меняется, в хоре происходит изменения с переменной размера (7-9 такт).
Следующий эпизод контрастирует в динамическом плане- f сменяется на p. Деревянно-духовая группа выдерживает длинные звуки и переходит лишь на последней доле двух четвертного такта. Струнные инструменты и валторны вступают только на последнюю долю двух четвертного такта. Поэтому фактура становится легкой и прозрачной (10-15 такт). В хоре мелодия в терцию звучит у женских голосов, а мужские голоса весь эпизод выдерживают квинтовый интервал между собой. В этом месте происходит чередование метра – трехдольный сменяется двудольным. Далее происходит смена метра на четырехдольный. Мелодия проходит у флейты гобоя и женского хора. А кларнет, валторна , высокие струнные и бубенчики вступают на слабую долю придавая этому особый колорит (16 такт). В 17 такт полностью повторяет 16, только звучит как эхо. В 18 такте четкая смена функции слышна квартовыми переходами у низких струнных, литавр и труб. Остальные партии вступают в слабую долю (18-23 такт). В хоре - в сильную долю вступает только тенор, а остальные голоса вторят ему. Один ритмический и интонационный рисунок повторяется три раза. Этот раздел заканчивается унисонным выразительным терцовым ходом у флейт и гобоев. Их последний унисон зависает в воздухе как знак вопроса.
Далее происходит смена темпа, нюанса и размера. Темп становится медленнее. Движение идет половинками. Половинка равна 66. Размер сменяется на 4/2. А нюанс меняется на piano. Роль аккомпанемента переходит в струнный оркестр. Где первые скрипки полностью дублируют малый хор, который двигается половинками терцовыми ходами. А вторые скрипки, альты и виолончели заполняют эти половинки четвертями. В этом разделе остается только малый хор – женский (28-30 такт). Далее сдвигается темп- композитор указывает пометку- poco piu mosso (немного более подвижно). Оркестровый аккомпанемент повторяется, как и в 18 такте. В мелодии хора используется скачок на нону у сопрано и на септиму у альтов. Эта комбинация повторяется 2 раза. Далее с 35 такта идет полная реприза, которая лишь в конце изменяется - слова «meus amicus» повторяются 3 раза и в 44 такте появляется возглас «Ah» в октавный унисон у хора, который дублируется у флейты и кларнета.
Далее следует
следующий раздел
символизирующий
топот коней. Увеличивается
темп- половинка с точкой
равна 84. Возвращается
размер ¾. Изменяется
нюанс- ff. Начало раздела
звучит у струнных инструментов,
причем каждая первая
восьмая подчеркивается
акцентом (48-49 такт).
Струнные передают свою
мелодию литаврам. С 51
по58 такт звучит соло
литавр на фоне хора
и струнного оркестра.
С 57 такта метр уплотняется
и становится в два раза
крупнее (3/4 сменяются
на 3/2). Сложность в партии
тенора заключается,
как и в ритмическом
плане – это синкопированность
и проговаривание мелких
длительностей, в интонационном
плане при большом dim.
Удержаться на одной
ноте, так и в динамическом
плане- с forte придти на
ppp. Далее мелодия переход
в женский хор. Движение
идет поступенно вниз
трезвучиями в нюансе
pp в конце с небольшим
замедлением. Аккомпанирует
хору в этом фрагменте
только валторны, долго
удерживая один звук.
Этим К. Орф добивается
нежности и легкости
в звучании этого эпизода.
Далее звучит повторение
начала 3 раздела только
в оркестровом изложении.
Изменяется окончание,
после последнего такта
с размером 3/2 звучит
¾ такт в таком же изложении
и после четвертной
паузы появляется легкий
тонический квартсекстаккорд
дублируемый в хоре
и в оркестре. Далее
идет полное повторение
первой части только
с другими словами. Можно
сказать, что седьмой
номер кантаты «Кармина
Бурана» заканчивается
вопросом.
Заключение.
Проанализировав шестой и седьмой номера кантаты «Кармина Бурана», можно сделать следующие выводы.
Оркестровка «Кармина Бурана» чрезвычайно колоритна. И эта колоритность, как ни странно, достигается экономным применением оркестровых средств.
Функции оркестра разнообразны. Партия оркестра может выступать в качестве поддержки хоровых партий, а также быть тематически самостоятельной, имеющей собственный рельеф и фон. Оркестр носит выразительную функцию.
Таким образом,
кантата «Кармина Бурана»
подтверждает величайшее
мастерство К. Орфа в
области жанра сценической
кантаты.
Данная работа
может послужить
материалом для дальнейшего
знакомства с творчеством
К. Орфа, а также, может
быть полезна студентам
дирижёрско-хорового
отделения, находящимся
в процессе работы над
данным сочинением.
Список
используемой литературы.
Приложение.
Нотные примеры.
Информация о работе Анализ № 6 и 7 сценической кантаты "Кармина Бурана" Карла Орфа