Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:28, реферат
Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - русский пианист, педагог, композитор. Крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общественный деятель — во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий с успехом выступал Александр Борисович Гольденвейзер. Ему всегда было свойственно неустанное стремление к знанию.
Моисей Соломонович Гольденвейзер (1860-е — 1921, Варшава) — юрист, юрисконсульт банка Полякова, библиофил, литературовед и историк (в его доме в Гранатном переулке в 1910-е годы проживали родители А. Д. Сахарова). Его сын:
Николай Моисеевич Гольденвейзер — юрист, драматург и прозаик, глава юридического отделения русского земства и гражданского союза, преподавал в Московском университете.
Владимир Соломонович Гольденвейзер — дворянин, инженер путей сообщения. Его дети:
Елена Владимировна Гольденвейзер (1881—1958) — врач, жена правого эсера Владимира Львовича Утгофа, осужденного по «процессу правых эсеров» в 1922 году и впоследствии расстреляного 12 октября 1937 годa.
Лев Владимирович
Гольденвейзер (1883—1959) — российский
адвокат, театральный режиссёр-
Алексей Львович
Гольденвейзер (1911—2003) — советский
математик в области
Автор трёх опер («Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину), «Певцы», «Вешние воды» (по И. С. Тургенев), кантаты «Свет Октября», камерно-инструментальных ансамблей, фортепианнных пьес, романсов (всего свыше 40 музыкальных произведений).
Написал многочисленные критические статьи и ряд книг:
Воспоминания о Л. Н. Толстом:
Вблизи Толстого. Записи за 15 лет (2 тома 1922, 1923)
Лев Толстой и музыка. Воспоминания (в соавторстве с Н. Н. Гусевым, 1958);
32 сонаты Бетховена (1966)
О музыкальном искусстве (1975)
Под редакцией Гольденвейзера отдельной книгой вышли «Письма Ф. Шопена» (Москва, 1929).
Лауреат Сталинской премии первой степени (1947)
Награждён орденом Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.
народный артист СССР (1946)
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР, АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ (1875–1961), русский пианист, педагог, композитор. Родился в Кишиневе 26 февраля (10 марта) 1875, отец его был юристом и литератором. Музыке обучался у В.П.Прокунина. В 1895 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано (обучался у А.И.Зилоти и П.А.Пабста), в 1897 по классу композиции А.С.Аренского, М.И.Ипполитова-Иванова; контрапунктом занимался у С.И.Танеева. В 1896 познакомился с Л.Н.Толстым, который оказал значительное воздействие на духовное формирование Гольденвейзера. С 1901 выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и др. (под псевдонимами: А., А, Борисов, Г. Г–р), вел просветительскую работу. Концертировал (вплоть до 1956), в том числе в ансамблях с Э.Изаи, Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б.Коганом, С.Н.Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена. Преподавательскую деятельность начал в 1897, в 1904–1906 работал в Московском филармоническом училище; с 1906 был профессором Московской консерватории (в 1922–1924 ректор, в 1939–1942 директор). В 1932–1934 был заместителем председателя Московского Союза композиторов. В 1931 организовал «Особую детскую группу» при консерватории, в 1936–1941 был художественным руководителем Центральной музыкальной школы при консерватории. Создатель пианистической школы, среди его учеников – С.Е.Фейнберг, Г.Р.Гинзбург, Р.В.Тамаркина, Т.П.Николаева, Д.А.Башкиров, Л.Н.Берман. В 1946 Гольденвейзеру было присвоено звание «Народный артист СССР». В 1947 он был награжден Сталинской премией. Автор свыше 40 музыкальных произведений, в числе которых 3 оперы – Певцы, Вешние воды (по И.С.Тургеневу), Пир во время чумы (по А.С.Пушкину), многочисленных редакций фортепианных сочинений, а также книг: Вблизи Толстого. Записи за 15 лет (2 тома 1922, 1923), Лев Толстой и музыка. Воспоминания (совместно с Н.Н.Гусевым; 1958), 32 сонаты Бетховена (1966), О музыкальном искусстве (1975).
Умер Гольденвейзер в поселке Николина Гора близ Москвы 27 ноября 1961. Музей-квартира музыканта в Москве с 1955 является филиалом Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
Память души, склонность к анализу, к оценке событий, людей — свойство характера Александра Борисовича Не случайно всю свою жизнь он вел личный дневник, на который в настоящем издании в комментариях даются частые ссылки. Думается, любопытно одни и те же события увидеть и глазами человека опытного, уже пережившего их, и глазами непосредствен¬ного участника, молодого человека, романтического и импульсивного.
Желание поделиться своими воспоминаниями возникло у Гольденвейзера достаточно рано; непосредственно приступил он к мемуарам в конце 1930-х годов. Рукопись создавалась фрагментами, отрывками; одни эпизоды Александр Борисович диктовал, другие писал сам. Воспоминания не доведены до конца. Александр Борисович все время собирался продолжить эту работу и еще в октябре 1961 года (за месяц до кончины) вновь собирался обратиться к дневниковым записям и другим материалам, необходимым для продолжения записок. Интенсивная подготовка ко Второму конкурсу пианистов имени П.И. Чайковского заставила его отодвинуть работу, а внезапная кончина 26 ноября 1961 года на даче на Николиной горе не позволила завершить эти ценнейшие воспоминания — мемуары человека, так много видевшего и сделавшего для культуры России.
Долгие годы в архиве А.Б. Гольденвейзера хранилась эта рукопись. Огромная роль в подготовке мемуаров Александра Борисовича принадлежит его ученице, другу и второй жене — Елене Ивановне (урожденной Грачевой), которая до последних дней (умерла в марте 1998 года) продолжала работу над ними. По ее словам, «была сделана попытка бережно собрать разрозненные фрагменты, восстановить логическую связь событий, найти неожиданные "включения", а также резкие обрывы и воссоединить их в единое целое. Собранный таким образом материал сам, естественно расположившись, образовал двухчастную форму, к сожалению, без завершающей каденции, а как бы с многоточием». Первая часть — воспоминания о детстве, вторая — серия очерков. Это статьи о консерваторской жизни, о педагогах, о товарищах-сокурсниках, а также воспоминания о музыкантах, гастролиро-вавших в Москве. На страницах «Воспоминаний» перед читателем предстает целая плеяда музыкантов, актеров, писателей, среди которых К.С. Станиславский, М.О. Гершензон, В.П. Прокунин, А.И. Губерт, А.И. Зилоти, П.А. Пабст, А.Н. Толстой, А.С. Аренский, В.И. Сафонов, Г.Э. Конюс, М.М. Ипполитов-Иванов, П.Ю. Шлецер, С.В. Смоленский, Н.Д. Кашкин, И.В. Гржимали, Е.А. Лавровская, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Г.А. Алчевский, И. Левин, ТХ Бубек, Всеволод Буюкли, К.А. Кипп, А.А. Ярошевский, А.Ф. Гедике, Н.А. Римский-Корсаков, Эжен Д'Альбер, Эмиль Зауэр, Иосиф Гофман, Софья Ментер и А.Н. Есипова, София Познан-ская, Игнацы Ян Падеревский, Альфред Грюнфельд, Рауль Пиньо, Феруччо Бузони, Леопольд Годовский, Яша Хейфец, Ф.И. Шаляпин и многие другие.
Особенно интересны воспоминания об учителях, о композиторах-друзьях и их близких (очерки о С.И. Танееве, С.В. Рахманинове, А.Н. Скрябине, Н.К. Метнере, Г.Л. Катуаре, М.П. Беляеве, С.А Кусевицком, Л.Л. Сабанееве). Безусловно, оценки автора мемуаров очень личные, но именно это и привлекает читателя.
В архиве Александра
Борисовича сохранилось множество
интересных документов, которые дополняют,
расширяют, углубляют его записи. Некоторые
материалы, среди которых автобиография
А.Б. Гольденвейзера, список его сочинений,
а также музыкальных произведений, вышедших
под его редакцией, даны в настоящем издании
в приложении к мемуарам. Книга снабжена
полным именным указателем. Проходит время.
Меняются люди, страна, атмосфера жизни.
И для нас особенно важно, что по-прежнему
выходят в свет дневники, воспоминания,
записки как ценнейшие свидетельства
ушедших поколений. Письма, мемуары были
любимым чтением для А.Б. Гольденвейзера.
И очень бы хотелось, чтобы воспоминания
самого Александра Борисо¬вича заняли
достойное место в ряду сочинений мемуарного
жанра. Презентация книги, приуроченная
к годовщине смерти музыканта, состоялась
26 ноября в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера.
Информация о работе Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961)