Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 02:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщение научного материала о социальных системах и механизмах управления ими.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие социальной системы;
- проанализировать соотношение понятий «социальная система» и «социальная структура»;
- охарактеризовать виды социальных систем;
- охарактеризовать механизмы управления социальными си
- дать характеристику таким методам управления, как планирование, прогнозирование, проектирование.
Введение 3
1. Сущность социальной системы в социологии 6
1.1 Понятие социальной системы 6
1.2 Взаимосвязь социальной системы общества и социальной структуры 9
1.3 Виды социальных систем 10
2. Управление социальными системами 13
2.1 Механизм управления социальными системами 13
2.2. Сущность социального прогнозирования 16
2.3. Сущность социального проектирования 21
2.4. Сущность социального планирования 26
2.5. Основные направления и инструменты управления развитием социальных систем 32
Заключение 38
Список литературы 41
Применительно к социальной позиции, ее динамический аспект отражает понятие социальной роли.
Как известно, функционирование и организацию социальной системы невозможно понять без учета взаимосвязи ее с системой культуры, ценностями и нормами, которые не только придают смысл деятельности входящим в систему индивидам, но и определенным образом организуют действия индивидов. Социальная структура, образуя ядро социальной системы, подобно последней, не может адекватно быть исследована вне системы культуры, особенно без учета влияния ее нормативного уровня, ибо, именно социальные нормы координируют и направляют поведение людей. Поэтому в качестве основных "строительных блоков" социальной структуры выступают три взаимонерасторжимых элемента - "норма", "социальная позиция" и "социальная роль".
Эти
три основных элемента образуют своеобразные
кирпичики, из которых может быть построена
структура любой социальной группы и организации5.
Именно эти элементы и образуют социальную
структуру любой социальной организации,
будь то семья, производственный коллектив,
учебное заведение, правительственная
организация, армия и т.п. В зависимости
от того, как организуются эти указанные
элементы в плане их соподчиненности,
иерархии, а главное - конкретного содержания
социальных ролей и позиций, отличающихся
друг от друга как по форме, так и по содержанию.
Наиболее важные из них - это первичные
группы (например, семья), формальные организации
(учреждения и предприятия), общности,
под которыми принято понимать территориальные
поселения людей (город и деревня, например),
социальные страты и классы, выделяемые
по социально-экономическим признакам,
национально-этническим образованиям
(нации, расы, народности) и наконец, социальные
институты - такого рода социальные организации,
деятельность которых направлена на решение
жизненно важных социальных проблем (экономика,
образовательные учреждения, религия,
семья). Указанные типы социальных групп
в своих взаимосвязях и отношениях образуют
социальную структуру общества в самом
широком смысле слова. Каждая из этих социальных
групп может быть рассмотрена как подсистема
социального целого, т.е. общества как
макросоциальной системы.
1.3
Виды социальных
систем
Основной связующий элемент социальной системы — человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др6. На рис. 1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
Рис. 1. Виды социальных систем
Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных — достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня7:
- техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;
- технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;
- организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;
- экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
- социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.
Все
системы взаимосвязаны и в
своем единстве составляют целостный
социальный организм. При этом техническая,
технологическая и
Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня.
Итак, социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации играют существенную роль в современном мире.
2.1
Механизм управления
социальными системами
Социальное
управление включает два основных подкласса -
управление индивидуальной деятельностью
человека и управление коллективной деятельностью
людей. Важнейшими видами
социального управления являются административно-
Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.
В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.
Иными
словами, классификация видов
Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления. Классификация (типология) управления представлена на рис.2.
Рис. 2 Роль и содержание механизма управления обществом
В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.
Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления9.
Инструмент управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный инструменты, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.
Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.
Рассмотрим такие виды социального управления, как прогнозирование, проектирование, планирование, их методы и инструменты.
2.2.
Сущность социального
прогнозирования
В системе социального управления особое место занимает прогнозирование. Пожалуй, никакое другое направление (по сравнению с планированием, управлением, проектированием) не сопровождалось такими зигзагами в своем становлении за последнюю четверть века от полного непризнания до чрезмерных упований на его могущество.
В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования. Наибольшее распространение получила точка зрения И.В.Бестужева-Лады, который исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего10. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и решений. Прогнозирование предположительно характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как аподиктическое (невероятностное) утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Не трудно заметить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем.
Есть и другие точки зрения. По мнению К.Шустера, прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с "календарем", т.е. с определенными количественными оценками. В соответствии с этим он относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях к категории предсказаний. А.Шмидт и Д.Смит заявляют, что под прогнозом обычно понимают количественное предсказание. Таким образом, "демаркационная линия" проводится между качественными (предсказание) и количественными (прогноз) оценками будущего11.
Информация о работе Управление социальными системами: понятия, механизмы, инструменты