Управление социальными системами: понятия, механизмы, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение научного материала о социальных системах и механизмах управления ими.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие социальной системы;
- проанализировать соотношение понятий «социальная система» и «социальная структура»;
- охарактеризовать виды социальных систем;
- охарактеризовать механизмы управления социальными си
- дать характеристику таким методам управления, как планирование, прогнозирование, проектирование.

Содержание

Введение 3
1. Сущность социальной системы в социологии 6
1.1 Понятие социальной системы 6
1.2 Взаимосвязь социальной системы общества и социальной структуры 9
1.3 Виды социальных систем 10
2. Управление социальными системами 13
2.1 Механизм управления социальными системами 13
2.2. Сущность социального прогнозирования 16
2.3. Сущность социального проектирования 21
2.4. Сущность социального планирования 26
2.5. Основные направления и инструменты управления развитием социальных систем 32
Заключение 38
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Управление социальными системами(курсовая).doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      Важным методом социального проектирования является аналогия. У нас есть эффективно функционирующие предприятия, рабочие поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

      При подготовке проекта нередко возникает  необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема  ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

      Разработка  социального проекта нередко  начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, определенная логика.

      В основе процесса проектирования лежит  анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале 30-х гг. был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью в минимальный срок построить невиданными в истории промышленности темпами совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать все возможное в тех условиях для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объективным критериям.

      На  этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить  тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

      Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как "за", так и "против" тех решений, какие имеются в мировой практике.

      На  базе полученной информации составляется задание на проектирование и то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей.

      Формулировка  задания рассматривается как  часть концепции, которая может  включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых, учитывая изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.

      На  заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает  в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

      2.4. Сущность социального  планирования

 

      Любое общество, заботящееся о будущем, постоянно разрабатывает и претворяет в жизнь программу обеспечения социального развития. Основной вопрос, который в связи с этим возникает, заключается в том, чтобы используемые средства и методы реализации поставленной цели совпадали с основными тенденциями и потребностями общественного прогресса. Именно степень научности, обоснованности отражения интересов большинства выступает критерием, показателем жизнеспособности и прогрессивности социальных преобразований и находит свое воплощение в эффективном управлении социальными процессами.

      Идея  планирования по своему происхождению - идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители  утопического социализма - А.Сен-Симон, Ш.Фурье, а Р.Оуэн даже попытался  ее реализовать в жизни. Однако уже  к концу XIX в. необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований трестов, концернов, фирм17.

      Постепенно  теория и практика планового решения экономических проблем стали распространяться, во-первых, до возможности регулировать изменения в масштабах всего общества, во-вторых, до попыток регулирования социальных процессов. Первые попытки более широкой трактовки плановых идей были осуществлены после октября 1917 г.

      Впервые термин "социальное планирование" был употреблен в "Новом курсе" Ф.Рузвельта, который был выработан  как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х гг. XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

      Исторический  парадокс состоит в том, что идея плановости, выдвинутая социалистической мыслью, в рамках нашей страны претерпела такие изменения, которые к началу 90-х гг. привели к полной ее дискредитации. Если кратко проанализировать итоги теории и практики планирования за 60 лет, то можно сказать, что это отвержение планового начала было следствием:

      а) постепенного отхода практики планирования от нужд человека, что выразилось в торжестве технократизма, в потере даже тех скромных находок, которые были характерны для теории и практики в 20-х - начале 30-х гг.;

      б) доведены до абсурда идеи распределения  всех ресурсов, что выразилось в мелочной регламентации всего и всея;

      в) абсолютизацией методов директивного командования и пренебрежением к методам косвенного регулирования, к созданию области свободы для развертывания потенциальных возможностей общества.

      Поэтому долгое время в СССР планомерное совершенствование социальных отношений выступало в значительной мере как возможность, пределы реализации которой были жестко ограничены достигнутым уровнем развития общественного производства и политическим диктатом. Самым пагубным образом на разработку теории и практики социального планирования влияли командно-административные методы руководства, не желавшие считаться ни с чем, кроме технико-экономических показателей. Человеческое начало в планировании всячески игнорировалось. Практически все пятилетние планы до 60-х гг. в качестве первостепенной задачи имели рост и увеличение объемов производства и лишь при их выполнении предполагалось удовлетворение потребностей людей.

      Но  жизнь не стояла на месте. Более того, она неумолимо требовала привести в соответствие экономические и социальные параметры развития. Характерно, что такая объективная потребность как внимание к человеку стала пробивать себе дорогу снизу, в трудовых коллективах.

      Первые  попытки научной разработки планов социального развития и их реализации были осуществлены по инициативе ленинградских предприятий. Вслед за распространением социального планирования в промышленности и строительстве попытки составления планов социального развития были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.

      Это мощное давление снизу постепенно переросло  в необходимость осуществления  плановости социального развития и  на следующем уровне социальной организации общества - в районах и городах, а затем в областях, краях, республиках. И это не могло не привести к еще одному знаменательному парадоксу. Когда под давлением объективной логики развития, практики планового решения социальных проблем "внизу" идея социального планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 г., то от этого юридического закрепления теория и практика социального планирования проиграли. Составление планов стало делом формальным. Госплан СССР к своим традиционным разработкам добавил "социальный аппендикс". За показатели социального развития никто не нес никакой ответственности: по-прежнему торжествовал план, вал, технико-экономические показатели, которые нужно было достигнуть любой ценой, в том числе и за счет социального благополучия людей. И пример в пренебрежении потребностями и интересами человека показывало государство.

      Вместе  с тем, этот нелегкий путь теории и  практики социального планирования принес свои результаты. Во-первых, стало очевидно, что объектами социального планирования должны выступать все уровни социальной организации - от общества до конкретного производства. Во-вторых, в качестве объектов социального планирования стали выступать функции общественной жизни: в сфере труда, культуры, образования, науки, семьи и т.д. В-третьих, планового решения потребовали процессы, которые раньше не подпадали под внимание плановой мысли: образ жизни, поведение людей, социальные катастрофы и т.п18.

      Опыт  также свидетельствует, что научное  управление общественной жизнью требует рассматривать социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни и т.д.

      Все это позволяет сделать вывод, что социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

      Общие методы планирования характеризуются  тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

      Долгое  время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

      Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

      Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Информация о работе Управление социальными системами: понятия, механизмы, инструменты