Анализ № 6 и 7 сценической кантаты "Кармина Бурана" Карла Орфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Карл Орф- немецкий композитор ХХ века, педагог, один из крупнейших мастеров современного музыкального театра.
Кантата «Кармина Бурана» - самое популярное сочинение Орфа, которое он считал началом своего творческого пути: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». (О. Леонтьева «Карл Орф» с. 21) Авторское определение жанра (на латыни) типично для Орфа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Творческий портрет К. Орфа……………………………………..стр. 4
Глава 2. История создания и краткая характеристика сценической кантаты «Кармина Бурана»…….……………………………………………………стр. 7
Глава 3. Анализ №6 Tanz…………………………………………………..стр.10
Глава 4. Анализ №7 Floret silva…………………………………………....стр. 13
Заключение…………………………………………………………............стр. 16
Список используемой литературы………………………………… ……..стр. 17

Работа содержит 1 файл

Курсовая на втором курсе.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

       Следующий эпизод звучит в нюансе piano, что указывает на контраст с рефреном. Состав оркестра остается таким же (только струнные инструменты). Эпизод состоит из 10 тактов. Мелодия передается солистам- первым скрипкам. В мелодии используются поступенное движение вниз и вверх. Штрих мелодии - это акцентирование и маркатирование. Аккомпанемент исполняется в штрихе Spiccato- штрих, применяющийся при игре на струнных смычковых инструментах. Относится к группе "прыгающих" штрихов. При Spiccato  звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. Штрих передает характер в этом эпизоде. Он становится легким и прозрачным. В аккомпанементе идет перекличка в разных инструментах на одной ноте «до». (15-24 такт). В этом проведении появляется плагальность. Почти до самого конца этого проведения слышно чередования субдоминантовой и тонической функции, лишь в последних двух тактах появляется доминантовые звуки в мелодии (23-24 такт). Далее опять возвращается «рефрен», в такой же динамике и изложении (25-34 такт).

       Далее звучит средний раздел. Его композитор поручает своему любимому инструменту- флейте соло и литаврам. Здесь он указывает агогическую пометку- un poco piu lento, что обозначает «не много более протяжно». Раздел состоит из 20 тактов и делится на 2 предложения полностью повторные. Начинается с четвертного затакта с небольшим замедлением у флейты. Но к первой доле возвращается исходный темп, и подключаются литавры. Склад мелодии практически идентичен мелодии «рефрена». Где размер кратен четвертям мелодия звучит на одной высоте. Наиболее сложное ритмически место- это 37 и 41 такты, так как литавры играют тут в синкопу. После этого следует небольшая цезура и ход шестнадцатыми, который в точности повторяется у скрипок и альтов (42-43 такт). Заканчивается на квартовом ходе литавр. Композитор, как и в «рефрене» использует автентические обороты.

       После среднего  раздела звучит  видоизмененная реприза. По музыке она полностью идентична, но по составу оркестра изменяется. Темп увеличивается – четверть равна 138. По сравнению с первым и вторым проведением «рефрена» здесь мелодия переходит в партию валторн и тромбонов, а партия альтов переходит в партию литавр. С добавлением новых тембров звучание изменяется, становится ярким и насыщенным. Струнный аккомпанемент не остается прежним -  композитор усиливает синкопами. После каждого взятого аккорда следует пауза.  Далее следует измененный плагальный эпизод, который звучал в первой части номера. Валторны продолжают ввести мелодию в терцию, струнный оркестр аккомпанирует насыщенно - у них меняется штрих и нюанс (p- заменяется на ff). На каждое повторение субдоминантовой функции ее усиливают тромбоны и литавры (65, 67 и 69 такты).

       В 75 такте возвращается  «рефрен». Теперь  тема звучит у  флейт и труб. Немного изменяется темп. К. Орф делает пометку piu mosso- более подвижно. Это можно объяснить тем, что пляс и веселье усиливается. В оркестре добавляются деревянно-духовые инструменты, а так же тарелки и большой барабан. Струнные не играют до 88 такта. Изменяется «рефрен» только к 83 такту - ход у флейт и труб (ми-соль-ре) повторяется 4 раза. Что можно объяснить тем, что веселье не заканчивается и сохраняется до конца номера. Заканчивается номер восходящим ходом по тоническому секстаккорду у деревянно-духовых, медных и колокольчиков. И на фоне верхнего звука этого хода звучит поступенное движение шестнадцатыми (ми-фа-ми-ре-до) у струнных, литавр и барабана. Так заканчивается шестой номер кантаты «Кармина Бурана». 

            
 
 
 
 
 
 

Глава 4.

Анализ  №7 «Floret silva» сценической кантаты «Кармина Бурана».

       Седьмой номер кантаты является продолжением второй картины первой части. Этот номер навеян образами природы, а так же тоской о возлюбленном. Перевод номера следующий –

Леса  цветут

буйным  цветом.

(Малый  хор)

Он  покинул меня,

где же мой друг?

увы, кто же будет любить меня?

(Хор)

Леса  распускаются,

я — плачу о своём  возлюбленном, это  во мне.

(Малый хор)

Будит воспоминания всё, что  было,

почему  мой возлюбленный так далеко?

Он  уехал,

увы, кто же будет любить меня?

       Номер написан в светлой тональности- G-dur. Темп весьма скорый - четверть равна 176. Начинается в tutti оркестра и хора в нюансе f. Первое предложение состоит из 9 тактов. Его можно разделить на две фразы. Интонационно они очень похожи. Функционально К. Орф использует полный оборот. Движение идет половинками с точкой. Хор полностью дублирует деревянных-духовых. У струнных ярко выраженная мелодия. Их партии написаны мелкими длительностями- восьмыми. Медные инструменты подчеркивают функцию. Трубы и тромбоны вступают почти всегда в сильную долю, а валторны - в слабую. Появляется бубен.  В шестом такте все замолкают и остаются только первые и вторые скрипки. У них звучит поступенный акцентированный ход в терцию (6 такт). С вниманием нужно отнестись к 4 такту. Здесь происходит смена размера, а в пятом опять возвращается к исходному. Во второй фразе в оркестре кардинально ни чего не меняется, в хоре происходит изменения с переменной размера (7-9 такт).

Следующий эпизод контрастирует  в динамическом плане- f сменяется на p. Деревянно-духовая группа выдерживает длинные звуки и переходит лишь на последней доле двух четвертного такта. Струнные инструменты и валторны вступают только на последнюю долю двух четвертного такта. Поэтому фактура становится легкой и прозрачной (10-15 такт). В хоре мелодия в терцию звучит у женских голосов, а мужские голоса весь эпизод выдерживают квинтовый интервал между собой. В этом месте происходит чередование метра – трехдольный сменяется двудольным. Далее происходит смена метра на четырехдольный. Мелодия проходит у флейты гобоя и женского хора. А кларнет, валторна , высокие струнные и бубенчики вступают на слабую долю придавая этому особый колорит (16 такт). В 17 такт полностью повторяет 16, только звучит как эхо. В 18 такте четкая смена функции слышна квартовыми переходами у низких струнных, литавр и труб. Остальные партии вступают в слабую долю (18-23 такт). В хоре - в сильную долю вступает только тенор, а остальные голоса вторят ему. Один ритмический и интонационный рисунок повторяется три раза. Этот раздел заканчивается унисонным выразительным терцовым ходом у флейт и гобоев. Их последний унисон зависает в воздухе как знак вопроса.

       Далее происходит  смена темпа, нюанса и размера. Темп становится медленнее. Движение идет половинками. Половинка равна 66. Размер сменяется на 4/2. А нюанс меняется на piano. Роль аккомпанемента переходит в струнный оркестр. Где первые скрипки полностью дублируют малый хор, который двигается половинками терцовыми ходами. А вторые скрипки, альты и виолончели заполняют эти половинки четвертями. В этом разделе остается только малый хор – женский (28-30 такт). Далее сдвигается темп- композитор указывает пометку- poco piu mosso (немного более подвижно). Оркестровый аккомпанемент повторяется, как и в 18 такте. В мелодии хора используется скачок на нону у сопрано и на септиму у альтов. Эта комбинация повторяется 2 раза. Далее с 35 такта идет полная реприза, которая лишь в конце изменяется - слова «meus amicus» повторяются 3 раза и в 44 такте появляется возглас «Ah» в октавный унисон у хора, который дублируется у флейты и кларнета.

       Далее следует  следующий раздел  символизирующий  топот коней. Увеличивается темп- половинка с точкой равна 84. Возвращается размер ¾. Изменяется нюанс- ff. Начало раздела звучит у струнных инструментов, причем каждая первая восьмая подчеркивается акцентом (48-49 такт). Струнные передают свою мелодию литаврам. С 51 по58 такт звучит соло литавр на фоне хора и струнного оркестра. С 57 такта метр уплотняется и становится в два раза крупнее (3/4 сменяются на 3/2). Сложность в партии тенора заключается, как и в ритмическом плане – это синкопированность и проговаривание мелких длительностей, в интонационном плане при большом dim. Удержаться на одной ноте, так и в динамическом плане- с forte придти на ppp. Далее мелодия переход в женский хор. Движение идет поступенно вниз трезвучиями в нюансе pp в конце с небольшим замедлением. Аккомпанирует хору в этом фрагменте только валторны, долго удерживая один звук. Этим К. Орф добивается нежности и легкости в звучании этого эпизода. Далее звучит повторение начала 3 раздела только в оркестровом изложении. Изменяется окончание, после последнего такта с размером 3/2 звучит ¾ такт в таком же изложении и после четвертной паузы появляется легкий тонический квартсекстаккорд  дублируемый в хоре и в оркестре. Далее идет полное повторение первой части только с другими словами. Можно сказать, что седьмой номер кантаты «Кармина Бурана» заканчивается вопросом.  
 
 
 

Заключение. 

          Проанализировав  шестой и седьмой номера кантаты «Кармина Бурана», можно сделать следующие выводы.

          Оркестровка «Кармина  Бурана» чрезвычайно  колоритна. И эта колоритность, как ни странно, достигается экономным применением оркестровых средств.

          Функции оркестра  разнообразны. Партия  оркестра может выступать в качестве поддержки хоровых партий, а также быть тематически самостоятельной, имеющей собственный рельеф и фон. Оркестр носит выразительную функцию.

          Таким образом,  кантата «Кармина Бурана» подтверждает величайшее мастерство К. Орфа в области жанра сценической кантаты.  

          Данная работа  может послужить  материалом для дальнейшего знакомства с творчеством К. Орфа, а также, может быть полезна студентам дирижёрско-хорового отделения, находящимся в процессе работы над данным сочинением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

  1. Живов В. Исполнительский  анализ хорового произведения. Москва, 1987 год
  2. Леонтьева М. «К. Орф». Москва 1964 год
  3. Орехов В. Перевод на русский язык либретто сценической кантаты «Кармина Бурана». Москва, 2009 год
  4. Пистон У. Оркестровка. Советский композитор, 1990 год
  5. Советская музыка, 1963 год, №7. Леонтьева «Карл Орф»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение.

  Нотные примеры.

Информация о работе Анализ № 6 и 7 сценической кантаты "Кармина Бурана" Карла Орфа