Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:28, реферат
Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - русский пианист, педагог, композитор. Крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общественный деятель — во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий с успехом выступал Александр Борисович Гольденвейзер. Ему всегда было свойственно неустанное стремление к знанию.
Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - русский пианист, педагог, композитор. Крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общественный деятель — во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий с успехом выступал Александр Борисович Гольденвейзер. Ему всегда было свойственно неустанное стремление к знанию. Это касается и самой музыки, в которой его эрудиция не знала границ, это касается и других областей художественного творчества, это касается и самой жизни в разных ее проявлениях. Жажда знаний, широта интересов привели его в Ясную Поляну к Льву Толстому, заставляли его с одинаковым энтузиазмом следить за литературными и театральными новинками, за перипетиями матчей за мировую шахматную корону. «Александр Борисович, — писал С. Фейнберг, — «всегда живо интересуется всем новым в жизни, литературе и музыке. Однако, будучи чужд снобизма, какой бы области это ни касалось, он умеет найти, - несмотря на быструю смену модных течений и увлечений, непреходящие ценности — все важное и существенное». И это сказано в те дни, когда Гольденвейзеру исполнилось 85 лет!
Будучи одним из основоположников советской школы пианизма, Гольденвейзер олицетворял собой плодотворную связь времен, передавая новым поколениям заветы своих современников и учителей. Ведь путь его в искусстве начался еще ев конце прошлого века. На протяжении долгих лет ему пришлось встречаться со многими музыкантами, композиторами, писателями, которые оказали значительное влияние на его творческое формирование. Однако исходя из слов самого Гольденвейзера, тут можно выделить узловые, решающие моменты.
Детство... «Свои первые музыкальные впечатления, — вспоминал Гольденвейзер, — я получил от матери. Мать моя не обладала выдающимся музыкальным дарованием, в детстве она некоторое время брала в Москве уроки фортепианной игры у небезызвестного Гарраса. Она также немного пела. У нее был отличный музыкальный вкус. Она играла и пела Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона. Отца по вечерам часто не бывало дома, и, оставаясь одна, мать целыми вечерами музицировала. Мы, дети, часто слушали ее, а ложась спать, привыкли засыпать под звуки ее музыки».
А позднее — учеба в Московской консерватории, которую он окончил в 1895 году как пианист и в 1897 — как композитор. А. И. Зилоти и П. А. Пабст — его учителя по фортепианному классу. Еще в студенческую пору (1896) он дал свой первый сольный концерт в Москве. Композиторским мастерством молодой музыкант овладевал под руководством М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, С. И. Танеева. Каждый из этих прославленных педагогов так или иначе обогатил художественное сознание Гольденвейзера, но занятия у Танеева и впоследствии близкое личное общение с ним оказали за молодого музыканта наибольшее влияние.
Еще одна знаменательная встреча: «В январе 1896 года счастливый случаи ввел меня в дом Л. Н. Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю мою жизнь было громадно. Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа». (О своем общении с великим, писателем он много позднее напишет двухтомную книгу «Вблизи Толстого».) И действительно, в своей практической деятельности концертанта Гольденвейзер еще в предреволюционные годы стремился быть музыкантом-просветителем, привлекая к музыке демократические круги слушателей. Он устраивает концерты для рабочей аудитории, выступая в домах Российского общества трезвости, в Ясной Поляне проводит своеобразные концерты-беседы для крестьян, преподает в Московской народной консерватории.
Эта сторона деятельности Гольденвейзера получила существенное развитие в первые годы после Октября, когда он на протяжении нескольких лет возглавлял Музыкальный совет, организованный по инициативе А. В. Луначарского: «В конце 1917 года я узнал, что при «Рабочем кооперативе»... организовался «неторговый» отдел. Этот отдел начал заниматься устройством лекций, концертов, спектаклей для обслуживания широких масс населения. Я отправился туда и предложил свои услуги. Постепенно дело разрослось. Впоследствии эта организация перешла в ведение Моссовета и была передана Московскому отделу народного образования (МОНО) и существовала до 1921 года. У нас образовались отделы: музыкальный (концертный и образовательный), театральный, лекционный. Я возглавлял концертный отдел, в работе которого участвовал ряд видных музыкантов. Мы организовали концертные бригады. В моей бригаде участвовали Н. Обухова, В. Барсова, Н. Райский, Б. Сибор, М. Блюменталь-Тамарина и др... Наши бригады обслуживали заводы, фабрики, красноармейские части, учебные заведения, клубы. Мы ездили в самые отдаленные районы Москвы зимой на розвальнях, а в теплое время — на ломовых полках; выступали порой в холодных, нетопленных помещениях. Тем не менее работа эта давала, всем участникам большое художественное и моральное удовлетворение. Аудитория (особенно там, где работа проводилась систематически) живо реагировала на исполнявшиеся произведения; по окончании концерта задавали вопросы, подавали многочисленные записки...»
Более полувека продолжалась педагогическая деятельность пианиста. Еще а студенческие годы он начал преподавать в Московском сиротском институте,, затем был профессором консерватории при Московском филармоническом обществе. Однако в 1906 году Гольденвейзер навсегда связал свою судьбу с Московской консерваторией. Здесь он воспитал более 200 музыкантов. Имена многих его учеников широко известны — С. Фейнберг, Г. Гинзбург, Р. Тамаркина, Т. Николаева, Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой, Л. Сосина... Как писал С. Фейнберг, «Гольденвейзер сердечно и внимательно относился к своим ученикам. Он прозорливо провидел судьбу молодого, еще не окрепшего таланта.. Сколько раз мы убеждались в его правоте, когда в юном, казалось бы, незаметном проявлении творческой инициативы он угадывал еще не раскрытое большое дарование». Характерно, что воспитанники проходили у Гольденвейзера весь путь профессиональной подготовки — от детских лет до аспирантуры. Так в частности, сложилась судьба Г. Гинзбурга.
Если затронуть некоторые методологические моменты в практике выдающегося педагога, то стоит привести слова Д. Благого: «Сам Гольденвейзер не считал себя теоретиком фортепианной игры, скромно называя себя лишь педагогом-практиком. Меткость и лаконизм его замечаний объяснились, между прочим, тем, что он умел обратить внимание учащихся на главный, решающий момент в работе и вместе с тем исключительно точно подметить все мельчайшие (подробности сочинения, оценить значение каждой детали для понимания и воплощения целого. Отличаясь предельной конкретностью, все замечания Александра Борисовича Гольденвейзера вели к серьезным и глубоким принципиальным обобщениям». Отличную школу в классе Гольденвейзера прошли и многие другие музыканты, среди которых композиторы С. Евсеев, Д. Кабалевский, В. Нечаев, В. Фере, органист Л. Ройзман.
И все это время, вплоть до середины 50-х годов, он продолжал концертировать. Тут и сольные вечера, и выступления с симфоническим оркестром, и ансамблевое музицирование с Э. Изаи, П. Касальсом, Д. Ойстрахом, С. Кнушевицким, Д. Цыгановым, Л. Коганом и другими известными артистами. Как всякий большой музыкант, Гольденвейзер обладал оригинальным пианистическим почерком. «Мы не ищем в этой игре физической мощи, чувственного обаяния, — отмечал А. Альшванг, — зато мы находим в ней тонкие оттенки, честное отношение к исполняемому автору, доброкачественный труд, большую подлинную культуру — и этого достаточно, чтобы некоторые исполнения мастера надолго запомнились слушателям. Мы не забываем некоторые интерпретации Моцарта, Бетховена, Шумана под пальцами А. Гольденвейзера». К этим именам смело можно прибавить Баха и Д. Скарлатти, Шопена и Чайковского, Скрябина и Рахманинова. «Большой знаток всей классической русской и западной музыкальной литературы, — писал С. Фейнберг, — он обладал чрезвычайно широким репертуаром... Об огромной амплитуде мастерства и артистизма Александра Борисовича молено судить по владению им самыми разнообразными стилями фортепианной литературы. В равной степени удавался ему филигранный моцартовский стиль и порывисто утонченный характер скрябинского творчества».
Как видим, когда
речь заходит о Гольденвейзере-
В программах пианиста
весомое место всегда занимали произведения
Шопена. «С большим вкусом и прекрасным
чувством стиля, — подчеркивает А. Николаев,
— Гольденвейзер умеет выявить
ритмическое изящество
Все упомянутые композиторы, а вместе с ними Гайдн, Лист, Глинка, Бородин, были также объектом внимания Гольденвейзера — музыкального редактора. Множество классических произведений, в том числе сонаты Моцарта, Бетховена, весь фортепианный Шуман приходят сегодня к исполнителям в образцовой редакции Гольденвейзера.
Наконец следует упомянуть о сочинениях Гольденвейзера-композитора. Его перу принадлежат три оперы («Пир во время чумы», «Певцы» и «Вешние воды»), оркестровые, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы, романсы.
...Так он прожил жизнь, долгую, насыщенную трудом. И никогда не знал покоя. «Тот, кто посвятил себя искусству, — любил повторять пианист, — должен все время стремиться вперед. Не идти вперед — значит идти назад». Александр Борисович Гольденвейзер всегда следовал позитивной части этого своего, тезиса.
Родился в Кишинёве в семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера. Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева. Работал учителем музыки при московском сиротском институте Императора Николая I.
В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Давида Шора.
В 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано. В 1936—1939 годах — заведующий кафедрой фортепиано, в 1918—1922 и 1932—1939 годах заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 годах — директор (ректор) Московской консерватории. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Среди учеников Гольденвейзера: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, М.С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, Маргарита Чхеидзе, Людмила Дмитриевна Имнадзе и более 200 других. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Жена А. Б. Гольденвейзера (с 24 января 1903 года) — музыкальный педагог, выпускница Московской консерватории по классу В. И. Сафонова (1905), пианистка Анна Алексеевна Гольденвейзер (урожд. Софиано; 1881—1929); в переводе А. А. Гольденвейзер в 1929 году были отдельной книгой опубликованы письма Шопена. Её племянник — советский физик и правозащитник А. Д. Сахаров.
Вторая жена А. Б. Гольденвейзера — пианистка и директор Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера Елена Ивановна Гольденвейзер (урожд. Грачева) (ум. в 1998 г., Москва)
Сестра А. Б. Гольденвейзера — Татьяна Борисовна Софиано (1869, Кишинёв — 1955, Москва) — была замужем за братом Анны Алексеевны Гольденвейзер.
Сестра А. Б. Гольденвейзера — пианистка Мария Борисовна Гольденвейзер (1873, Кишинёв — 1940, Москва) — была замужем за известным литературоведом, пушкинистом М. О. Гершензоном; племянник А. Б. Гольденвейзера — видный советский генетик С. М. Гершензон; племянница — искусствовед Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907—1977), жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905—1994), мать искусствоведа Марии Андреевны Чегодаевой (род. 1931).
Братья отца:
Александр Соломонович Гольденвейзер (1855—1915) — видный российский юрист-цивилист, автор трудов по гражданскому праву («Социальное законодательство Германской империи: страхование рабочих от несчастных случаев, на случай потери способности к труду и старости», 1890) и творчеству Л. Н. Толстого («Преступление — как наказание, а наказание — как преступление: мотивы Толстовского „Воскресения“», — Этюды, лекции и речи на уголовные темы, 1908 и 1911). Его сыновья:
Александр Александрович Гольденвейзер (1880—1940) — американский антрополог, профессор, специалист в области антропологии ирокезов.
Эммануил Александрович Гольденвейзер (1883—1953) — американский экономист и статистик, начальник статистического отдела Федеральной резервной системы США в 1926—1945 годах, президент Американской ассоциации экономистов (American Economic Association) в 1946—1953 годах, автор монографии «Federal Reserve System in Operation» (1925), перевёл на английский язык «Воскресение» Л. Н. Толстого.
Алексей Александрович Гольденвейзер (1890—1979) — юрист, видный еврейский общественный деятель в Киеве, Берлине и Нью-Йорке, издатель, публицист, автор книг «Киевские воспоминания» (1921), «Якобинцы и большевики: психологические параллели» (1922), «Я. Л. Тейтель (1850—1935)» (1944), «В защиту права» (1944), «Книга о русском еврействе» в 2-х тт. (с соавторами, 1960, 1968).
Информация о работе Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961)