Анализ № 6 и 7 сценической кантаты "Кармина Бурана" Карла Орфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Карл Орф- немецкий композитор ХХ века, педагог, один из крупнейших мастеров современного музыкального театра.
Кантата «Кармина Бурана» - самое популярное сочинение Орфа, которое он считал началом своего творческого пути: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». (О. Леонтьева «Карл Орф» с. 21) Авторское определение жанра (на латыни) типично для Орфа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Творческий портрет К. Орфа……………………………………..стр. 4
Глава 2. История создания и краткая характеристика сценической кантаты «Кармина Бурана»…….……………………………………………………стр. 7
Глава 3. Анализ №6 Tanz…………………………………………………..стр.10
Глава 4. Анализ №7 Floret silva…………………………………………....стр. 13
Заключение…………………………………………………………............стр. 16
Список используемой литературы………………………………… ……..стр. 17

Работа содержит 1 файл

Курсовая на втором курсе.doc

— 94.00 Кб (Скачать)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

Глава 1. Творческий портрет К. Орфа……………………………………..стр. 4

Глава 2. История создания и краткая характеристика сценической кантаты «Кармина Бурана»…….……………………………………………………стр. 7

Глава 3. Анализ №6 Tanz…………………………………………………..стр.10

Глава 4. Анализ №7 Floret silva…………………………………………....стр. 13

Заключение…………………………………………………………............стр.  16

Список  используемой литературы………………………………… ……..стр. 17 Приложение: нотные примеры…………………………………….............стр. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Карл Орф- немецкий композитор ХХ века, педагог, один из крупнейших мастеров современного музыкального театра.

Кантата «Кармина Бурана» - самое популярное сочинение Орфа, которое он считал началом своего творческого пути: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». (О. Леонтьева «Карл Орф» с. 21) Авторское определение жанра (на латыни) типично для Орфа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.

      Произведения К.  Орфа принадлежат  к западноевропейскому  искусству ХХ века. До настоящего времени работы композитора остаются дискуссионными, так как музыкальный язык очень специфичен и не обычен. Не желая отделять драматический театр от музыкального, он стал прекрасным драматургом и оригинальным режиссером. Его театр завоевывает крупнейшие сцены мира. 

        Данная работа является попыткой проанализировать два номера кантаты «Кармина Бурана» №6 и 7, обратив особое внимание на манеру оркестрового письма, как неотъемлемую составляющую стиля композитора.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Творческий  портрет Карла Орфа.

       Карл Орф - немецкий композитор, педагог (ФРГ). Член Баварской академии искусств (1950), Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1957). Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра. Обучался в Мюнхенской музыкальной академии. После окончания продолжил обучение у Германа Зильчера. С 1921г. становится учеником Генриха Каминского. Композитора увлекает творчество старых европейских композиторов – Орландо Лассо, Палестрины, Габриели и особенно Монтеверди. Интерес к этой музыке заставило сделать несколько обработок для исполнения в современных условиях. В Мангейском театре была поставлена опера Монтеверди «Орфей» с новым текстом в оркестровой редакции Орфа. Несколько позже осуществил сценическую постановку Lucas Passion (ошибочно приписываемых И. С. Баху), будучи дирижером Баховского общества в Мюнхене. Так же чутко он редактирует отрывки из оперы Монтеверди «Ариадна» и фрагмент- «танец неприступных».  Увлеченный лютневой музыкой XVI века, он сочиняет «Маленький концерт для чембало и духовых инструментов».

      Успех и признание  принесла К. Орфу  премьера сценической  кантаты «Кармина  Бурана» (1937), ставшей  впоследствии первой  частью триптиха  «Триумфы».

       Театр- стихия  К. Орфа. Лучшие  произведения композитора именно для театра.

Педагогическая  деятельность К. Орфа была связана с  Günther-Schule.

В 1923 году он познакомился с Дороти Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» (нем. Günther-Schule) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования. Педагогический опыт стал основой для пятитомного педагогического сочинения Schulwerk (Музыка для детей и юношества).

      Творческое наследие К. Орфа  представляет собой, как и крупные жанры (оперы, симфонические жанры, кантаты), так и миниатюры. Им написано: оперы - «Аглавена и Селизета», «Смерть Тентажиля», «Видения»; симфония с хором и солистами «Оранжерейные песни»; оркестровая пьеса «Танцующие фавны»; симфоническая поэма «Монна Ванна»; сценические кантаты- «Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты»; кантаты - «Так говорил Заратустра», «Возведение башни»; комедия «Сон в летнюю ночь»; трагедия «Царь Эдип» и «Антигона»; пьесы для певцов - «Луна» и «Умница»; хоры, песни. Излюбленный жанр К. Орфа- это сочинения для театра (сценические кантаты, оперы).

Гармонический язык К. Орфа.    

       Гармонический язык К. Орфа не обычен, свойствен музыке ХХ века. Диссонирующие аккорды трактуются композитором не как конфликтные звукосочетания, а как колористический фон или символический знак.

       К. Орф стремиться возродить  силу элементарного одноголосия. В гармонии строго и нередко и однообразно представлены основные функции лада. Модуляции встречаются редко, хроматические изменения ступеней чаще всего появляются в мелодии.

      Упрощение гармонической вертикали,  возврат к простейшим диатоническим  созвучиям, употребление неразрешимых диссонирующих комплексов в функции устойчивых созвучий, отказ от сложных модуляций и построение многослойной, политональной гармонической ткани- все эти приемы ярко представлены в творчестве К. Орфа.

Ритмика в творчестве К. Орфа.

       Ритмика К. Орфа проявляет себя  в остино. Композитор динамизирует ритмическое остинато различными средствами. Он создает свои поля остинато на основе куплетных или простых форм, оригинально используя статику остинато и его свойство накапливать напряжение.

       Образность ритмов К. Орфа проявляется  иногда в использовании отдельных  ритмических формул, символически повторяющихся как «лейтритмы».

Оркестр К. Орфа.

       Из оркестровых составов К. Орфа видно, что намерения его противоположны инструментальным звучностям романтической музыки 19 века.

По сравнению  с классическими партитурами  для большого оркестра К. Орфа много места отводит декоративным звучностям: различным звенящим, вибрирующим тембрам, шелестящим, создающим эффекты всплесков, разнообразных четко фиксированных ударов.

       Композитор очень пристрастен  некоторым инструментальным тембрам.  В качестве декоративного звенящего  тембра, чистого или соединенного  с ударными, часто используется  фортепиано.

       Отличительной чертой его оркестрового стиля является детальная дифференциация тембровых функций. В партитурах К. Орфа заметно «редуцируются» некоторые очень употребительные тембры и широко развиваются возможности более редких тембров.

       К. Орф очень любит тембр  флейты, поэтому часто суммирует звучание не высоких флейт (одновременно до шести), вводит редкие разновидности этого инструмента (различные низкие флейты, продольные флейты примитивного устройства). Струнные инструменты находятся в постоянной роли дублирующего мелодического средства. Литавры использует большие и малые, часто применяет соло литавр, воспроизводящие высоту звука, вплоть до мелодического речетатива.

       Несомненно, различные специфические  элементы в оркестре как правило  связаны с задачами ритмизации  речи и создания ритмико-шумовых эффектов, непосредственно или косвеннослужащих сценическим целям.

      

     

Часть 2.

История создания и краткая  характеристика кантаты  «Кармина Бурана».

       В 1803 году в Бойерене (баварские Альпы) при секуляризации имущества бенедикского монастыря придворный директор библиотеки Кристоф фон Аретин обнаружил неизвестный манускрипт безымянных поэтов 12-13 веков, который до сих пор хранится в баварской государственной библиотеке.

       Лишь в 1847 году сборник был  издан литературным союзом в Штудгарте под редакцией Шмеллера и получил название «Кармина Бурана», то есть  «Бойренские стихи». Песни этого сборника вдохновили К. Орфа.

       В сборнике 2 раздела. В первый, под названием «серия» включены  стихи моральные, религиозные. Кроме этих стихов в этот раздел входят 2 мистерии- пасхальная и рождественская- и один прозаический текст евангельского характера. Во втором разделе объединяются amoria, potatoria и lusoria (любовное, застольное и развлекательное). Каждый раздел имеет свою нумерацию. Всего в сборнике 450 текстов, различных по размерам, начиная от одной строфы и заканчивая поэмой в 77 строф.

      Авторами этих песен были ваганты-бродяги без определенных занятий, которые  скитались по всей Европе. Группы вагантов образовывались из различных деклассированных элементов общества. Здесь и беглые монахи и школяры монастырских и епископальных школ, студенты различных европейских университетов.

        С помощью литератора Гофмана  К. Орф выбрал из множества  стихов 24 фрагмента и скомпоновал их в 3 части кантаты с прологом.

       Состав исполнителей разнообразен. К Орф использует, как и большие  составы - хор и оркестр, так  и малые составы: солисты- сопрано,  тенор, баритон; ансамбль (3 тенора, баритон, 2 баса); малый хор и хор  мальчиков. Так же не обычен состав ударных инструментов - колокольчики, ксилофон, кастаньеты, трещотка, бубенчики, треугольник, 2 маленькие тарелки, 3 тарелки, там-там, 3 колокола, колокола трубчатые, бубен, 2 барабана, большой барабан.

         

       Пролог «Кармина Бурана» называется «Fortuna Imperatrix Mundi» («Фортуна- владычица мира»). Он  Навеян образом колеса фортуны. В прологе использованы полностью тексты «O, Fortuna» и «Fortune Plango». Название песен в сборнике, за редчайшим исключением, отсутствуют. У К. Орфа каждый номер получает свое название по первым словам текста, название же пролога и частей принадлежат самому композитору.

       Содержание пролога – всевластие  Фортуны. Судьба, изменчивая как  лунный лик, то угрожающая, то  тешащая бессмысленной надеждой, сокрушает сильного и отважного – таков смысл первого хора. Второй хор расшифровывает аллегорический образ колеса: «Я сидел на троне Фортуны, высоко вознесенный и увенчанный цветами благоденствия….ныне же низвергнут… Вертится колесо Фортуны, и я спускаюсь униженный и обездоленный, а другой….возносится ввысь».

       В первой части «Primo Vere» (Раннею весною)- песни о любви и весенние хороводы. Светлая сцена «Uf dem Anger» (На поляне), завершающая первую часть, рисует весеннее пробуждение природы и любовных чувств. Музыка пронизана свежестью народных песенно-танцевальных оборотов.

       Вторая часть «In taberna» («В кабаке»). Весенняя радость первой картины сменяется бесшабашным кутежом бродяг. Буйное веселье наполняет всю картину, которая открывается «отрывком из исповеди». Затем следует «Плач жареного лебедя». Здесь пародируются различные оплакивания в церковных богослужениях. Следующий номер «Ego Sum Abbas»: «Я – настоятель вольного монастыря. Клир мой –забулдыги, власть моя над теми, кто душой привержен игре в кости». Картина заканчивается всеобщей вакханалией, для которой полностью использован текст «In Taberna».

       Третьей части К. Орф  дал  французское название «Cour d amours» (Двор любви). Здесь собраны лучшие любовные песни сборника. Речь идет о сбывающейся любви. Она еще безымянна, любовное чувство еще не воплощено в образах конкретных героев, но уже выражено более определенно, чем в первой части. В третьей части переработка текста связана не количественными, а смысловыми соображениями:

-утверждение  всеобщности любви

- воплощение  прекрасной женственности в образе  девушке в красной тунике

- описание любовных  игр

-страстный призыв  любимой и целомудренное признание

-расцвет любовной  надежды. 

На вершине  всего этого звучит торжественный  гимн Венере, в который вторгается грозный мотив рока. Колесо повернулось, и царь повис вниз головой.

       Основной сюжетной линией Кармина  Бурана является развитие любовной  темы. Вторая картина - ярко контрастная середина. Обрамляющий кантату хор Фортуны несет следующий смысл: счастье не может быть безмятежно, и человек не властен над своей судьбой.

      

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.

Анализ  №6 Tanz сценической кантаты «Кармина Бурана».

       Шестой номер сценической кантаты является открытием второй картины 1 части (Uf dem Anger – На поляне). Музыка передает веселый образ баварского праздника. Этот номер полностью оркестровый. Форма трехчастная репризная. На протяжении всего номера повторяется как бы «рефрен»(5-14 такт).

        Начинается номер с небольшого вступления у медно-духовых, струнных инструментов и барабанов. Тональность C-dur. По тоническому трезвучию идет движение вверх половинками. Основной трудностью в этом маленьком вступлении для дирижера - сделать четкий переход с размера 2/4 на 3/8 (3 такт). Инструменталистам - соблюсти ритмический ансамбль на последнюю восьмую, где движение идет тридцатьвторыми (у струнных инструментов и барабана). Далее происходит смена размера (4/4) и смена темпа (allegro-132). Тема-рефрен состоит из 10 тактов, которые делятся на 2 предложения - полностью повторные. Нюанс- ff. Мелодия поручена первым скрипкам. Аккомпанирующая группа - вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Основная сложность заключается так же в не симметричности размеров. Размер меняется почти в каждом такте. Принцип мелодии таков - в зависимости от размера движение идет то четвертями то восьмыми. Аккомпанемент прост, но в тоже время очень интересен. Создает не обычный колорит, что объясняется характером номера. Основной прием игры- пиццикато. Низкие струнные играют в долю, а альты  и нижний голос вторых скрипок вторят им только в синкопу. Функциональность этого рефрена интересна - К. Орф не использует ни разу полного оборота, только автентический. (5-14 такт).

Информация о работе Анализ № 6 и 7 сценической кантаты "Кармина Бурана" Карла Орфа